Автор учебника: С.В.Иванов.
Педагогическая цель |
Создать условия для совершенствования умения разбирать предложения, способствовать развитию умения находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются. |
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Планируемые результаты (предметные) |
Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в пределах изученного), характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение, контролируют свои действия, проверяют написанное. |
Личностные результаты |
Расширяют познавательные интересы, ориентируются на понимание причин успеха в учёбе, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре, сопереживают одноклассникам. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение, овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют логические сравнения, делают выводы в результате совместной работы учителя и класса, строят рассуждения. |
Основное содержание темы, понятия и термины. |
Понятие «однородные члены предложения». Нахождение однородных членов предложения, составление предложений к схемам. |
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Мотивирование к учебной деятельности (орг.момент) | - Каждый урок мы начинаем замечательными словами: - Прочтите аффирмации к нашему уроку |
- Я желаю тебе добра! Ты желаешь мне добра! Если тебе будет трудно - я тебе - помогу! - Я грамотно и красиво пишу. - Я люблю читать. |
II. Постановка учебной задачи. Обобщение, систематизация и коррекция знаний |
- Тема нашего урока закрыта полосками бумаги. Учитель открывает последнее слово предложения. - Что такое предложение? |
- Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. |
- Какими бывают предложения по цели высказывания? | По цели всегда различай предложения: в повествовательном - сообщение, вопрос - в вопросительном, дашь ответ? А в побудительном - просьба, совет. | |
- Какими бывают предложения по интонации? | - По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. |
|
Учитель открывает второе слово: члены предложения - На какие две группы делятся члены предложения? |
- Члены предложения делятся на две группы - главные и второстепенные. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены - определение, обстоятельство, дополнение. |
|
Учитель полностью открывает тему урока: Однородные члены предложения. - Что такое однородные члены предложения? |
- Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, называются однородными членами предложения. | |
- Чему мы должны научиться на уроке? | - Находить в тексте однородные члены предложения, расставлять знаки препинания. | |
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
|
- Портрет какого великого русского поэта висит у нас на доске? | - Портрет А.С.Пушкина. |
- Прочтите числа, которые есть на доске. Что они обозначают? | - 8, 9, 2208. - В 8 лет А.С.Пушкин писал стихи на французском языке. - 9 языков знал А.С.Пушкин. - Именем А.С.Пушкина названа малая планета 2208, вернее астероид. - Кратер на планете Меркурий. |
|
- На фотографиях изображены места в нашем городе, которые связаны с именем великого поэта. | - Пушкинский сквер на улице Димитрова. - Знаменитый памятник на улице Кирова. - Пушкинская школа. |
|
- А.С.Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». - Объясните эти слова. |
- Поэт написал так много замечательных произведений, которые читали его современники. Читают и будут читать всегда. Его произведения и стали его нерукотворным памятником. | |
- Подберите синонимы к словам нерукотворный, воздвиг. Разберём по составу слово нерукотворный. | - Воздвиг - создал, построил, возвёл. - Нерукотворный - созданный не руками. - Окончание - ый (окончание прилагательного мужского рода) - Это сложное слов - в нём два корня -рук, -твор. - Соединительная гласная -о-. - Суффикс -н-. |
|
- Я не могу сегодня не вспомнить имя нашего великого земляка, солнце осетинской поэзии, К.Л.Хетагурова. - В каком стихотворении - К.Л.Хетагуров говорит об А.С.Пушкине? |
- Стихотворение «Салам». - Создатель славы наших гор Свою башню ты воздвиг. - Башня - это святыня для горцев. Башни бывают родовые (фамильные) и защитные… Башни строили на века. Сейчас это памятники культуры и архитектуры. |
|
- Мы готовились к этому уроку, работали в группах, оформили выставку поделок и рисунков… - Из какого произведения дуб из осенних листьев? Кот? - Расскажите физминутку «Лежебока рыжий кот». Назовите однородные члены предложения. |
- Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». - Лежебока рыжий кот, |
|
- Во время подготовки к уроку мы перечитали сказки А.С.Пушкина. |
- А.С.Пушкин написал 7 сказок. |
|
- Спишите предложение и разберите его по членам предложения, составьте схему предложения. - Слуги, сватья и сестра ловят комара. - Измените предложение так, чтобы союз и был повторяющимся. - Из какой сказки это предложение? |
- В этом предложении однородные подлежащие. - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». |
|
- Какие еще предложения с однородными подлежащими вы нашли. | - Дети по группам называют предложения из других сказок. | |
- П.в.риха п.бл.днела обм.рла и .кр.вела. - Вставьте пропущенные буквы, объясните, укажите графически часть слова, в которой пропущена буква. - Разберите по членам предложения. Составьте схему предложения. - Расставьте знаки препинания. Докажите. |
- В этом предложении однородные сказуемые. | |
- Какие предложения в сказках вы нашли с однородными сказуемыми? | Ученики по группам называют предложения с однородными сказуемыми. | |
- Разберите следующее предложение: И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. - Измените предложение так, чтобы запятая была не нужна. Аналогичная работа: - Через л.са, через м.ря колдун несёт богатыря. |
- В этом предложении однородные обстоятельства. Стихотворение об обстоятельстве. - На вопросы где? Куда? Как? Откуда? И когда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. |
|
Аналогичная работа над предложением из «Сказки о медведихе». Прибегал зайка бедненькой, серенькой. |
- В этом предложении однородные определения. Стихотворение: Признак предмета или явления обозначает определение. Чей? Какой? Вопросы просты. Лишь не хватает волнистой черты. |
|
Работа над предложением из «Сказки о золотом петушке» - Сыновья л.жат без шл.мов, без лат. - Какие ещё однородные дополнения можно было бы добавить? |
Предложение с однородными дополнениями. | |
IV. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Групповая работа. И к царевне наливное_ молодое_ золотое яблочко летит. |
Учащиеся в группах расставляют знаки препинания. |
V. Рефлексия (подведение итогов) |
- Какое задание было самым сложным на уроке? |
|