Тема данного урока рассматривается в четвертом параграфе учебника Математика. 5 класс УМК Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург.
Целью данного параграфа является расширение представлений обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.
Методическая разработка представляет второй урок по данной теме. В ходе урока предусмотрено повторение свойств площади геометрических фигур, понятий «равные фигуры» и «равновеликие фигуры», изученных на предыдущем уроке.
С правилом нахождения площади прямоугольника обучающиеся 5 класса знакомы из курса начальной школы. Поэтому особое внимание на уроке уделяется составлению формул для вычисления площади прямоугольника и квадрата и записи их в буквенном виде.
Формулу для нахождения площади прямоугольного треугольника обучающиеся получат в результате мини-исследовательской работы.
В ходе урока изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне, обучающиеся продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Использование презентации поможет в закреплении каждого шага изучения нового материала решением устной задачи со слайда.
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний о площади геометрических фигур, выработка умений и навыков по применению формул для вычисления площади прямоугольника и площади квадрата.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; самостоятельно выведут формулу площади прямоугольного треугольника
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебник по математике, раздаточный материал (прямоугольники и квадраты), ножницы, конверты для игры «Почтальон» электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационный этап |
Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. |
II. Актуализация знаний. 1. Устный счет Вставьте число в прямоугольную рамку, чтобы получилось верное равенство |
1. Обучающиеся решают примеры устно. СЛАЙД 2 |
2. Мотивация Учитель задает вопросы, ведет фронтальный опрос - Какие две фигуры называются равными? - Перечислите равные фигуры на слайде. - Что мы знаем о площади и периметре равных фигур? - Какие фигуры называются равновеликими? Найдите равновеликие фигуры на слайде. - Что такое квадратный сантиметр? - Что значит измерить площадь фигуры? Измерить площадь фигуры – это значит, сравнить ее с квадратным сантиметром. (Для этого выясним, сколько раз квадратный сантиметр уложится на ней.) Найдите площадь каждой фигуры на слайде. |
2. Отвечают на вопросы: Две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут. Фигуры одинаковой площади называют равновеликими. СЛАЙД 3, СЛАЙД 4, СЛАЙД 5 |
3. Работа в парах |
Площадь первой фигуры 37 см² Свойство площади: Площадь фигуры равна сумме площадей ее частей. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся |
СЛАЙД 7, СЛАЙД 8 Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. |
Учащиеся делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину. |
V. Первичное проверка понимания. |
Работа по учебнику: |
VI. Физминутка. |
Для игры выбираются почтальоны, которым выдается конверт с заданиями. На каждом листе дан пример, его необходимо решить и доставить по адресу. Адресом является карточка с ответом, стоящая на парте ученика. Почтальон доставляет конверт и меняется ролью с получателем. В ходе игры обучающиеся считают устно и перемещаются по классу. |
VII. Изучение нового материала. Получение формулы площади прямоугольного треугольника. |
№ 741 Разрезают. Делают вывод, что получившиеся треугольники равны. Выполняют устные задания на нахождение площади прямоугольного треугольника по слайду. СЛАЙД 11 №742 Обучающиеся самостоятельно при помощи модели квадрата ищут способ решения. Записывают: Выполняют решение задач устно по слайду. СЛАЙД 12 |
VIII. Подведение итогов урока. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Рефлексия. |
СЛАЙД 13 |