Учебная программа кружка «Основы проектной деятельности» (35 часов)
Пояснительная записка
Цель: овладение навыками проектной технологии.
Задачи:
- формировать универсальные учебные действия с использованием проектной технологии;
- ориентировать учащихся на применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Основными результатами освоения учебной программы факультатива являются личностные и метапредметные универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения целина основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- уметь планировать пути достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на основе произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выбранного действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основы коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные УУД:
- основы реализации проектной деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
- основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Основы проектной технологии реализуются в ходе тренинга, самостоятельной работы учащихся над групповыми и индивидуальными учебными проектами творческого и исследовательского характера и их мониторингом.
Суждения, умозаключения и выводы.
Определение понятий. Способы определения понятий. Загадки. Кроссворды. Практическая работа «Определение понятий разными способами».
Самостоятельная проектная деятельность
Общий объём - 13 часов, из них на занятия со всей группой (классом) учащихся отводится 4 часов, на индивидуальную работу - 9 часов. Занятия проводятся в первой, второй и третьей четвертях учебного года.
Коллективный творческий проект (2 часа)
Коллективная игра-исследование» (2 часа)
Индивидуальная работа по планированию проекта (3 часа)
Индивидуальная консультационная работа в ходе реализации проекта (6 часов)
Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов и т.д. Подготовка детских работ к публичной защите, т.е. планирование собственного выступления и подготовка к ответам на возможные вопросы.
Мониторинг проектной деятельности
Общий объём - 7 часов. На коллективную работу (присутствие на защитах работ других ребят) и непосредственно на защиту, где учащийся (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Занятия проводятся по мере завершения проектов.
Участие в защитах творческих и исследовательских проектов (2 часа)
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах творческих и исследовательских проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Защита собственных творческих и исследовательских проектов (2 часа)
Участие предполагает доклад и ответы на вопросы об итогах проведённых творческих и исследовательских проектов.
Сам себе эксперт (3 часа)
Выдвижение критериев оценивания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов коллективной и индивидуальной проектной деятельности.