Размещение материалов образовательной деятельности обучающихся и педагогов средствами «Личного портфолио»

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: Личное портфолио педагога


Слайд 2. Электронные образовательные ресурсы АИС «Сетевой город. Образование»

Презентация

«Сетевой Город. Образование» – автоматическая информационная система, с которой мы работаем не первый год, но до сих пор используем не все её возможности.

Основной задачей системы является внедрение электронного документооборота в систему образования, автоматизация отчетности. Однако кроме административных функций АИС «Сетевой Город. Образование» обладает полноценным функционалом по поддержке процесса обучения, в том числе организованного в полноценной дистанционной форме, в формировании контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

При реализации с помощью АИС «Сетевой Город. Образование» элементов контрольно-оценочной деятельности пришло время обратить внимание на модули «Сетевого города», которые могут быть использованы для организации учебного взаимодействия, выполняя коммуникационные, информационные, обучающие, контролирующие функции.

Идея портфолио, или папки индивидуальных учебных достижений, – один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру, где самым главным является так называемый «портфолиопроцесс» – совокупность процессов обучения и учения.

Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме.

Слайд 3. Виды портфолио

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио*:

________________________

* Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.243.

В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);
  • портфолио-отчет (собирается для учителя).

по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
  • рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
  • проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Сегодня мы рассмотрим электронное портфолио, возможность создания которого нам предоставляет система «Сетевой город. Образование» и которое объединяет в себе несколько из вышеуказанных вариантов портфолио. А также, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно еще и напрямую связано с информационными технологиями, приоритет которых также указан в ФГОС.

Педагогическая идея портфолио предполагает смещение акцента с выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся на фиксирование конкретных достижений по определенной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Слайд 4.

Технология «Портфолио» помогает решить педагогические задачи:

1) поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2) формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3) поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4) развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

5) содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6) создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Личный портфолио

Портфолио – это целенаправленная коллекция работ, которая демонстрирует усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.

Создавать личный портфолио могут пользователи с ролью администратора системы, учителя или ученика. Каждый пользователь может создать только один личный портфолио.

Таким образом мы имеем ещё одно место сбора, систематизации и хранения результатов педагогической деятельности учителя и учебной и внеурочной учащегося.

Слайд 5 Структура портфолио

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

Алгоритм запуска портфолио

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.

Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

Классический портфолио состоит из четырех разделов:

  • Портрет;
  • Достижения;
  • Коллектор;
  • Рабочие материалы.

Сегодня мы рассмотрим структуры личного портфолио ученика и педагога. И,конечно, портфолио педагога будет более наполненным, изменённым.

Слайд 6.

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, фотографию, эссе и т.п.

Данный раздел также может называться «Титульный лист» или «Общие сведения об учащемся/педагоге» Кроме фамилии, имени, отчества может содержать дату и год рождения; копии документов об образовании, полученная специальность, квалификация по диплому; трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ тему самообразования и т.д. Всё, что работник считает нужным разместить.

Слайд 7

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Учебные достижения за период обучения, учебный год:

  • Предметные (табель успеваемости, грамоты): Метапредметные (результаты УУД)
  • Внеучебные достижения: участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. (сканы дипломов, сертификатов)

Слайд 8. Для учителя данный раздел можно назвать «Результаты педагогической деятельности».

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности.

Учитель может здесь хранить свои Самоанализ или представление для аттестации.

Слайд 9.

Также в этот раздел помещаются:

  • материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • сведения о наличии медалистов;
  • сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
  • Сетрификаты, грамоты, благодарственные письма учителя.

Слайд 10.

Раздел «Рабочие материалы» включает все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.

Вкладки ученика:

  • Учебные файлы с сообщениями к урокам, конференциям
  • Внеучебные  - фотографии рисунков, поделок для представления на конкурсах и т.д.

Слайд 11.

Раздел «Рабочие материалы» включает все те материалы, которые созданы и систематизированы и систематизированы педагогом.

  • Рабочая программа по предмету
  • Сертификаты участия в вебинарах, семинарах

Например как заместитель директора я могу вложить сюда информацию о контроле в виде справок.

