Проект Формирование представлений о геометрических фигурах у детей подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет ОНР «Геометрик»

Разделы: Математика

Класс: д/с

Ключевые слова: геометрические фигуры


Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Дети с общим недоразвитием речи имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания.

Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дошкольники испытывают трудности в  понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную (речевую) организацию практического задания.

Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело использовать имеющиеся знания, включать их в более сложную деятельность. Представления о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов.

Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно (рассеяно). Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.

Характеризуя восприятие времени дошкольниками этой категории, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Однако, дети с ОНР не могут строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, оценивать время с разных сторон. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.

Мною разработан проект «Геометрик»

Цель проекта: Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

  • Учить различать геометрические фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов.
  • Узнавать, что фигуры могут быть разного размера.
  • Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма.
  • Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
  • Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • различают геометрические фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов;
  • сравнивают и выделяют между фигурами сходство и отличие;
  • обогатят словарь математическими терминами;
  • находят геометрические фигуры в окружающих предметах
  • Родители владеют игровыми приемами работы с детьми, по развитию у детей пространственного мышления и воображения ребенка.

Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.

Срок реализации проекта: краткосрочный, 2недели

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Возраст детей: 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Продукты проектной деятельности для детей:

  • презентация: «Дикие животные из геометрических фигур»
  • выставка работ семейного творчества: «Математические игры».

Для воспитателей:

  • конспект ООД на тему «Геометрик»;
  • конспект развлечения на тему «Знаки дорожного движения»
  • картотека дидактических игр «Математические игры»;
  • консультация на тему «Организация уголков занимательной математики

Для родителей

  • буклет на тему «Семейная математика»

Этапы проекта:

1 этап- подготовительный:

  • выбор темы, постановка целей и задач;
  • разработка проекта на тему «Геометрик»;
  • подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей;
  • привлечение внимания родителей к проекту.
  • изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание; Журнал «Ребенок в детском саду»;
  • подборка литературы для детей о геометрических фигурах «Фигуры вокруг нас»;
  • информация интернет – ресурсов;
  • подготовка оборудования для развлечения «Знаки дорожного движения»;
  • подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.
  • Создание условий для реализации проекта;
  • Взаимодействие с семьёй. Совместное обсуждение по выполнению проекта.

2 этап- основной:

  • беседы с детьми о геометрических фигурах;
  • отгадывание загадок о геометрических фигурах;
  • целевая прогулка вокруг детского сада на тему «На что похожи»;
  • рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;
  • разучивание пальчиковой игры
  • разучивание гимнастики для глаз;
  • дидактические игры,«Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Обведи по точкам».«Магнитная мозаика», блоки Дьенеша.

Работа с родителями:

  • консультация на тему «Развитие математических способностей у дошкольников»
  • буклет на тему «Семейная математика»

3 этап- заключительный:

  • презентация опыта для сотрудников детского сада;
  • оформление проектной деятельности;
  • подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
  • оформление альбомов;
  • выставка творческих работ детей с использованием геометрических фигур.

Формы и методы работы:

  • Методы:
    • наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
    • словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
    • наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
  • Приёмы:
    • практические: изготовление альбомов; дидактических игр;
    • наглядные: рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание
    • словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;
    • здоровьесберегающие: динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
  • Новизна заключается в использовании метода проекта в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» с целью изучения и закрепления детьми 6-7 лет геометрических форм через создание наглядных образов.

План проектной деятельности

Тема: «Геометрик»

Познавательное развитие

  • Ддидактические игры: Блоки Дьенеша, «Танграм», «Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек», «Построим фигуру», «Четвёртый лишний», «На что похоже»; «Магнитная мозаика», головоломка «Геометрические фигуры», лото «Цвета и фигуры», выкладывание геометрических фигур из палочек.
  • Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма»;
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».

Речевое развитие

Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах, чтение художественной литературы:

Художественно – эстетическое развитие

  • Раскрашивание готовой формы; Дид.игра «Обведи по контуру»;
  • Аппликации из геометрических фигур: «Улитка», «Белка», «Паровозик», «Божьи коровки», «Корова», «Лошадка», «Ракета».
  • Коллективная работа. Аппликация «На Кубанском подворье».
  • Рисование палочками на песке по образцу.

Физическое развитие

  • Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастики для глаз.
  • Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», «Найди пару».

Результативность проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.

Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете.

В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;

Оформлен « Математический уголок». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются; подобран  дидактический материал, изготовлен игровой материал: дидактические, в детском саду проведены выставка семейного творчества «Математические игры».

Выпущены буклеты и консультации по теме проекта, проведены беседы и занятие, которые вызывают интерес у детей и родителей.

Список литературы

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г
  2. Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
  3. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
  4. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".
  7. Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.
  8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
  9.  Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
  10. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
  11. Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.
  12. Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
  13. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  14. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
  15. Житомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
  16. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.
  17. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
  18. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).
  19. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
  20. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.
  21. Корнеева,Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.
  22. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
  23. Леушина,А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.
  24. Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
  25. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
  26. Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982г.
  27. Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
  28. Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
  29. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика 1983г. стр.7-15.
  30. Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
  31. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.