Программа дополнительного образования "Кенга-Спорт. Школа"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5


Пояснительная записка

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Кенга – спорт. Школа», направлена на формирование навыков правильной осанки и предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата у младших школьников.

Актуальность

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников, со временем становятся, всё наиболее актуальны. Связано это с довольно резким изменением двигательного режима детей с их приходом в школу. Поэтому важная роль должна отводиться правильной организации двигательного режима школьника. Наиболее эффективным способом профилактики нарушений осанки являются физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Так же должна иметь место системность этих упражнений - помимо специализированного комплекса упражнений, каким является данная программа. На уроках физической культуры упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата должны включаться в материал рабочей программы для всех медицинских групп, а на остальных уроках, не связанных с физической активностью – в виде «физкультминуток» и физкультурных пауз.

Отличительные особенности данной программы и новизна

Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена на основе типовых программ внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, но со значительным включением корригирующих упражнений. Довольно большая часть программы отведена обучению правильному дыханию. Развитие общей физической подготовленности, тем самым, направленно на предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у младших школьников. Упражнения проводятся в игровой форме, что дополнительно мотивирует детей к выполнению. Данная программа, так же, разработана с целью - помочь, детям адаптироваться к школьной жизни, научиться выстраивать свой двигательный режим, снимать напряжение после длительного статического напряжения.

Педагогическая целесообразность программы

Программа «Кенга – спорт. Школа» разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Главный упор делается на формирование понятий о здоровом образе жизни, бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, комплексе мер по профилактике заболеваний ОДА, что позволит сформировать здоровый растущий организм.

Целью программы «Кенга – спорт. Школа» является: Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

Развивающие:

  • Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
  • Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
  • Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Воспитательные:

  • Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

  • В программе участвуют дети от 7 до 11 лет.
  • Срок реализации программы 1 год.

Формы и режим занятий

  • Рекомендуемая наполняемость групп – 15 человек. Группы комплектуются независимо от пола ребенка, примерно одной возрастной группы.
  • Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин
  • Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате реализации программы учащиеся будут

Знать:

  • иметь представление о ЗОЖ;
  • иметь представление о видах и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

Уметь:

  • снимать мышечное напряжение после статических нагрузок во время выполнения домашних и классных работ;
  • получат навык правильной осанки и рационального дыхания;
  • выполнять специальные физические упражнения;
  • выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
  • выполнять самомассаж.

Результативность обучения будет проверяться опросом и практическим заданием.

Формами подведения итогов станут соревнования в рамках праздника ЗОЖ.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Теория
часы

Практика
часы

Всего
часы

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Общая физическая подготовка.

3

18

21

2.1

Упражнения в ходьбе и беге.

-

3

 

2.2

Комплексы ОРУ.

-

3

 

2.3

Упражнения для развития основных физических качеств.

1

5

 

2.4

Упражнения для туловища

1

3

 

2.5

Упражнения для плечевого пояса и рук

1

4

 

3

Специальная физическая подготовка.

2

35

37

3.1

Упражнения для формирования навыка правильной осанки.

1

7

 

3.2

Упражнения для укрепления свода стопы.

1

6

 

3.3

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночного столба.

-

6

 

3.4

Укрепление мышечного корсета

-

5

 

3.5

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

-

5

 

3.6

Упражнения на равновесие

-

6

 

4

Дыхательные упражнения.

1

9

10

5

Контрольные испытания.

-

2

2

6

Праздник ЗОЖ

-

1

1

 

Всего

7

65

72

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Теория: Правила техники безопасности. Правила подбора инвентаря. Организационные моменты.

Тема 2. Общая физическая подготовка. (21 часов)

Теория (3 часа):

Зачем нужны физические упражнения? Здоровье человека. Виды физических упражнений. Влияние упражнений на состояние здоровья. ЧСС. ЗОЖ.

Практика (18 часов):

2.1 Упражнения в ходьбе и беге. (3 часа)

Строевые упражнения. Ходьба по кругу, «змейкой», противоходом, с изменение направления, с заданием. Бег, бег с заданием, ускорения, бег с изменение направления, бег с разным темпом, бег на время. Упражнения на восстановление дыхания после бега.

2.2 Комплексы ОРУ. (3 часа)

Упражнения для плечевого пояса, для ног, для мышц туловища и шеи. Упражнения в различных исходных положениях, у опоры, в движении, с партнером, с предметами.

2.3 Упражнения для развития основных физических качеств. (5 часов)

Упражнения для развития быстроты, гибкости, силы, ловкости. С использованием набивных мячей, гимнастических снарядов, фитболов, мячей. Из различных исходных положений.

2.4 Упражнения для туловища (3 часа)

На месте в различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

2.5 Упражнения для плечевого пояса и рук (4 часа)

На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами; с партнером.

Тема 3. Специальная физическая подготовка. (37 часов)

Теория (2 часа):

Понятие о правильной осанке. Ознакомительные сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.

Практика (35 часов):

3.1 Упражнения для формирования навыков правильной осанки. (7 часов)

Упражнения из различных и.п. : у стены, перед зеркалом, с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; упражнения в парах. Навык правильной походки. Подвижные игры с мешочком на голове.

3.2 Упражнения для укрепления свода стопы. (6 часов)

Упражнения у опоры и без, с гимнастическими снарядами.

3.3 Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночного столба. (6 часов)

Статические и динамические упражнения из различныхи.п. направленные на развитие гибкости позвоночника. Упражнения в парах и с самоконтролем. Упражнения на гимнастической стенке.

3.4 Укрепление мышечного корсета (5 часов)

Упражнения на месте и из различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.5 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (5 часов)

Упражнения у опоры; в движении; с предметами.

3.6 Упражнения на равновесие (6 часов)

На месте в различных и.п. туловища; на носках; с поворотами; в движении; с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

Тема 4. Дыхательные упражнения. (10 часов)

Теория (1 час):

Понятие о правильном дыхании. О видах дыхания. О строении дыхательной системы.

Практика (9 часов):

Дыхательные упражнения для поднятия тонуса организма, упражнения для расслабления нервной системы и снятия стресса после нагрузок. Обучение верхнему и нижнему дыханию. Обучение полному дыханию.

Тема 5. Контрольные испытания. (2 часа)

Демонстрация изученных комплексов упражнений. Тест физических способностей: гибкость позвоночника, прыжок в длину с места, проба на равновесие.

Тема 6. Праздник ЗОЖ. (1 час)

Спортивные соревнования на свежем воздухе.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходим спортивный зал со следующим оборудованием:

  1. Гимнастические маты (коврики)
  2. Резиновые мячи
  3. Теннисные мячи
  4. Гимнастические скамейки
  5. Гимнастические стенки
  6. Скакалки
  7. Фитболы
  8. Набивные мячи (медицинболы)
  9. Секундомер
  10. Конусы 

Список литературы

1. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. / П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М. : Просвещение, 2011 – 80 с.

2. Шельмина Л., Балашов Н. Лечебная физкультура. – Спб. : Питер, 2013. – 176 с.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

4. Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры : методические рекомендации. Б.А.Поляев, Т.В.Тимофеева и др. –М. : 2010. – 111 с.

5. Коррекция нарушений осанки учебном процессе: методические рекомендации. А.Поляев, Т.В.Тимофеева и др. –М. : 2010. – 103 с.