Использование кинезиологических упражнений в физическом и умственном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, кинезиологические приемы


В последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, имеющими трудности в адаптации и в обучении. Для профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышения эффективности образовательного процесса и применения индивидуального подхода я использую элементы кинезиологии.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга. При использовании кинезиологических упражнений, синхронизируется работа обоих полушариев головного мозга, передается информация из одного полушария в другое, улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения не только создают новые нейронные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие, развивая контроль над собой и координацию.

Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является точное выполнение движений. В совместной деятельности, на прогулке, мы разучиваем упражнения, а в индивидуальной работе закрепляем их. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.

Кинезиологические упражнения

  • «Дерево» - руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками.
  • «Лес» - руки вверх, пальцы растопырены в стороны
  • «Фонарики» - фонарик зажегся - пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать.
  • «Дом» - пальцы рук соединить под углом друг с другом.
  • «Дом с трубой» - пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить - это труба.
  • «Солнышко» - пальцы расставлены от себя
  • «Окошко» - большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук
  • «Бутон» - руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону
  • «Колечки» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
  • «Лодочка» - обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням.
  • «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец.
  • «Замок» - ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести.
  • «Олень» - 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены
  • «Ежик» - поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
  • «Зайчик» - 2 пальца (указательный и средний вверх)
  • «Кулачок-ладошка» - левая рука кулачок, правая -ладошка, одновременная смена рук
  • «Оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая - ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»
  • «Кулак» - «ладонь» - «ребро») - поочередная смена
  • «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
  • «Кошка» - последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»
  • «Кольцо» - поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять - весело колечко будем примерять!»
  • «Лягушка» - последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»
  • «Дождик»: - встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз
  • «Улитка с домиком» - исходная позиция - «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади
  • «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот
  • «Шипы» - руки - горизонтально, пальцы широко разведены в стороны
  • «Гости» - «шагают» пальчиками по коленям или по столу
  • «Бабочка» - руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки

Когда дети хорошо запомнили упражнения, их можно использовать в связке, повторяя друг за другом. При этом большой интерес вызывает у детей проигрывание какой-нибудь сказки или придумывание своей истории.

Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.

Кинезиологические сказки

Сказка «Городской парк»

В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)

Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики»)

Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)

Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны»)

Дети очень любили этот парк, потому что там продавали вкусные баранки - большие, средние и маленькие. («колечки»)

А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)

и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как - будто здороваясь с людьми. («рыбки»)

Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)

Сказка «Две обезьянки»

(дети сидят за столами, руки на коленях)

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики (левый кулачок на стол) и Кики. (правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились.(«кулачок-ладошка»)

По дороге они встретили, ежа с ежатами. («ежик»).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки»)

Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им.(«кулак» - «ладонь» - «ребро»)

А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)

Сказка «Два котёнка»

(дети сидят за столом)

Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок. (Дети показывают правый кулачок)

Он очень любил прогуливаться по своему саду. («кошка»)

В саду росли высокие деревья («деревья»)

И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться. («кошка» - правой рукой)

И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок. («кошка» - левой рукой).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. («кошка» в быстром темпе).

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом. («кошка» с одновременной сменой позиции)

И тут Снежок нашёл на траве кольцо. («кольцо», «Раз, два, три, четыре, пять - весело колечко будем примерять!»)

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.

(«кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой - ой, ой, ой»)

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке - котята за ним. («кошка»)

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру. («ладушки-оладушки»)

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать. («лезгинка»)

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд. («лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой. («кошка»)

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды. («фонарики»)

Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули. (вытянуть пальцы из кулачка)

Сказка «Лесные истории»

(дети сидят за столами, руки на коленях)

Жил-был зайка - длинные уши. («зайчик»)

А жил он в маленькой избушке. («дом»)

На краю леса. («лес»)

Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку. («солнышко»)

Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал. («колечки»)

Каждое утро зайка выглядывал в окошко. («окошко»),

чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе. («бутон»)

Он брал леечку и поливал розу. («дождик»)

Солнышко пригревало («солнышко»)

и цветок распускался. («Бутон-цветок»)

Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка. («улитка с домиком»)

Приходил гордый олень - ветвистые рожки, («олень»)

Мишка-топотышка. («колечки» с нажимом на подушечки)

Колючий Ёжик - ни головы, ни ножек. («ежик»)

Подкралась однажды к заячьей избушке лиса - хитрая плутовка, рыжая головка. («колечки» с нежным нажимом)

Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы. (плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево)

Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает. («ухо - нос»)

Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы. («Бутон», «Шипы»)

Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала. («колечки» с нежным нажимом в быстром темпе)

А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопать в ладоши)

Сказка «В гости к бабушке»

(дети сидят за столами)

В гости бабушка звала. Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой).

По дорожке пять внучат, в гости к бабушке спешат («гости»)

Топ-топ (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики,(ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Стоит дерево высокое («лес»)

Дальше - озеро глубокое (волнообразные движения кистями)

Птицы песенки поют(ладони перекрестно - «птица»),
зернышки везде клюют(ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («кулачек-ладошка»).

Сказка «Лесной домик»

(дети сидят за столами)

Стоял с лесу домик («дом»).

Бежал мимо ёжик («ёжик»).

Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза («кулак-ребро-ладонь»),

зашел в него и стал в нем жить. Бежала мимо лягушка-квакушка («лягушка»).

Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика («ёжик»).

Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки - жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Каждый день им светило ласковое солнышко («солнышко»),

вокруг порхали красивые бабочки («бабочка»),

а деревья шелестели своими листиками на ветру («дерево»).

Однажды они услышали, как кто - то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка (рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка, и он подбежал к ним («кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом («дом»).

Котенок с радостью забежал в чудесный домик («кошка» со словами: «кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой («лягушка») и ёжиком («ёжик» ладони под углом друг к другу).

Сказка «Новые приключения маленького щенка»

(дети сидят за столами)

Жил-был маленький щенок. Однажды он уснул на крылечке. И тут ему на нос села маленькая жёлтая бабочка. («бабочка»)

Щенок открыл глаза, увидел бабочку и радостно залаял. Бабочка испугалась, полетела в сторону леса и скрылась за высокими деревьями. Наш щенок был очень любопытным, и он побежал за ней. На полянке в кругу сидели зайцы. («зайчик»)

«Как сосновые верхушки
Зайцы к солнцу тянут ушки.
Лапки поднимаются,
Ушки распрямляются.
А сосны, лесные подружки,
Сверху улыбаются,
Зарядкой занимаются».

Щенок выбежал на полянку с радостным лаем: «Ав-ав-ав!». Он стал носиться по кругу, виляя хвостиком. Но зайцы его восторга не поняли и ускакали. Щенок сначала огорчился, но потом его внимание привлекли какие-то звуки.

Щенок огляделся вокруг. Как красиво было на полянке! А какие запахи кружились в воздухе! Он глубоко вдохнул воздух. Тут мимо него пробежал ёжик. («ежик»).

Рядом над цветком кружилась пчёлка. Малыш замер и стал внимательно следить за ней глазами. Жужжание пчелы стало ближе, щенок насторожился и зарычал.

На всякий случай он решил спрятаться в траве. Каких только ягод не было вокруг! («колечко»)

«Раз, два, три
Сколько ягод посмотри.
Раз - малина,
Два - калина,
Три - черника,
А четыре - ежевика»

Тут наш щенок услышал далёкий голос хозяина. Да, что-то он проголодался!

И он с радостным лаем помчался домой. («кулачок - ладошка»).