Пояснительная записка
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Кенга – спорт. Школа», направлена на формирование навыков правильной осанки и предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата у младших школьников.
Актуальность
Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников, со временем становятся, всё наиболее актуальны. Связано это с довольно резким изменением двигательного режима детей с их приходом в школу. Поэтому важная роль должна отводиться правильной организации двигательного режима школьника. Наиболее эффективным способом профилактики нарушений осанки являются физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Так же должна иметь место системность этих упражнений - помимо специализированного комплекса упражнений, каким является данная программа. На уроках физической культуры упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата должны включаться в материал рабочей программы для всех медицинских групп, а на остальных уроках, не связанных с физической активностью – в виде «физкультминуток» и физкультурных пауз.
Отличительные особенности данной программы и новизна
Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена на основе типовых программ внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, но со значительным включением корригирующих упражнений. Довольно большая часть программы отведена обучению правильному дыханию. Развитие общей физической подготовленности, тем самым, направленно на предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у младших школьников. Упражнения проводятся в игровой форме, что дополнительно мотивирует детей к выполнению. Данная программа, так же, разработана с целью - помочь, детям адаптироваться к школьной жизни, научиться выстраивать свой двигательный режим, снимать напряжение после длительного статического напряжения.
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Кенга – спорт. Школа» разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Главный упор делается на формирование понятий о здоровом образе жизни, бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, комплексе мер по профилактике заболеваний ОДА, что позволит сформировать здоровый растущий организм.
Целью программы «Кенга – спорт. Школа» является: Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Развивающие:
- Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
- Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
- Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
- В программе участвуют дети от 7 до 11 лет.
- Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
- Рекомендуемая наполняемость групп – 15 человек. Группы комплектуются независимо от пола ребенка, примерно одной возрастной группы.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин
- Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся будут
Знать:
- иметь представление о ЗОЖ;
- иметь представление о видах и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Уметь:
- снимать мышечное напряжение после статических нагрузок во время выполнения домашних и классных работ;
- получат навык правильной осанки и рационального дыхания;
- выполнять специальные физические упражнения;
- выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
- выполнять самомассаж.
Результативность обучения будет проверяться опросом и практическим заданием.
Формами подведения итогов станут соревнования в рамках праздника ЗОЖ.
Учебно-тематический план
№ |
Перечень разделов, тем |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2 |
Общая физическая подготовка. |
3 |
18 |
21 |
2.1 |
Упражнения в ходьбе и беге. |
- |
3 |
|
2.2 |
Комплексы ОРУ. |
- |
3 |
|
2.3 |
Упражнения для развития основных физических качеств. |
1 |
5 |
|
2.4 |
Упражнения для туловища |
1 |
3 |
|
2.5 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
1 |
4 |
|
3 |
Специальная физическая подготовка. |
2 |
35 |
37 |
3.1 |
Упражнения для формирования навыка правильной осанки. |
1 |
7 |
|
3.2 |
Упражнения для укрепления свода стопы. |
1 |
6 |
|
3.3 |
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночного столба. |
- |
6 |
|
3.4 |
Укрепление мышечного корсета |
- |
5 |
|
3.5 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
- |
5 |
|
3.6 |
Упражнения на равновесие |
- |
6 |
|
4 |
Дыхательные упражнения. |
1 |
9 |
10 |
5 |
Контрольные испытания. |
- |
2 |
2 |
6 |
Праздник ЗОЖ |
- |
1 |
1 |
|
Всего |
7 |
65 |
72 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: Правила техники безопасности. Правила подбора инвентаря. Организационные моменты.
Тема 2. Общая физическая подготовка. (21 часов)
Теория (3 часа):
Зачем нужны физические упражнения? Здоровье человека. Виды физических упражнений. Влияние упражнений на состояние здоровья. ЧСС. ЗОЖ.
Практика (18 часов):
2.1 Упражнения в ходьбе и беге. (3 часа)
Строевые упражнения. Ходьба по кругу, «змейкой», противоходом, с изменение направления, с заданием. Бег, бег с заданием, ускорения, бег с изменение направления, бег с разным темпом, бег на время. Упражнения на восстановление дыхания после бега.
2.2 Комплексы ОРУ. (3 часа)
Упражнения для плечевого пояса, для ног, для мышц туловища и шеи. Упражнения в различных исходных положениях, у опоры, в движении, с партнером, с предметами.
2.3 Упражнения для развития основных физических качеств. (5 часов)
Упражнения для развития быстроты, гибкости, силы, ловкости. С использованием набивных мячей, гимнастических снарядов, фитболов, мячей. Из различных исходных положений.
2.4 Упражнения для туловища (3 часа)
На месте в различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
2.5 Упражнения для плечевого пояса и рук (4 часа)
На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами; с партнером.
Тема 3. Специальная физическая подготовка. (37 часов)
Теория (2 часа):
Понятие о правильной осанке. Ознакомительные сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.
Практика (35 часов):
3.1 Упражнения для формирования навыков правильной осанки. (7 часов)
Упражнения из различных и.п. : у стены, перед зеркалом, с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; упражнения в парах. Навык правильной походки. Подвижные игры с мешочком на голове.
3.2 Упражнения для укрепления свода стопы. (6 часов)
Упражнения у опоры и без, с гимнастическими снарядами.
3.3 Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночного столба. (6 часов)
Статические и динамические упражнения из различныхи.п. направленные на развитие гибкости позвоночника. Упражнения в парах и с самоконтролем. Упражнения на гимнастической стенке.
3.4 Укрепление мышечного корсета (5 часов)
Упражнения на месте и из различных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (5 часов)
Упражнения у опоры; в движении; с предметами.
3.6 Упражнения на равновесие (6 часов)
На месте в различных и.п. туловища; на носках; с поворотами; в движении; с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
Тема 4. Дыхательные упражнения. (10 часов)
Теория (1 час):
Понятие о правильном дыхании. О видах дыхания. О строении дыхательной системы.
Практика (9 часов):
Дыхательные упражнения для поднятия тонуса организма, упражнения для расслабления нервной системы и снятия стресса после нагрузок. Обучение верхнему и нижнему дыханию. Обучение полному дыханию.
Тема 5. Контрольные испытания. (2 часа)
Демонстрация изученных комплексов упражнений. Тест физических способностей: гибкость позвоночника, прыжок в длину с места, проба на равновесие.
Тема 6. Праздник ЗОЖ. (1 час)
Спортивные соревнования на свежем воздухе.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходим спортивный зал со следующим оборудованием:
- Гимнастические маты (коврики)
- Резиновые мячи
- Теннисные мячи
- Гимнастические скамейки
- Гимнастические стенки
- Скакалки
- Фитболы
- Набивные мячи (медицинболы)
- Секундомер
- Конусы
Список литературы
1. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. / П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М. : Просвещение, 2011 – 80 с.
2. Шельмина Л., Балашов Н. Лечебная физкультура. – Спб. : Питер, 2013. – 176 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
4. Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры : методические рекомендации. Б.А.Поляев, Т.В.Тимофеева и др. –М. : 2010. – 111 с.
5. Коррекция нарушений осанки учебном процессе: методические рекомендации. А.Поляев, Т.В.Тимофеева и др. –М. : 2010. – 103 с.