I. Теоретическая часть
Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает совершенствование методической компетенции учителя и создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить и выразить себя как субъект обучения. Научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребенок от рождения наделен одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. «Деятельность» определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ключевые слова в характеристике деятельностного подхода:
- искать (консультироваться у учителя, получать информацию);
- думать (устанавливать взаимосвязи, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать собственное мнение);
- сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения);
- приниматься за дело (включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или в коллектив и внести свой вклад);
- адаптироваться (использовать новые технологии информации и коммуникации, противостоять трудностям, находить новые решения).
Реализации технологии деятельностного подхода способствуют активные формы и методы обучения.
II. Практическая часть
В практической части будут продемонстрированы методы и приемы, применяемые в практике для реализации деятельностного подхода.
Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека. Сейчас проверим насколько вы внимательны и готовы с нами сотрудничать.
Попрошу вас встать.
Я буду читать стихотворение и показывать, вы повторяйте за мной.
Нос, рот, голова, уши, щёки, лоб, глаза, плечи, плечи, шея, грудь – не забыть бы что-нибудь.
А теперь попробуем по-другому: я буду только говорить, но не буду показывать.
Нос, рот, голова, уши, щёки, лоб, глаза, плечи, плечи, шея, грудь – не забыть бы что-нибудь.
Руки, бёдра и живот, а теперь наоборот, руки, бёдра и живот, плечи, плечи, шея, грудь, не забыть бы что-нибудь. Уши, щёки, лоб, глаза, нос, рот, голова.
Молодцы! Оказывается, вы очень внимательные.
Продолжим нашу деятельность. Умение сотрудничать одна из составляющих деятельностного подхода.
Предлагаем поиграть в игру «Автобусная остановка».
Цель активного приема: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Дружный класс – это?
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.
На этапе физкультминутки можно поиграть в игру «Ковер-самолет».
Всей команде необходимо встать на так называемый ковер, размером 2x3 метра. Задача команды, ни разу не сойдя с него перевернуть ковер.
Учителю необходимо организовать учебную деятельность учащихся так, чтобы повысить познавательную деятельность, мотивацию, научить ребенка учиться, чтобы ученик был активным участником в этой деятельности.
Следующий прием «Панно познания», который мы продемонстрируем, можно использовать при изучении и закреплении нового материала. Это небольшое панно можно изготавливать из разного материала, (картон, файлы, папки, конверты), размещать на партах, повесить на стену. К примеру возьмем изучение частей речи. На стене висят конвертики, по мере изучения конвертики увеличиваются. На каждом конвертике висят морфологические признаки, например существительного (вопросы, что обозначает, падежи, род, склонение). Учащиеся по мере изучения части речи складывают примеры в каждый конвертик, также проходит работа и при изучении прилагательного и глагола. Это панно всегда на виду, ученик может подойти к нему. Если что - то забыл, открывает конвертики и смотрит, читает, может добавить свои примеры. Когда изучены все части речи проводится игра «Восстанови панно», где перепутаны названия кармашков частей речи, находят ошибки, добавляют своими примерами. Учащиеся могут предложить и свои варианты в игре, как лучше запомнить признаки частей речи, они изготавливают книжки - малышки, небольшие плакаты. Работы организуется и индивидуально, и в парах, и в группах.
При такой работе каждый ученик является участником познавательной деятельности, учитывается индивидуальность ученика, его творчество умение работать в группе, умение анализировать, добывать новые знания увлекательно и легко.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности/ Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Что помогло нам добиться успеха?
Свою деятельность завершим приемом «карусель».
Рассчитайтесь на первый, второй номера. Первые номера образуют внутренний круг, вторые – внешний. Внутренний круг не движется, внешний по хлопку движется по часовой стрелке. Участники пожимают друг другу руки, благодарят друг друга за поддержку.