Цель: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования поролоновым тычком и гуашью, с последующим посыпанием сахарным песком.
Задачи:
Образовательные:
- учить видеть характерные особенности деревьев в зимнее время года
- познакомить детей с новым способом изображения (нанесение краски на изображение поролоновым тычком, ватной палочкой)
- познакомить с различными материалами для придания рисунку выразительности (использование сахара).
Развивающие:
- развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию.
- зрительное и слуховое внимание, память, воображение, эстетическое и образное восприятие, сенсорные умения, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру
- помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, желание экспериментировать в своей работе, аккуратность, инициативу.
Здоровьесберегающие:
- следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия;
- развивать потребность в двигательной активности.
Обогащение словаря: пушистая, снежная, радостная, запорошенная снегом, искристый, блестящий, морозная.
Предварительная работа:
- познавательные беседы о времени года – зима;
- наблюдение за деревьями во время прогулок;
- чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме;
- наблюдения за деревьями, снегопадом.
Приготовление заготовки для открытого занятия (рисование зеленой ели, с помощью кисти, гуашевой краски зеленого цвета и пластмассовой вилки).
Используемые методы:
- Словесные: чтение сказки.
- Практические: показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность детей.
- Наглядные: сопровождение сказки показом искусственной зеленой ели, привлечение детей в сказку во время физкультминутки.
Материал:
Демонстрационный:
- искусственная ель, снежинки пластмассовые d 15см.,
- игрушка би ба бо (заяц серый), белый мех;
- магнитофон с записью музыки для динамической паузы и самостоятельного рисования детей.
Раздаточный:
- тонированные листы бумаги синего цвета формата А5;
- листы белой бумаги А4;
- на каждого ребенка бумажный поднос с:
- гуашевая краска белого цвета;
- ватная палочка;
- поролоновый тычок (спонж);
- сахарный песок в пластмассовом стакане;
- пластмассовая ложка;
- салфетка.
Краткое описание: На занятии у детей развивается воображение, они привлекаются к участию в сказочном фрагменте. Так же закрепляются элементарные экологические познания о свойствах снега. Дети закрепляют умение работать в нетрадиционной технике, изображать сугробы и снег на ветвях белой гуашью с помощью поролонового тычка (спонжа), снежинки с помощью ватной палочки и белой краски. Так же используется нетрадиционный материал (сахар), который придаст рисунку объемность, выразительность, блеск.
В занятие включены, упражнения, игровые моменты, художественное слово, музыкальное сопровождение.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
1. Вводная часть
Приветствие
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришли гости.
Мы рады всех видеть, давайте улыбнёмся им и поздороваемся.
Дети здороваются
Воспитатель: Присаживайтесь на лавочки (дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас будет занятие – рисование.
Но прежде, чем я вам расскажу, что, как и чем мы будем рисовать отгадайте мою загадку.
Воспитатель:
За окошком снег кружит,
По дорожкам стелется.
Это вьюжит-ворожит
Зимушка-метелица.
Напустила холода.
Обернулась в лед вода.
Все вокруг преобразила
В белый цвет все нарядила
Серебристым все сверкает
Кто знает, когда это бывает?
Дети: - Зимой.
Воспитатель: Правильно зимой. Зима не только холодное время года, но и чудесное, полное сказочных превращений и историй. И сегодня я хочу вам рассказать сказку о маленькой лесной красавице, елочке. (показывает искусственную елочку, на верху круглое грустное «лицо»)
Воспитатель: Хотите послушать?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, елочка у нас сказочная и у нее есть настроение.
Какое сейчас у нее настроение?
Дети: печальное, грустное.
Воспитатель: А вот почему она такая печальная, хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте послушаем ее сказочную историю.
2. Основная часть
Жила-была в лесу маленькая елочка. Весной, летом, осенью ей было тепло и весело. Вокруг росли ее подружки – маленькие, зеленые елочки. У нее был лесной друг, зайчик (поставить). Елочка под своими пушистыми ветками всегда заботливо его прятала от злого волка и хитрой лисы.
Но осень закончилась и пришла зима, наступили холода. Зайчик приготовился к зиме.
Он свою серую шубку поменял на - какую? Дети: белую (одеть на зайца белый мех).
И елочка ждала от зимы белую шубу.
Воспитатель: А из чего шуба у елочки зимой?
Дети: Из снега?
Воспитатель: Правильно. Зима должна нарядить елочку в снежные одежды. Но зима пришла в лес злая, привела с собой лютый мороз и страшный сильный ветер, а снега совсем не принесла.
Елочке было очень холодно и страшно. Она вся дрожала.
Зайчик к ней прискакал, но сквозь зеленые ветки его было хорошо видно и лисе и волку. Елочка стояла в лесу одинокая и грустная. Она очень боялась замерзнуть без снега и превратиться в ледяную елку, которая весной растает.
Тогда решила она позвать на помощь ветер.
- Ветер, ветер, ты везде летаешь и знаешь, где тучки снежные в небе плывут. Найди их и приведи к нам в лес. Пусть они своими снежинками все здесь засыплют и от мороза меня укроют.
