Термины «проект», «проектная деятельность», «педагогическое проектирование», «метод проектов» активно вошли в современную педагогическую практику в конце 20 века.
И прежде, чем начать разговор, договоримся о том, какой смысл мы вкладываем в эти понятия.
Обратимся к общепринятым трактовкам.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» – уже объясняет многое.
В современном русском языке слово «проект» в толковом словаре С.И.Ожегова имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
- совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
- предварительный текст какого-либо документа;
- какой-либо замысел или план.
А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по планированию, изменению и созданию алгоритма для дальнейшего действия.
Наша речь сегодня пойдёт о проектах в области педагогики.
Педагогическая наука и практика также вводит в свою терминологию категории «проект» и «проектная деятельность».
Исследователи заметили, что в отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект:
- во-первых, совершенствуется многократно;
- во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью;
- в-третьих, проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Несколько фактов из истории
Проектирование классически всегда в истории человечества рассматривалось в рамках технико-технологической деятельности. Только с развитием философско-методологических исследований проектирование стало изучаться в сфере гуманитаристики. Вслед за рядом исследователей можно выделить четыре этапа развития метода проектирования в истории образования. Рассмотрим их коротко:
В процессе первого этапа (с античности до 20-х годов XX века) проектирование стало самостоятельным видом человеческой деятельности. В это время сформировались его теоретико-методологические и методические основы. Социокультурными предпосылками на этом этапе данного вида деятельности выступали следующие:
1) научно-технический прогресс, определивший стратегические приоритеты социокультурного и экономического развития, что обеспечило существенное расширение предметно-тематического поля проектирования;
2) индустриализация, обеспечившая развитие технического проектирования;
3) обособление проектирования от инженерной деятельности и распространение его терминологии на педагогическую область, что отразилось в первых попытках спроектировать новые образовательные системы;
4) использование достижений научно-исследовательской деятельности в решении проектировочных задач.
На втором этапе (20--50-е годы XX века) проектирование стало предметом специальных научных исследований. В основном ещё в рамках технического проектирования (дизайн, архитектура, техника). Делаются первые попытки методологически обосновать использование проектирования в социальных системах, в частности в педагогике. Основными предпосылками данного этапа являются следующие: 1) широкомасштабное использование проектирования в различных сферах человеческой деятельности; 2) разработка методологии социального проектирования; 3) дальнейшее распространение традиционного проектирования на педагогику, в рамках которой наблюдаются свободное оперирование его терминологией и попытки создания теории педагогического проектирования; 4) развитие теоретико-методических основ технического проектирования и его экспансия в социально-педагогическую сферу.
В течение третьего этапа (50-90-е года XX века) начинает разрабатываться методология социально-педагогического проектирования, создаются теории и концепции, раскрывающие его различные аспекты. На основе теоретико-методологических исследований, ориентированных на обеспечение технологичности педагогического процесса, осуществляется целенаправленное изучение возможностей педагогического проектирования в повышении эффективности педагогической науки и образовательной практики. Для этого этапа характерны следующие предпосылки: 1) международные интеграционные процессы в образовании, сопровождающиеся распространением инноваций в теории и практике педагогики; 2) потребности общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов; 3) первые попытки построения теории педагогического проектирования, выявления его закономерностей, принципов и уточнения понятийного аппарата; 4) создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.
На современном четвертом этапе (начиная с конца прошлого века и до настоящего времени) педагогическое проектирование в основном разрабатывается на основе методологических исследований. В основу педагогического проектирования «кладется» методологическая теория деятельности, разработанная в системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методологии).
В России большую роль в изучении методов проектного обучения на основе опыта американской школы сыграла Н.К.Крупская, положительно оценивавшая опыт новых американских школ в аспекте активизации ученика, но предупреждавшая об опасности эйфории в отношении к "методу проектов" и ратовавшая за сохранение принципов систематичности и последовательности.
