Совершенствование физических качеств в основной школе при использовании фитбола

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, фитбол, эмоциональный настрой, сколиоз


Актуальность исследования

В современной школе развитие двигательных качеств у школьника, остается одной из самых важных педагогических задач. Воспитание основных физических качеств, здорового образа жизни, привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом также являются наиболее актуальными. Задача учителя в школе искать нетрадиционные средства и методы для активизации интереса школьников к занятиям физическими упражнениями. Применение новых технических средств и методов развития физических качеств на уроках по физической культуре в основной школе вносит новизну в обучение и повышает эмоциональный настрой школьников. Использование на уроках физической культуры фитбола является наиболее актуальным, так как решает все эти задачи.

Для обучающихся среднего и старшего возраста характерно естественное стремление к познанию всего, что его окружает. Ребенок имеет высокий уровень заинтересованности всем новым, неизвестным для него. Именно по этой причине ряд педагогов, занятых в области физической культуры склоняется к высокой эффективности применения различных новых предметов, новых методик и форм организации занятий, направленных на развитие у школьника основных двигательных навыков. Одним из способов организации занятий в старшем школьном возрасте является применение фитболов и активное внедрение в практику школ.

Самое первое использование «швейцарского мяча» или «мяча Пецци» было в 1963 году, где он был разработан и использован физиотерапевтами для нейроразвития у новорожденных и младенцев. Затем шары использовались для лечения взрослых с ортопедическими проблемами. Учитывая доказанный успех, шары pezzi в конечном итоге использовались в спортивных тренировках и альтернативных лечебных упражнениях, где нестабильность поверхности шара делает его идеальным для привлечения большего количества мышц без увеличения общей нагрузки.

«Фитбол» в переводе с английского языка обозначает «подходящий мяч» (fit – подходящий, соответствующий, ball – мяч). Он вызывает у школьника высокий уровень заинтересованности, поскольку это новый спортивный инвентарь. Кроме того, фитболы могут различаться по размеру, цвету, что помогает на каждом занятии поддерживать определенный уровень новизны, и соответственно, сохранять положительный эмоциональный фон в зале.

Фитбол позволяет выполнять привычные упражнения в необычной для учащихся форме. Также упражнения можно начать с различных исходных положений, что особенно эффективно при развитии у школьника гибкости и равновесия для формирования правильной осанки и снижения риска заболевания сколиозом. Выполнение многих сложных видов движений на фитболе является залогом достижения высоких результатов как в спорте, так и в повседневной жизни, что способствует дальнейшему развитию, совершенствованию и усложнению двигательных навыков.

Положительное воздействие на организм школьника оказывает механическая вибрация, которая возникает в ходе проведения занятия. Она является успешным средством корректировки таких патологий, как остеохондроз, неврастения, сколиоз, а также способствует развитию всех основных двигательных качеств ребенка. В первую очередь развивается чувство равновесия, определяющееся необходимостью поддерживать баланс тела. Фитбол-гимнастика важна в развитии физических качеств, поскольку с физиологической точки зрения она представляет собой комплексное воздействие на организм ребенка: происходит тренировка вестибулярного аппарата, развивается зрительный и тактильный аппарат. Основное воздействие приходится на опорно-двигательную систему, в частности на межпозвоночные диски, позвонки, суставы, сухожилия, фасции. Развиваются координационные способности.

В настоящее время проблема развития гибкости и равновесия у школьников является весьма актуальной, поскольку многие педагоги недооценивают важность этих качеств и не уделяют должного внимания их развитию и поддержанию, так как считают их естественными качествами учащихся, которые не нуждаются в целенаправленном развитии. Учитывая вышеперечисленные факторы, мы считаем необходимым применять фитбол на занятиях по физической культуре у школьников среднего и старшего возраста для решения следующих задач:

– развить максимально большое количество мышц;

– укрепить сердечно-сосудистую систему;

– улучшить координацию движения и вестибулярный аппарат;

– выровнять осанку;

– повысить устойчивость к травмам.

Цель исследования:

– анализ изменений работы опорно-двигательного аппарата и осанки учащихся;

– выявить эмоциональную составляющую настроя школьников на занятиях по физической культуре;

– оценить изменения физических качеств.

Методика и организация исследования построены на выборе нижеизложенных основных методов и порядка их применения на практических занятиях фитболом:

1. Метод сплошной выборки заключается в отборе желающих заниматься фитболом из всех обучающихся.

2. Метод индивидуального подбора физических упражнений с учетом физической подготовки обучающегося и его анатомических особенностей.

3. Метод контроля с целью предупреждения травматизма, обеспечения высокой работоспособности на протяжении всего занятия и содействия разностороннему физическому развитию детей.

4. Метод закрепления и совершенствования движений реализуется в самом процессе практических занятий.

5. Метод количественного подсчета направлен на систематизацию полученных результатов после сдачи нормативов.

Методика обучения технике упражнений с фитболами

Фитбол представляет собой большой мяч. Фитболы производятся преимущественно 35-85 сантиметров в диаметре и изготавливаются из мягкого, нетоксичного ПВХ-материала, что делает их безопасными для школьников с аллергией. Упругость шара можно регулировать через шток клапана, позволяя заполнять или сдувать шар. С его помощью проводится коррекция и реабилитация позвоночника после различных заболеваний. При помощи фитбола можно быстро и эффективно освоить различные виды движений. Он может применяться как тренажер.