Внеучебные достижения

Для учителя можно предложить название раздела - «Научно-методическая деятельность» и размещать здесь:

  • Ваши методические разработки, свидетельствующие о профессионализме;
  • обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • обоснование выбора используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  •  участие в методических и предметных неделях; вебинарах;
  • организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  • проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
  • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
  • другие документы.

«Внеурочная деятельность по предмету»

  • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  •  список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

Классные руководители могут создать раздел «Классное руководство и размещать фотографии и информацию о различных интересных мероприятиях класса.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику и педагогу, но нужные для работы – памятки, схемы, списки литературы, статьи, иллюстрации, а также материалы других учителей и учащихся. (это могут быть материалы, предложенные преподавателем – памятки, схемы, списки литературы, или найденные учеником самостоятельно – статьи, иллюстрации, а также материалы других).

Иными словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.

Итак, основные разделы портфолио учащегося:

  • Портрет;
  • Достижения;
  • Рабочие материалы;
  • Коллектор

Каждый раздел содержит два подраздела: Ссылки и Документы. Эти подразделы могут в свою очередь содержать еще подразделы. Глубина их вложенности не ограничена.

Пользователь может произвольно менять структуру своего портфолио.

Таким образом каждый из нас получает индивидульный формат личного резюме. Каждый из разделов можно корректировать, удалять, переименовывать. Можно добавлять файлы, ссылки на web-ресурсы, диагностики.

После заполнения раздела обязательно «Сохранить».

Слайд 12.

Как пример, с разрешения родителей, приведу Вам элементы начала работы над Личным портфолио ученика нашей школы
По моей просьбе Наталия Юрьевна с Димой создали Портфолио, котороое теперь можно пополнять и редактировать.

Слайд 13.

Личное портфолио педагога предлагаем расширить разделами:

  • «Публикации»:
    • Ссылки на интернет-ресурсы с публикациями педагога;
    • Сертификаты о публикациях.
  • «Трансляция опыта»: выступления на семинарах, мастер-классах и т.д.
  • «Повышение квалификации» - свидетельства о пройденных курсах.

Важно, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

САМ пользователь-владелец назначает права на просмотр своего портфолио другими пользователями. Для этого владелец должен нажать на ссылку «Права на просмотр», выбрать группу пользователей (например, «учителя» или «родители») и отметить в списке тех, кому он желает предоставить доступ на просмотр своего портфолио.

Пользователь, которому дано такое право, в своем разделе «Личный портфолио» увидит кнопку Портфолио других пользователей, сможет выбрать из списка конкретного пользователя и просмотреть все разделы его портфолио.

Просмотр материалов должен быть разрешен всем пользователям АИС «Сетевой город. Образования» для онлайн голосования и участия портфолио в конкурсах.

Материалы портфолио учащегося могут содержать не только общую информацию о владельце и его внеучебных достижениях, но и разделы с результатами выполнения домашних и прочих заданий учителей.

Слайд 14.

И ещё на один элемент «Сетевой город. Образование» хочу обратить Ваше внимание и предложить к использованию в работе  –  Портфолио проектов.

Для тех, кому будет интересно более подробно изучить процесс работы над проектом в системе сетевой город в разделе «Ресурсы» есть вкладка «Документы» в которой представлена Разработка Центра профессионального образования (Министерство образования и науки Самарской области) и Рабочие листы для работы над проектом. Автор Голуб Галина Борисовна.

Но даже если ребёнок под Вашим руководством будет работать по обычной схеме создания проектая считаю, что система Сетевой город очень удобна для работы.

Слайд 15.

В отличие от личного портфолио, ученик и учитель могут создать несколько портфолио проектов.

Внутренняя структура портфолио проектов произвольная.

Внешне портфолио проектов выглядит как страница со структурированными по тематическим разделам материалами – ссылками и файлами.

Модуль «портфолио проектов» создан специально для того, чтобы организовывать пространство для проектной деятельности учащихся.