По мнению многих ученых обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и "метод проектов", представляется сегодня достаточно своевременным
Большой интерес для исследования процесса реализации проектного метода в практике отечественной школы представили статьи в периодических отечественных изданиях, написанные учителями самых различных предметных областей. Авторы публикаций нового тысячелетия в своих монографических работах и на страницах научно-методических журналов пытаются еще раз осмыслить перспективы использования метода проектирования, и её роли в развитии мотивации, самостоятельной деятельности в обучении, увидеть возможности реализации "метода проектов" на уроке и во внеурочной деятельности.
Педагогические возможности "метода проектов" обусловлены открытостью, результативной непредрешенностью, интегрированностью, что позволяет перенести учебный процесс в образовательную плоскость, обеспечивает целостность познания, усиливая продуктивность обучения. Отметим, что данный метод позволяет повысить мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает творчество.
Специфика проектного образования требует установления связей с разными сторонами деятельности человека, поскольку оно по необходимости соединяет в себе дело художника, дело ученого-исследователя и дело мастера.
Метод проектирования в образовании мы можем рассматривать в двух аспектах: как способ организации деятельности самого педагога и как практическую деятельность ученика.
Рассмотрим метод проектирования как способ организации деятельности самого педагога. И тогда появляется понятие «педагогическое проектирование» это один из методологических подходов современного образования. Он основан на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; на гармонизации социальных и личностных значений образования.
Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда. В широком смысле слова - это внесение ценностного компонента в педагогическую деятельность, в поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.
Общее для всех проектов в образовании - их нацеленность на решение педагогических задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.
Под проектной деятельностью педагога понимается целенаправленно организованная работа детско-взрослых творческих коллективов по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов).
Педагогический проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность - смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической - это культура постановки проблемы, ее обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта.
Технология педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. И самое главное, проектировщик всегда должен ясно формулировать цели, тщательно подбирать способы реализации проекта и затем все по возможности точно воплощать.
Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможность развития широкого спектра значимых человеческих способностей и качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа, осмысления своих ценностей и желаний, самоопределения, целеполагания и планирования.
Рассмотрим рекомендации для педагогов, которые планируют заниматься педагогическим проектированием
На новом уровне, под новым углом зрения вернулись идеи педагогики, опирающейся на человека и его опыт, закрепляющей его в виде новых способностей и качеств.
В чем же суть педагогического проекта и каковы присущие только ему особенности?
Чем он действительно хорош и ценен?
Какие закономерности нужно учесть при его внедрении?
Начиная работу над проектом, педагог должен:
- провести анализ объекта проектирования – то есть четко уяснить, что проектируем - педагогическую систему, педагогический процесс или педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними связями. Чем сложнее объект, чем шире его анализ.
- обосновать теоретическое обеспечение проектирования – это значит педагог должен изучить научные исследования, рассмотреть теории, более совершенных педагогических систем на которые можно опереться в проектировании, процессов или ситуаций, найти информацию об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педагогических ситуаций.
- сформировать пакет методического обеспечения проектирования - создать комплект инструментария для проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и допрофессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной работы и т.д.
- рассчитать пространственно-временное обеспечение проектирования - любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время.
Соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным процессом, критерий оптимальности. Через время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время ученика творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.
- определить пространственное обеспечение проектирования - это определение (подготовка) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. (Спортсмены - спортзал, стадион; артисты - сцена), не забывайте про оформление.
- организовать материально-техническое обеспечение - средства для осуществления (выполнения) проекта должны быть продуманы заранее, материальное обеспечение (если оно необходимо) должно быть объектом моделирования, проектирования и конструирования, оно должно тоже проектироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов; оно должно концентрироваться на главных направлениях деятельности, мобильно использоваться, рационально сочетаться в комплексе всех средств, взаимозаменяться и взаимодополняться.
- разработать правовое обеспечение проектирования - создать пакет документов или учесть их при разработке деятельности в рамках систем, процессов или ситуаций проекта.
Итак, мы с вами проговорили о педагогическом проектировании.
А теперь рассмотрим метод проектирования как практическую деятельность учащихся.
Проектирование для ребёнка представляет собой последовательность выполнения взаимообусловленных действий – процедур с конкретной целью и завершённостью. В свою очередь, процедуры подразумевают использование определенных методов, основанных на тех или иных законах природы и общества.
При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный и предметный продукт возможно на современной платформе, предназначенный для активного применения в научно-познавательной и общественной практике.
