Дистанционные формы обучения в настоящее время приобретают широкое распространение. Особенно актуально такое обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 2009 года в Новосибирской области функционирует региональный ресурсный центр дистанционного обучения, который реализует проект «Дистанционное обучение детей инвалидов Новосибирской области». В центре организовано обучение детей-инвалидов с сохранным интеллектом, также длительно болеющих, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Для реализации проекта создан сайт «Учимся вместе», на котором предлагается более 300 различных курсов. В их число входит курс «Химия-8 класс» для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью этого курса является организация различных видов деятельности детей для успешного усвоения базового курса «Химия». Как главное действующее лицо дистанционного образовательного процесса, учащийся участвует в следующих видах деятельности:
- самостоятельное изучение учебных материалов;
- выполнение виртуального практикума;
- выполнение домашних экспериментов;
- выполнение тренировочных заданий;
- прохождение промежуточного и итогового тестирования;
- выполнение творческих заданий;
- участие в коллективных проектах, форумах;
- общению с преподавателем.
На развитие компетенций: химических, коммуникативных, информационных – направлена разработка лекций-практикумов. Каждый урок разработан по схеме:
Тема - учебная лекция - задания - практикум – обобщение – контроль - рефлексия.
Учащиеся, заходя в рубрику «Как вы думаете?», задумываются над проблемным вопросом или заданием по теме занятия. Приём позволяет поддерживать мотивационную активность детей в течение всего занятия.
Основой занятия является лекция, которая несёт информационную составляющую занятия. Лекция имеет блочное строение:
Проблемный вопрос – информация - тестовое задание - вывод.
Информационный материал представлен также в виде видеоряда, который несет обучающую нагрузку. В информационном материале лекции разными шрифтами выделены основные химические термины и понятия. Прохождение материала лекции предполагает от ученика смыслового чтения, так как после каждого тематического блока предлагается задание, которое составлено на основе прочитанного материала. В итоге и учитель, и учащийся видит уровень прохождения лекции.
Для более глубокого изучения темы и развития практических навыков предусмотрен второй блок занятия – задания. В этом блоке находятся виртуальные химические лабораторные опыты, на основе которых учащийся сможет сделать вывод о просмотренных экспериментах. Так же в этом блоке на основе алгоритмов и инструкций учащийся имеет возможность отработать умения, предусмотренные программой учебного курса.
В практическом третьем блоке занятия находятся материал для самоконтроля итогового контроля изученного материала. Задания и вопросы составлены в соответствии с требованиями итоговой аттестации, что помогает подготовиться к прохождению государственного экзамена. В этом блоке находятся рубрики:
«Запомните»- где выделены основные термины и понятия, которые необходимо усвоить;
«Рабочая тетрадь» - где учащийся закрепляет полученные знания;
«Проверь знания» - преимущественно тестовые задания, позволяющие выявить степень усвоения учебного материала, чаще всего проверяющие первый уровень самостоятельной деятельности;
«Знаю, умею» - включают задания второго уровня самостоятельной деятельности;
«Это интересно» - творческие задания третьего уровня.
В дополнительном блоке занятия находятся материалы для развития познавательной активности учащихся, расширения их химического кругозора. Участвуя в форумах, дети могут обсуждать наиболее актуальные вопросы темы. Составляя материал совместной энциклопедии, дети обмениваются информацией, имеют возможность общаться друг с другом. В рубрике «Домашний эксперимент» находится разработанный материал, для проведения химических опытов в домашних условиях.
Таким образом, дистанционное обучение позволяет развивать различные виды деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
познавательно – продуктивная деятельность – создание учебного или творческого продукта;
коммуникативная деятельность – взаимодействие субъектов дистанционного обучения;
психолого – воспитательная деятельность – развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;
техническая деятельность – овладение необходимыми умениями работы с обучающими программами и ресурсами.
Материалы курса позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут для учащихся с любым уровнем обученности.
Список литературы
- Лепин П.В., Барахтенова Л.А., Жафаров А.Ж. Технологии дистанционного и открытого обучения: Учебно - методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. -115с.
- Учимся дома: дистанционное обучение/ авт.-сост. В.Н. Пунчик, С.В. Вабищевич. - Минск: Красико –Принт, 2010.-176 с.