Методическая разработка конспекта урока по математике "Площадь прямоугольника"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: Площадь прямоугольника


Тема данного урока рассматривается в четвертом параграфе учебника Математика. 5 класс УМК Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург.

Целью данного параграфа является расширение представлений обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Методическая разработка представляет второй урок по данной теме. В ходе урока предусмотрено повторение свойств площади геометрических фигур, понятий «равные фигуры» и «равновеликие фигуры», изученных на предыдущем уроке.

С правилом нахождения площади прямоугольника обучающиеся 5 класса знакомы из курса начальной школы. Поэтому особое внимание на уроке уделяется составлению формул для вычисления площади прямоугольника и квадрата и записи их в буквенном виде.

Формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника обучающиеся получат в результате мини-исследовательской работы.

В ходе урока изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне, обучающиеся продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Использование презентации поможет в закреплении каждого шага изучения нового материала решением устной задачи со слайда.

Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний о площади геометрических фигур, выработка умений и навыков по применению формул для вычисления площади прямоугольника и площади квадрата.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам:  S = a · b, S = a2; самостоятельно выведут формулу площади прямоугольного треугольника

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебник по математике, раздаточный материал (прямоугольники и квадраты), ножницы, конверты для игры «Почтальон» электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Сообщает план урока

Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний.
1. Устный счет
Вставьте число в прямоугольную рамку, чтобы получилось верное равенство
1. Обучающиеся решают примеры устно. СЛАЙД 2
2. Мотивация
Учитель задает вопросы, ведет фронтальный опрос
- Какие две фигуры называются равными?
- Перечислите равные фигуры на слайде.
- Что мы знаем о площади и периметре равных фигур?
- Какие фигуры называются равновеликими? Найдите равновеликие фигуры на слайде.
- Что такое квадратный сантиметр?
- Что значит измерить площадь фигуры?
Измерить площадь фигуры – это значит, сравнить ее с квадратным сантиметром.
(Для этого выясним, сколько раз квадратный сантиметр уложится на ней.)
Найдите площадь каждой фигуры на слайде.
2. Отвечают на вопросы:
Две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.
Фигуры одинаковой площади называют равновеликими.
СЛАЙД 3, СЛАЙД 4, СЛАЙД 5

3. Работа в парах
У вас на столе лежат три фигуры. Найдите площадь фигур в квадратных сантиметрах.
Сложите из данных фигур одну.
Какая фигура получилась?
Чему равна ее площадь?
Каким свойством площади вы руководствуетесь?

Площадь первой фигуры 37 см²
Площадь второй фигуры 38 см²
Площадь третьей фигуры 37 см²
Прямоугольник площадью 112 см².

Свойство площади: Площадь фигуры равна сумме площадей ее частей.
На  доске обучающиеся показывают полученную фигуру, закрепив магнитами.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся
Удобно ли вычислять площадь прямоугольника, сравнивая ее с квадратным сантиметром? Знаком ли вам другой способ нахождения площади прямоугольника?
Сформулируйте тему урока. Обучающиеся определяют для себя задачи, которые будут решать в течение урока

СЛАЙД 7, СЛАЙД 8

Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.
Тема урока: Формула площади прямоугольника.

IV. Первичное усвоение новых знаний.
Записываем тему урока в тетрадь.
- Вспомним, как найти площадь прямоугольника, что для этого нужно знать?
Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника.

Учащиеся делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину.
Площадь можно найти по формуле: S = a · b
Измеряют длину и ширину прямоугольника, находят площадь по формуле.
Решают задачи устно со СЛАЙДА 9
Решая,  задачу 3 с данного слайда, записывают формулу для вычисления площади квадрата. СЛАЙД 10

V. Первичное проверка понимания.
Решение  задач. Взаимопроверка по образцу.

Работа по учебнику:
Решение
№718 а = 5см, b= 2см , S-?см², S=5·2= 10 см²
или 5·2=10 (см²) – площадь прямоугольника.
Ответ: 10см²
719. 1) 28 : 7 = 4(см) – ширина прямоугольника
2) 28· 4 =112 (см²) – площадь прямоугольника.
Ответ: 112см²
№ 721
15· 15 = 225 (см²) – площадь квадрата
ИЛИ   15²=225 (см²) – площадь квадрата
Ответ: 225 см²
№ 722
S= 36см²  а = 6см.
Ответ:  6 см

VI. Физминутка.
Почтальон
Какое действие выполнял почтальон? Соотнесите это действие с темой урока.
Какова длина стороны квадрата, площадь которого указана на ваших номерках?

Для игры выбираются почтальоны, которым выдается конверт с заданиями. На каждом листе дан пример, его необходимо решить и доставить по адресу. Адресом является карточка с ответом, стоящая на парте ученика. Почтальон доставляет конверт и меняется ролью с получателем. В ходе игры обучающиеся считают устно и перемещаются по классу.
Сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
Для данного урока на карточках задание – возведение в квадрат.

VII. Изучение нового материала. Получение формулы площади прямоугольного треугольника.
Учитель задает наводящие вопросы к задаче.
- Какие треугольники получились при выполнении чертежа?
- Какое предположение можно сделать? Для подтверждения этого воспользуйтесь прямоугольником (моделью), лежащим на столе. Соедините отрезком противоположные углы прямоугольника. С помощью ножниц разрежьте фигуру по полученной линии. Сравните треугольники. Сделайте вывод.
Аналогично с помощью разрезания квадрата предлагается решить №742.

№ 741
Обучающиеся выполняют чертеж в тетради:
1) строят прямоугольник АВСД.
2) соединяют вершины А и С.
Выполняют аналогичные действия с моделью прямоугольника.

Разрезают. Делают вывод, что получившиеся треугольники равны.
Записывают формулу
S=ab:2
Вычисляют площадь по данным задачи из учебника:
1)5·6:2=15(см²) – площадь треугольника АВС, площадь треугольника АСD

Выполняют устные задания на нахождение площади прямоугольного треугольника по слайду. СЛАЙД 11

№742

Обучающиеся самостоятельно при помощи модели квадрата ищут способ решения. Записывают:
4²=16(см²)- площадь квадрата
2) 16:4=4 (см²) – площадь каждого из получившихся треугольников.

Выполняют решение задач устно по слайду. СЛАЙД 12

VIII. Подведение итогов урока.
По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?
- Давайте найдем в учебнике основные правила и формулы, изучаемые на уроке (стр.132-133 учебника). Запишите в тетради-справочники формулы для вычисления площади прямоугольника, площади квадрата, площади прямоугольного треугольника.

 

Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют записи в тетради.

IX. Рефлексия.
Закончи предложение:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…

СЛАЙД 13
Обучающиеся формулируют законченные предложения.