Далее попробуем задуматься над некоторыми вопросами:
Вопрос аудитории: Зачем нужны проекты самим учащимся?
Мы понимаем, что все проекты направлены на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствуют развитию творческих способностей и логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса и внеурочной деятельности, приобщают к решению конкретных жизненно важных проблем, помогают структурировать практическую деятельность.
Вопрос аудитории: Проект для учащегося - это оценка?
Да – это способ оценки результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. А готовый проект и его защита является одной из оценок достижения метапредметных результатов.
Вопрос аудитории: Проект для учащегося - это часть педагогического процесса?
Конечно - проектная деятельность является составной частью педагогического процесса и может осуществляться в течение учебного года, в урочное и внеурочное время с разной продолжительностью по времени до получения готового результата.
Вопрос аудитории: Проект для учащегося - это важные идеи?
Безусловно, организация проектной деятельности обеспечивает появление у участников проектных работ - проектных идей. Участник проекта – ученик, работающий индивидуально или в составе группы, получает оценку за свою идею и за успешное завершение проектов от широкого круга общественности.
Вопрос аудитории: Проект - это исследование?
Нет. Исследование предполагает выяснение основ, первопричин, именно поэтому опирается на четкое построение гипотезы и проработку этой гипотезы с помощью эксперимента.
Метод проектирования стремится не понять проблемы, а качественно изменить окружающую действительность с целью решения той или иной насущной проблемы.
Рассмотрим виды проектов учащихся в интегративном поле общего и дополнительного образования
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы научного исследования: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, печатная продукция (календари, буклеты и т.п.)
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится заседание? Будет ли разрешен конфликт? Заключен ли договор?
Думаю, что многие из Вас смогут дополнить эту классификацию, которая может интегрировать общее и дополнительное образование.
Рассмотрим следующую классификацию проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроекты и межпредметные проекты
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины и педагог дополнительного образования.
Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX–XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Существует ещё множество классификаций проектов, мы выбрали лишь те классификации, которые рассматриваются в рамках интеграции общего и дополнительного образования.
Если говорить об алгоритме подготовки проектов, то они тоже достаточно разнообразны. Практики деятельности над проектами разных типов и видов предполагают свою последовательность работ.
Но хочется остановиться на одном уникальном опыте в области работы над проектами, которому мы научились у коллег из Томска, учителей русского языка и литературы.
«Тетрадь проектировщика» для учащегося, который собирается работать над проектом в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Именно ей мы пользуемся при подготовке и реализации проектов учащихся в подразделении дополнительного образования Гимназии №42 г. Кемерово. В ней пошагово в форме комиксов, схем, алгоритмов, прописаны действия, которые необходимо выполнить.
И всё же есть проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей педагогической практике:
- отсутствие проектных компетенций у учащихся;
- нехватка времени для сопровождения учащихся.
Среди типичных ошибок при проектировании можно выделить:
- Подмена понятий «проект» и «исследование»;
- Неадекватная оценка срока исполнения проекта;
- Не соотнесены цели и результаты проекта;
- Объективная невозможность исполнения;
- Невозможность реализации.
Но, какой бы ни была проектная деятельность, как показывает наш практический опыт, она актуальна и современна.
Её актуальность состоит в том, что она:
- во-первых, инициирует нестандартные решения;
- во-вторых, она практико ориентирована, всегда направлена на конкретные результаты (нужды);
- в-третьих, включает в поиск разные структуры, исполнителей и развивает социальную активность и ответственность.
Таким образом, можно сделать вывод:
Проектная деятельность позволяет создавать будущее. Она не только обращает взгляд автора проекта вперед, но и позволяет ему посмотреть на свое будущее как на веер возможностей, подвластных воздействию и контролю. От целей, ценностей и естественно, действий автора проекта, зависит, какие из существующих возможностей будут воплощены в реальности, а какие останутся мыслимыми (мыслью охваченными) перспективами. Так рождается замысел проекта: видение будущего – выделение желанных аспектов или вариантов этого будущего – промысливание этих путей и средств воплощения желаемого будущего в реальность!
Простраивайте будущее – а значит проектируйте!