Строматы Ш.А.Амонашвили: учимся понимать истинное значение мысли

Разделы: Классное руководство

Классы: 8, 9, 10, 11


Сегодня мы будем говорить о человеческой мысли, опираясь на лист четырнадцатый из Строматов Ш.А.Амонашвили. Что же такое «строматы»? Именно так назывался один из не сохранившихся до наших дней произведений Плутарха, древнего греческого философа (45-127 гг.).

У Ш.А.Амонашвили это некий свод размышлений, философских высказываний, мыслей с точным названием «Педагогические строматы» и это скорей поучительные толкования о том, что есть воспитание, ребенок, образование и что мысль человеческая есть детище духа, она есть существо духовного плана, она не есть абстрактность, но она есть существо со всеми признаками самодовлеющего существования. Об этом мы с моими восьмиклассниками и задумались на классном часу. Сначала им показалось, что тема неинтересна. Вроде бы высказал мысль - и нет её, улетела, испарилась в пространстве. Тут же вспомнили поговорки: «слово не воробей, выпустишь - не поймаешь», «молчание - золото», «пустая бочка громче гремит» и т.д. и начали обсуждать в группах свойства мысли. Критерии выбрали самостоятельно: реальность, долговечность, полезность, современность, духовность. Комментарии современных детей 14–15 лет были следующими:

Строматы Ш.А.Амонашвили

Результат обсуждения

- как существо духовного плана, мысль не может быть уничтожена, она живет вечно.

- крылатые выражения из произведений классиков, пословицы и поговорки как часть национальной культуры народа

- мысль не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она вечна как беспредельность, для нее не существует расстояние.

- обратили внимание на память поколений, почитание предков, говорили, что для любви нет расстояний

- мысль есть жизнь, жизнь движется мыслью

- привели в пример технический прогресс, главную задачу ученика – быть образованным

- мысль аккумулируется в пространстве. Можно представить мощный хор созвучных мыслей, но также можно представить стаю черных галдящих галок

- с юмором представили себя «галдящими галками», задумались о том, что не всегда слышат и слушают друг друга

- мысли имеют силу воздействия на поступки и поведения людей и отдельного человека, а также на провоцирование войн, правонарушений, природных явлений.

- кто-то становится национальным героем, а кто-то террористом, разные мысли – разные действия

- по космическим законам мысль возвращается к своему породителю и, в зависимости от ее качества, одаривает или поражает его

- «закон бумеранга» или «что посеешь, то и пожнешь»

- невозможно ускользнуть от ответственности за свои мысли.

Мысль - основа действия

К чему же пришли, к каким выводам? «Мысль есть жизнь, жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества, человечество творит себя и мир мыслью. Мысль есть сущность человека. Мысль невидима, но, раз она возникла, она действует, влияет, направляет.» /Из листа 14-го СТРОМАТОВ/ -

Итак, - ум человека является фабрикой добра и зла;
- мысль - цветок, если она прекрасна, и навоз, если она злобна;
- каждая мысль рождает действие;
- ничтожная мысль вызывает крохотное действие;
- великие мысли рождают великие, планетарные действия;
- мысль может очистить пространство, уничтожая микробы разложения;
- мысль может загрязнять пространство, засоряя грубостью и злостью, значит надо понимать истинное значение мысли как главного условия жизни, восполниться ответственностью за свои мысли перед человечеством, перед Космосом, перед самим собой.

Сделаем вывод. Первое: понимать истинное значение мысли как главного условия жизни. Второе: восполниться ответственностью за свои мысли перед человечеством, перед Космосом, перед самим собой. Мыслями являются не только словесно оформленные идеи, но и желания, побуждения. Мысль есть источник человеческих действии. Человек делает то, что в мыслях и чувствах у него возникает. Чего нет в голове, руки того не созидают, ноги к тому не спешат. Но во внутреннем мире человека могут быть светлые и темные мысли и переживания. Потому сказано: «Добрый человек из доброго сердца выносит доброе; злой человек из злого сердца выносит злое».

Как обычно мыслят многие? Мыслят мелочно: критикуют, ссорятся, осуждают, спорят, ругаются, сквернословят, искажают речь, имеют пошлые желания и побуждения, дурные намерения и фантазии, злобу, зависть, ненависть, раздражительность. Вреднее всего так называемые невольные, бродячие мысли, саранча мыслей, мысли, начиненные злом и недоброжелательностью.

Традиционная материалистическая педагогика не знает проблему о субстанции мысли. Она не приемлет идею о самодовлеющем существовании мысли. Она исходит лишь из внешних проявлений мысли и заботится о формировании таких ее качеств, как образность, наглядность, логичность, абстрактность. При этом объектом заботы является не сам процесс мышления, происходящий во внутреннем (духовном) мире ребенка, а внешние словесные выражения мысли. Проблема воспитания ответственности за свои мысли в традиционной педагогике не возникает.

Гуманная педагогика, принимая в качестве своей основы измерение духовности, считает субстанцию мысли первоосновой для духовно-нравственного становления личности Ребенка, для зарождения в нем расширенного сознания и мировоззренческих корней, для углубления и усиления мотивации и интересов к познанию.

В завершение приведу пример педагогического приема работы со школьниками среднего звена: встаньте друг напротив друга на значительном расстоянии и медленно продвигаясь вперед, говорите комплименты на каждый шаг. Поверьте, это не трудно, если думать о человеке хорошо! Вспомни притчу о трех ситах и «процеди» свои мысли через них!