При работе над проектом кроме результатов работы над проектом необходимо хранить многочисленные промежуточные материалы (результаты работы с источниками информации, черновики, вспомогательные материалы и т.п.) и систематизировать их.

Учащиеся могут отражать работу над несколькими проектами на протяжении учебного года.

Причем логично, чтобы эти материалы были доступны и другим участникам проекта. Механизм портфолио проектов/тем упорядочивает работу учащихся над проектом.

АИС «Сетевой Город. Образование» позволяет не только организовать хранилище материалов проекта, но и гибко задать права доступа к этому хранилищу, что открывает новые возможности для сотрудничества и коллективной работы над проектом.

Например, можно разрешить редактирование определенных разделов проекта для группы учащихся, выполняющих проект, а выбранным преподавателям и родителям дать доступ на просмотр всего проекта.

Слайд 16.

В экране Ресурсы → Портфолио проектов/тем можно просматривать и редактировать структурированный каталог ресурсов, относящихся к школьному проекту/теме. По сравнению с экраном персонального портфолио, дополнительно есть фильтр «Портфолио проектов», позволяющий выбрать для просмотра один из доступных проектов – либо созданных текущим пользователем, либо где текущий пользователь является участником.

Т.е. Портфолио проектов – это ресурс, обеспечивающий коллективную работу группы учащихся.

Дополнительные кнопки на этой вкладке:

Кнопка Создать предназначена для создания нового проекта или темы. Создавать портфолио проекта/темы могут пользователи с ролями «Администратор системы», «Завуч», «Учитель».

Кнопка Изменить позволяет редактировать содержимое проекта, структуру его разделов и подразделов. Пользователь, создавший новый проект, автоматически становится руководителем проекта.

Кроме редактирования структуры проекта, руководитель может:

  • задавать права доступа к разделам проекта для других пользователей;
  • определять других руководителей проекта;
  • просматривать общий список участников проекта.

Руководитель проекта может гибко определять права доступа: любому сотруднику, учащемуся или родителю можно дать право на просмотр или редактирование выбранного подраздела проекта. Важно, что на этом экране права доступа применяются только к выбранному подразделу портфолио. Это полезно, например, в ситуации, когда разные пользователи работают над разными частями проекта, причем каждый из них должен иметь права на просмотр всего проекта.

Чтобы принудительно выставить права на все дочерние подразделы проекта, необходимо отметить опцию «Применить ко всем подразделам». Любой участник проекта может видеть все оглавление проекта (дерево разделов), но ресурсы в разделах может просматривать и редактировать только согласно правам доступа.

Данный инструмент может широко использоваться для безотметочного обучения, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников, так как можно создать множество портфолио проектов, соответствующих изучаемым предметам, для каждого класса, помогающих координировать подготовку к олимпиадам и конкурсам, портфолио для поддержки подготовки школьных мероприятий и т.д.

Программа «Сетевой город. Образование» позволяет обеспечить разноуровневый доступ к школьной информации максимальному числу пользователей (педагогам, администрации, ученикам, родителям, управлению образования). Педагогам и ученикам открыта возможность для самореализации в сети (портфолио педагога, портфолио ученика, портфолио проекта).

И всё же Портфолио больше нужно самому педагогу.

  • Все материалы систематизированы и под рукой, всегда есть возможность дополнения и корректировки
  • Облегчен поиск и доступ того, что «сотворил» на всем пути педагогической деятельности
  • Это еще и ваша визитная карточка, это ваш архив достижений «Портфолио» экономит время и силы
  • Это возможность и способ работы над собой
  • Самое главное - место приложения фантазии и творчества

 А каким будет ваше Портфолио – это вам решать, все зависит от ваших индивидуальных особенностей.

Практическая работа: Электронный Портфолио педагога

Для того, чтобы закрепить на практике процесс создания личного портфолио мы предлагаем с помощью нетбуков создать своё портфолио.

У вас на столах есть инструкция по создания портолио педагога и учащегося. Давайте попробуем создать и загрузить хотя бы несколько элементов.

Электронные версии документов для загрузки мы просили принести на флешке.

Слайд 17. Проект решения педсовета