Современные технологии вносят свои коррективы не только в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, но и в деятельность педагога. Уникальным средством обучения детей в настоящее время являются информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию, и дают возможность педагогу решать многие задачи. Перед педагогами встает проблема по применению, как того требует ФГОС ДО, современных техник, программ, информационно-коммуникационных технологий, и способностью применять их в педагогической деятельности. Использование ИКТ позволяет достигать более высоких результатов в своей деятельности и помогает решить ряд задач:
‒ сделать материал доступным понятным для восприятия, так как задействуются и зрительные анализаторы (метод наглядности);
‒ расширить возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учётом требований ФГОС ДО;
‒ создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников.
Не стало исключением и музыкальное воспитание. Внедрение ИКТ в процесс музыкального воспитания – это интеграция искусства и техники, которая способствует выявлению и развитию способностей каждого ребенка, формированию личности, имеющей развитые компетентности.
Реализация ИКТ на музыкальных занятиях осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к занятиям;
- работа с интернет-ресурсами;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских материалов.
Функции информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя разнообразны, это:
- источник учебной и музыкальной информации;
- подготовка текстов, выступлений;
- оформление документации музыкального руководителя;
- оформление и изготовление наглядных пособий, пиктограмм, таблиц, схем;
- увеличение банка наглядного демонстрационного материала: репродукции, иллюстрации, картинки;
- подбор музыкального материала для всех видов музыкальной деятельности.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
Для формирования и развития у детей устойчивого интереса к музыке, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным, занимательным и увлекательным, но в то же время не перегруженным. Материал должен вызывать интерес у дошкольников, содержать в себе «сюрпризность», эмоциональный всплеск, подъем, способствовать созданию положительной эмоциональной обстановке, и в то же время способствовать развитию музыкальных, творческих и индивидуальных способностей дошкольников.
Музыкальный руководитель может использовать средства ИКТ в самых разных формах и типах мероприятий: НОД, викторины, развлечения, совместный досуг с родителями, КВН, праздники и др. Например, в развлечениях и на занятиях дети, при отгадывании загадки при правильном ответе видят отгадку на экране; дети могут отправиться в путешествие на любом виде транспорта и очутиться в сказочной стране, а также могут, выполняя различные задания, помочь сказочному герою.
На занятиях с доминирующим видом деятельности «Восприятие», очень актуально использование мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint, которые ярко обогащают процесс ассоциативного познания, создают благоприятную атмосферу для прослушивания музыкального произведения и помогают надолго его запомнить. При знакомстве с творчеством композиторов необходимы портреты и фотографии, картинки с изображением главных героев. Например, изучая цикл произведений К.Сен-Санса «Карнавал животных», педагог дополняет слушание музыки показом видеофильмов, мультфильмов о животных.
На занятиях с доминирующим видом деятельности «Пение» также предполагается использование информационно-коммуникационных технологий. Так, например, для чёткой дикции, выразительного пения является важным понимание смысла слов, музыкального образа песни. Именно поэтому создаю картотеку электронных иллюстраций к песням. Работая над качеством исполнения песен, чистотой интонирования, можно использовать видеоролики с участием самих детей: исполнение песни сначала записывается на камеру, затем совместно просматривается на экране через проектор и обсуждается. При разучивании песни широко использую мнемотехнику и пиктограммы, которые способствуют быстро запомнить текст песни.
Применение ИКТ очень важно на занятиях с доминирующей музыкально-ритмической деятельностью. В процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений или разучивания элементов танца это помогает дошкольникам точно следовать указаниям руководителя, более чётко исполнять движения. Как раз для достижения таких результатов и служит просмотр специально созданных видеороликов. В своей работе я использую специально разработанный комплект пособий с CD-дисками: А.Бурениной «Ритмическая мозаика», И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Топ-топ, каблучок», Т.Суворовой «Танцевальная ритмика» и др. Например, при разучивании шага вальса или польки, детям предлагается просмотреть правильное выполнение конкретных движений на видео.
Театрализованные игры с использованием ИКТ способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти. Применение мультимедийного оборудования в процессе разучивания сказки-спектакля позволяет детям более эмоционально передать характер своего персонажа. В этом педагогу могут помочь специально подобранные анимационные эффекты, выведенные на экран. Например, в спектакле «Петя и волк» С.Прокофьева для передачи детьми мимики, жестов и движений героев создается презентация, где каждому из действующих лиц отводится отдельный слайд. Таким образом, применение ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя раскрывает перед ним большие возможности: при создании красочных познавательных презентаций, которые помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством; видеофильмов, способствующих не только на слух, но и наглядно освоить музыкальный материал, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
В своей работе музыкальный руководитель может использовать следующие компьютерные программы:
- Movavi Видеоредактор – это простая программа для монтажа и обработки видео. В приложении для редактирования видео от Movavi нет сложных настроек. Все эффекты добавляются простым перетаскиванием. Программа полностью на русском языке.
- ProShow Product (с ее помощью педагог может создавать слайд-шоу, она имеет более 20 встроенных шаблонов для презентаций и слайд-шоу, более 250 спецэффектов и переходов, сотни комбинаций анимационных эффектов, здесь можно добавлять музыкальные композиции и анимированные титры);
- Pinnacle Studio 14 (программа для нелинейного видеомонтажа фильмов, видеороликов в различных форматах, подходит для домашнего и профессионального использования);
- Audacity (программа позволяет редактировать аудиофайлы, встраивать эффекты, замедлять, ускорять, изменять тембр и динамику файлов)
- JetAudio (Джет Аудио) – программа, предназначенная для работы с музыкой и видеофайлами. Может выполнять функции проигрывателя, конвертора, а также измение звука, поддерживает запись на жесткие и оптические диски, распознает большинство мультимедийных форматов.
- MuseScore – бесплатная программа для нотной записи на нотном стане и создания партитур, позволяет создавать быстро красивые партитуры нот в режиме «что видите то и получите». В программе вы сможете вводить ноты в ручном режиме и, самое интересное, в автоматическом. С помощью аудио файла записи вашей композиции в формате MIDI программа преобразует звуковой сигнал в нотную запись и создаст партитуру, которую вы можете отредактировать, или сразу же распечатать. Принимает файлы разнообразных форматов.
- Существует большое количество Он-лайн конвертеров для документов (и не только), которые позволяют конвертировать файлы в нужный формат.
Таким образом, педагог должен не только владеть элементарными знаниями и навыками при работе с компьютером и мультимедийным оборудованием, как того требует ФГОС ДОО, но и создавать свои образовательные идеи, широко использовать их в своей практической деятельности. При этом всегда учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, как того требует современная система дошкольного образования предъявляет всё новые требования к музыкальному руководителю и его профессиональной компетентности.
Список использованной литературы
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова // М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
- Денисова А.Б. Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / А.Б.Денисова, Г.А.Селезнева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44607/ (дата обращения: 21.10.2020).
- Иваничкина Т.А., Никитина И.А. Развитие личности в проектной деятельности [Текст] / Т.А.Иваничкина, И.А.Никитина // Волгоград: Издательство «Учитель». 2012, — 216 с.
- Кождаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст] / Г.М.Клждаспирова // М.: Владос-Пресс, 2003. — С. 140.
- Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие [Текст] / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева // Ярославль: Методическое отделение «Наставник», 2009. — 41 с.
- Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич // Красноярск: КИМЦ, 2010.- 79 с.