Считаю целью образования не только давать знания но и учить ученика «добывать» эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общению. Для достижения этих целей стараюсь применять на уроке различные методы и приемы.
Одним из способов реализации этих целей является использование в учебном процессе модульной технологии, которая позволяет ученику реализовать все навыки «само…»: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация. Начинаю работу с модульной технологии в седьмом классе, так как в этом возрасте у учеников уже достаточно развиты навыки самостоятельной работы.
Начинается модульное занятие с целеполагания: дидактические цели урока разделяю на частные цели. Модуль является основным этапом урока и прежде, чем приступить к нему, на уроке провожу подготовительную работу:
- Проверка домашней работы, анализ, корректировка ошибок. Наиболее удобным способом считаю самопроверку учащимися по готовым решениям на экране. Карандашом вносятся исправления, которые обобщаются и анализируются.
- Следующий этап в работе - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различные интеллектуальные разминки, математические диктанты, работа в группах по индивидуальным заданиям с последующей проверкой по готовым решениям на экране. Наиболее предпочтительной является работа в группах, которая позволяет каждому ученику повторить первичный материал несколько раз: проговорив соседу, прослушав его пояснения, проанализировав ответ. Такая работа так же может являться контролем знаний и умений с целью получения информации об уровне первичных знаний, что показывает подготовленность ученика к работе по модулю. Кроме учебных целей этот этап позволяет развивать устную речь, помогает сплочению коллектива через взаимовыручку, взаимопонимание…
- Работа по модульной программе. Здесь моя роль заключается в управлении работой учащихся. Этот этап начинаю с инструктажа по работе над учебными элементами. Далее дети начинают работу самостоятельно. Обязательно осуществляю текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это самостоятельная работа, тест со сверкой с образцами или ключами. Его цель - выявить пробелы в усвоении каждого учебного элемента и устранить их. Контроль даю в двух вариантах. Те ребята, которые справились плохо или не довольны своими результатами, могут доработать и еще раз проверить свои результаты по второму варианту и повторно оценить свои знания. Оценка выставляется учеником в оценочный лист, который дается в приложении.
- После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля. При необходимости - с последующей доработкой.
- Обязательно даю последний учебный элемент в виде творческих заданий повышенного уровня. Это для тех ребят, которые справились со всеми элементами на пять.
Преимущества и недостатки в работе с модульной программой:
- Очень большая предварительная работа: тщательно проработать весь учебный материал, тему каждого урока в отдельности; Определить содержание, объем, последовательность учебных элементов в соответствии с поставленными целями; подобрать материал для работы, рассчитать объем этого материала по времени, подготовить дополнительный материал для сильных учащихся; подготовить несколько видов контроля
- Зато хорошо подготовленные модульные уроки могут быть использованы в работе учителя много раз.
- Каждый ученик работает в своем темпе.
- Обеспечивается повышение эффективности учебно-познавательной деятельности, более полное усвоение учебного материала.
- Дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, уделяя больше внимания слабым, так как сильные работают практически сами.
- Способствует самостоятельности, развитию речи, самореализации…
Предлагаю пример модульного урока по алгебре в 7 классе по теме «Вынесение общего множителя за скобки».