Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина" для 6-го класса

Разделы: География, Краеведение

Класс: 6

Ключевые слова: краеведение, география, Подмосковье


Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 6 «А» класса «Моя малая Родина» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;
  • Авторской программой Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье» 7-9 класс. Методическое пособие для учителя. - М., 2011 г. и авторского методического пособия «Воскресенский район: природа, население, хозяйство». Коняшкиной Т.А, Издательский дом «Лира», 2004 г.

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на освоение программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» содействует формированию целостного представления о своей малой родине – Воскресенском крае, ознакомлению с основными этапами исторического развития, достижениях культуры, уникальной природе, знаменитых земляках г.о. Воскресенск как составной части Московской области. Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на свою малую родину.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей обучающихся.

Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения географии, истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели обучения, решаются следующие задачи:

  • изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
  • освоение историк-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, храмов, зданий, рода);
  • развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
  • формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;
  • формирование патриотических чувств, любви к Отечеству;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
  • формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
  • обучение способам работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

Внеурочная деятельность по данной программе осуществляется в форме школьного научного общества «Клуб географов – краеведов».

Программа внеурочной деятельности содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Планируемые результаты освоения

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • умение формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его на практике;
  • умение формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Познавательные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимать позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • умение вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
  • определять по картам физико-географическое положение территории населенного пункта, края, области;
  • определять крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты своего края;
  • понимать значения официальных символов города, городского округа, Московской области;
  • разбираться в исторических этапах формирования Московской области и своего края, в этапах ее исторического становления;
  • рассказывать о разнообразии и богатстве родной природы;
  • объяснять значение ключевых краеведческих понятий;
  • оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
  • выявлять особенности геологического строения, основные виды и месторождений полезных ископаемых, приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов;
  • проводить наблюдения за природными объектами;
  • оценке текущей метеорологической, фенологической и экологической обстановки;
  • проводить наблюдение за состоянием атмосферы и погоды своей местности;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • описывать ПТК края по предложенному плану;
  • определять основные виды и распространение почв, лесов и особо охраняемых природных территорий Подмосковья и своего края;
  • правилам поведения в природе;
  • выделять природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
  • оценивать культурные и духовные ценности родного края;
  • готовить небольшие сообщения о природе родного края; совместной деятельности с другими детьми и работа в команде;
  • основным навыкам нахождения, использования и презентации географической информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт;
  • описывать (составлять характеристики) ландшафтов своей местности;
  • определять взаимосвязь компонентов природы на примере природных комплексов Московской области и родного края;
  • выявлять изменение ландшафтов в результате деятельности человека;
  • экологически грамотно вести себя в природе;
  • объяснять уникальность природных и историко – культурных объектов;
  • прогнозировать изменение отдельных природных объектов в результате деятельности человека;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;
  • понимать свою личную сопричастность к жизни школы, города, края;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • выполнять творческие и исследовательские проекты и защищать их.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности курса «Моя малая родина» для учащихся 6 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Формы подведения итогов и реализации программы:

  • занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление географических карт, графиков, диаграмм);
  • индивидуальное моделирование и конструирование;
  • анализ источников информации; краеведческой литературы;
  • подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Основное содержание программы внеурочной деятельности (34 ч)

Введение (1 ч)

Краеведение - наука о родном крае. Что изучает краеведение. Понятие «родной край», краеведение, экология. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Цель, задачи и содержание программы «Моя малая родина». Правила поведения на занятиях и режим работы. Техника безопасности.

Тема 1. Визитная карточка региона. Географическое положение (5 ч)

Визитная карточка Подмосковья. Где мы живем. Понятие край, область, регион. Физико-географическое положение Московской области и своего края.

Формирование границ Подмосковья. Административное деление Московской области.

Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния - область, изменение границ во времени. Формирование границ Подмосковья. Районы, города областного и районного значения. Современные границы Московской области характеризуются в историко- пространственном аспекте. Изменение границ области в 2012 г. в связи с расширением границ Москвы.

Г.о. Воскресенск – частица России. Понятие «город». Происхождение названия города. Знакомство с символикой г.о. Воскресенск. Географическое положение г.о. Воскресенск на территории области.

Современное положение города в центре Восточно - Европейской равнины и Центральной России. Столичность положения.

Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, городского округа. Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, района.

Тема 2. История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект (6 ч)

История освоения и заселения Подмосковья. Исторические корни нашего края. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске (25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки (Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь (район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское (Павшино) .Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении ростово - суздальских князей. Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии. Изменение географического положения городов Подмосковья.

Особенности расселения, быта и культуры на территории современного г.о. Воскресенск.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Понятие о топонимике и антропонимике. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов (рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области.

История географических наименований. Этимология названий г.о. Воскресенск. Названия местных рек, озер, деревень, поселков.

Тематические экскурсия в школьном музее русской культуры и быта: страницы древней истории родного края. Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи.

Круглый стол «Мой город: прошлое, настоящее, будущее».

Тема 3. Природа Подмосковья и Воскресенского района (17 ч)

Особенности рельефа Подмосковья и г.о Воскресенск. Полезные ископаемые Подмосковья и г.о. Воскресенск. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Средние и мелкие формы рельефа. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно-ледниковые отложения. Особенности залегания горных пород на территории края.

Особенности климата. Сезонные изменения погоды в Подмосковье. Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье.

Практикум: Построение графика годового хода температуры воздуха для города Воскресенск.

Особенности розы ветров города Воскресенск. Построение розы ветров и диаграммы осадков.

Наблюдение и описание погоды в городе за неделю. Положительное и отрицательное влияние человека на климат. Неблагоприятные климатические явления.

Гидрографическая сеть Подмосковья. Реки и озера. Речная сеть области, террасы Москва - реки. Река - главная часть состава вод суши и ее значение в водообеспечении края и своей местности. Озера, их происхождение - ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая, их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Создание презентации «Реки и озера родного края».

Особенности природных зон Подмосковья. Главные типы почв края.

Многообразие растительного и животного мира области. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области.

Виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области. Создание коллажей «По страницам Красной книги Московской области».

Природные комплексы родного края. Описание состояния лесов нашего края. Взаимодействие компонентов природы: рельефа, климата, вод, почв, растений и животных. Естественные зональные ПК и антропогенные ландшафты.

Охраняемые объекты природы Московской области и своего края: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Природно - климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий Подмосковья. Приокско- Террасный государственный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», республиканские заказники (оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Киёво в Мытищинском районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных (34) и местных. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона.

Экологические проблемы региона и своего края. Взаимодействие компонентов природы. Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

Отражение красоты и гармонии природы родного края в живописи, скульптуре, литературе, музыке. Ландшафт как источник эстетического восприятия и объект творчества. Красота и гармония ландшафта. Значение привлекательного и полноценного ландшафта для человека.

Интерактивная викторина «Знатоки природы края».

Тема 4. Культурное наследие региона и достопримечательности Воскресенска (5 ч)

Памятники, исторические и памятные места города. Усадьбы – главное историко-культурное достояние нашего края. Усадьба Кривякино. Усадьба Спасское. Село Константиново. Неверово. Село Карпово.

Архитектура и архитектурный стиль города. Работа с картой города.

Название улиц, расположение домов, исторические объекты, мемориальные доски. Виртуальная экскурсия по улицам Воскресенска, работа с краеведческой литературой.

Что мы узнали за год? Подведение итогов. Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину».

Приложение 1: КТП