Важными характеристиками фитбола является его упругость, цвет, вес и размер. Упражнения могут выполняться из различных исходных положений, что очень важно для учащихся разных физических и возрастных категорий. Основные исходные положения – лежа, сидя, стоя. Положение может быть на спине, на животе, на боку. Можно использовать различные броски, метание, катание.

Особую роль играет упругость фитбола [5; 6]. Отрицательное воздействие оказывает не только недостаточное давление внутри, но и чрезмерная надутость мяча. Рациональность применения разных видов фитболов определяется той целью, которую необходимо достичь в ходе занятий. При проведении занятий с лечебно – профилактической целью рекомендуется применять менее упругие мячи. Если же занятия проходят с общеразвивающей целью, применяют более упругие мячи.

Рекомендуемые базовые упражнения:

1. Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая. Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 приседаний, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

2. Исходное положение (далее и.п.) – упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе.

3. Присесть на пятки, фитбол прижать к коленям.

4. Вернуться в и.п.

5. И.п. – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

6. И.п. – лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

7. И.п. – лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбол, а вперед-назад.

8.  Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

9. Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

После успешного освоения базовых упражнений на фитболе, переходят к различным комплексам упражнений для достижения различных целей.

I. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе

Рекомендуемые упражнения:

1. Cамостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины.

2. В среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах [1; 4]. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

1. Ходьба на месте, не отрывая носков.

2. Ходьба, высоко поднимая колени.

3. Из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в и.п.

4. Приставной шаг в сторону.

5. Из положения сидя, ноги врозь перейти в положение ноги крест на крест.

II. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации)

Рекомендуемые упражнения:

1. Поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе.

2. Поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок.

3. То же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

III. Обучить упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе

Рекомендуемые упражнения:

1. Наклониться вперед, ноги врозь.

2. Наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук.

3. Наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны.

4. Наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук.

5. Сохранить правильную осанку и удержать равновесие в фазных положениях: руки в стороны, одна нога вперед, поднять руки вверх, согнуть в локтях – выполнить круговые движения руками.

6. Сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

7. И.п. – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

8. И.п. – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

9. И.п. – лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями.

10. В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

11. И.п. – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

12. И.п. – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

13. Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения – руки за голову.

IV. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола

Рекомендуемые упражнения:

1. Стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания.

2. То же упражнение выполнять, сгибая руки.

3. Стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад.

4. Лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом – на средней линии, лопаток.

5. И.п. – то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх.

6. И.п. – то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой [2; 3].

V. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии

Рекомендуемые упражнения:

1. И.п. – в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

2. И.п. – то же, но опора на фитбол одной ногой.

3. Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх:

1.  Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

2.  Исходное положение – то же, ноги вверх.

3. Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

4. Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

5. Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

6. Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

7. То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

8. Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

Заключение

Применение фитбола на занятиях по физической культуре со школьниками, позволило выявить постоянный рост интереса к занятиям. В период с сентября по апрель число занимающихся выросло на 18%, что видно из посещения по школьному журналу (см. график 1). Новизна упражнения, яркие краски, оздоровительная направленность, нетрадиционная организация занятий дополнительно привлекли к занятиям на уроки физической культуры учащихся с повышенным весом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушением осанки.

График 1 - Количество занимающихся фитболом

При выполнении упражнений с фитболом на 12% улучшились показатели гибкости, что было зафиксировано при сдачи нормативов на гибкость с сентября по апрель (см. график 2). Основные физические качества сила, быстрота, ловкость на занятиях фитболом значительных изменений не претерпели. В сдаче нормативов в подтягивании и сгибании рук не были превышены результаты, сохранились установленные границы.

График 2 – Показатели гибкости среди обучающихся

На занятиях фитболом у школьников заметно повысился интерес к самим занятиям, было обнаружено общее улучшение физического состояния и основных двигательных функций. Было еще раз доказано, что именно старший и средний возраст является оптимальным периодом для развития основных видов движения и различных физических качеств у учащихся. Это связано в первую очередь с тем, что на этот период приходится интенсивное развитие личности, как на физическом, так и на психическом уровне. Важно отметить, что постоянная работа по поиску нетрадиционных средств и методов активизации интереса школьников к занятиям физической культурой, применение новых подходов, упражнений и технических средств помогающих физическому развитию обучающихся, вносит новизну в процесс обучения и улучшает эмоциональный настрой школьников.

Список используемых источников

1. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие / В.Н.Белкина. – Ярославль: Академия развития, Академия и Ко, 2008. – 256 с.

2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе / Т.В.Волосникова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64 с.

3. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.В. Каштанова. – М.: АРКТИ, 2016. – 104 с.

4. Маханева М.Д. Здоровый ребенок / М.Д.Маханева. – М.: АРКТИ, 2014. – 261 с.

5. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей / А.А.Потапчук. – СПб.: Речь, 2007. – 99 с.

6. Сайкина Е.Г., Кузьмина, С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах»: учеб. Для вузов / Е.Г.Сайкина. – Метод, пособ. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 209 с.