Программа по формированию произвольности у детей с ОВЗ включает 4 этапа. Все задания взаимосвязаны и усложняются от этапа к этапу.
I этап – адаптационный. Цель – снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. Для достижения обозначенной цели преимущественно используются подвижные игры, хороводы; упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
II этап включает тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводится упражнениям, направленным на развитие у ребенка устойчивости, переключения внимания, что предполагает, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.
III этап направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дошкольники обучаются умению подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого в процессе познавательной деятельности.
IV этап – развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача – формирование навыков самоконтроля у детей с ОВЗ при выполнении любого действия, их способности в конце проверять его качество и эффективность выполнения. Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль).
Для достижения большего успеха, в первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
Кроме того, в практике формирования регулятивной функции поведения эффективны некоторые элементы дыхательной гимнастики.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Рекомендации воспитателям по работе с детьми с РАС
Принимать ребенка таким, какой он есть. Придерживаться определенного режима дня. Соблюдать ежедневные ритуалы. Не повышать голос и не издавать громких звуков. Как можно чаще разговаривать с ребенком. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка. Соблюдать четкость и краткость инструкций. Делать акцент на положительную мотивацию (использовать в обучении предметы, на которых ребенок фиксирует внимание). Использовать символы для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях (карточки ПЕКС). Всегда помнить, что внимание детей быстро рассеивается, и наступает пресыщение. Если ребенок неадекватно ведет себя на групповых занятиях, то приходится заниматься с ним отдельно. При РАС характерна сте6реотипия. Во время занятий взрослый может вклиниться или подключиться к его игре, постепенно вводя новые элементы.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы).
Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии.
Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована.
Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя.
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Дети с ТНР имеют сохранный интеллект. У них часто наблюдается лабильность эмоциональной сферы. Часто это происходит из-за того, что окружающие не понимают то, что хочет сказать ребенок.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости и вялости.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Дети с СДВГ отличаются повышенной двигательной активностью, сниженным вниманием и импульсивностью.
Причины возникновения: наследственный фактор, проблемы в период беременности и родов, травмы головы, стрессовые ситуации. Такие дети позже всех приступают к началу выполнения какой-либо деятельности и, соответственно, заканчивают тоже позже всех. Мозг детей с СДВГ лучше работает в мерцательном состоянии. Они находятся в постоянном движении. Эмоционально-волевая сфера лабильна. Их отличает повышенная демонстративность и болтливость. Поведение всегда страдает. Они всегда на слуху. Даже, если ребенок отсутствует, но произошло что-то из ряда вон выходящее, то дети могут говорить, что это проделка именно этого ребенка.
Педагогу приходится постоянно держать таких детей в поле зрения. При выполнении задания их надо просить повторить инструкцию, стараться давать четкую и конкретную инструкцию при контакте «глаза – в глаза». Если задание уже выполнено, то ребенку необходима двигательная разгрузка. Если ребенок нашел для себя любимое занятие, то его гиперактивность может уменьшаться. Ему важно давать поручения и хвалить за достижения.
Важно работать с родителями в союзе. Но зоны ответственности должны быть распределены следующим образом: дома – родители, в ДОУ – педагоги. При беседе с родителями мы обозначаем возникшую проблему и озвучиваем, какие методы были применены при ее решении.