Полетел ветер далеко, высоко, но никак не мог найти ни одной снежной тучи.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ветру и превратимся сами в снежную тучу.
Дети: да.
Воспитатель: Тогда берите снежинки (берут снежинки по 2 шт.) и превращаемся в снежную тучу
Физкультминутка: (под музыкальное сопровождение)
Мы снежинки, мы пушинки |
(помахать снежинками) |
В туче снежной мы живем |
(соединить вместе) |
Весело танцуем |
(покружиться) |
Радостно поем |
|
Вправо |
(снежинки вправо) |
Влево |
(снежинки влево) |
Вверх |
(снежинки вверх, встать на носки) |
И вниз |
(снежинки вниз, сесть на корточки) |
А теперь все закружились |
(покружиться) |
Как подул вдруг ветерок |
|
И по кругу нас увлек |
(бегут по кругу) |
Мы порхали |
(снежинки вверху, вправо, влево) |
Мы летали |
|
И на елочку упали |
(положить снежинки на елочку) |
(перевернуть «лицо» на радостное)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какая у нас получилась елочка?
Дети: белоснежная, блестящая, сверкающая, радостная.
- Мы нарядили ее в белый снежный наряд.
Воспитатель: Мы помогли елочке, и сказка хорошо закончилась. Елочке стало тепло под снегом, и зайчик вернулся под снежные ветки.
Воспитатель: А почему елочке стало тепло? (Ведь снег деревья защищает от чего?)
Дети: От мороза.
Воспитатель; А ведь елочка живет в лесу и она там не одна. У нее рядом много подружек. Помните, мы с вами сами нарисовали елки (показать, заранее нарисованные рисунки елки). Это подружки елочки и им еще холодно. Потому что на на ветках чего нет?
Дети: Снега.
Воспитатель: Давайте мы с вами их тоже укроем снегом. А вот как мы его изобразим, я вам расскажу и покажу, когда вы сядете за столы.
Проходите за столы (дети садятся за столы).
3. Практическая часть
Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат ваши рисунки с уже нарисованными елками.
- Давайте вспомним, чем мы их с вами рисовали.
Дети: красками, кисточкой, вилкой
- Чем обычно рисуют картины художники?
Дети: кистью, руками, красками….
Воспитатель: Рисовать можно различными способами и инструментами.
У нас сегодня сказочное занятие и поэтому мы будем рисовать снег необычным способом и необычными инструментами.
- Посмотрите, что перед вами на подносах.
Дети: Краска белая, ватная палочка и поролоновый тычок, мисочка с сахаром, ложка.
Воспитатель: Да, мы будем рисовать поролоновым тычком (тычковать), снег на ветвях елки и сугробы под елкой. А сахарным песком будем сыпать на краску. Для того, что бы снег получился как настоящий, блестящий.
Ватной палочкой, белой краской и сахаром сделаем снежинки.
Воспитатель: Посмотрите, как я это сделаю.
- Что бы нарисовать снег на ветках, я беру поролоновый тычок, держу его за палочку, опускаю в баночку с белой краской (показ)
- Держу вертикально, набираю краску.
- Теперь прикладываю к веткам елки, вот так (показ)
- Кладу тычок на поднос, беру ложку, набираю половину ложки сахарного песка и сыплю на краску (показ)
Воспитатель: Теперь нарисую сугробы.
- Для этого снова набираю краску (показ). Набираю побольше.
- И прикладываю под елкой, закрываю все белой краской (показ)
- И снова все засыпаю сахаром.
-Кладу тычок на тарелку.
-И вот елочка стоит в снегу и у нее на ветках снег.
Вокруг елки нарисую снежинки.
- Для этого возьму ватную палочку, наберу белую краску и буду прикладывать вокруг елки, вот так (показ). Набираю побольше.
- И сыплю на снежинки сахар из ложки.
Кладу ватную палочку на тарелку.
Готовые работы, аккуратно поднимем, лишний сахарный песок ссыплется на белый лист бумаги (показать, поднять вертикально)
Воспитатель: Сейчас мы начнем рисовать, а что бы получилось очень красиво, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Зелененькая елочка |
Пальцы рук переплетены и выпрямлены. |
Колючие иголочки, иголочки, иголочки. |
Руки перед собой, кулачок – пальцы вверх, вниз |
Ветки распушила, распушила, распушила |
Пальцы врозь, кулачок 3 раза |
Снежком припорошила, припорошила |
Погладить себя обеими руками |
Индивидуальная работа:
Воспитатель: (Имя) с чего начнешь работу? (тычком нарисую снег)
(Имя) после нанесения краски что сделаешь? (посыплю сахаром)
(Имя) чем будешь брать сахар? (ложкой)
Воспитатель: Приступаем к работе. А свои готовые работы мы будем прикреплять на доску (показать)
4. Заключительная часть
Воспитатель: Работы готовы. Аккуратно несите их на общий стенд.
Дети приносят работы, ссыпают лишний сахар на белые листы бумаги и прикрепляют работы на общий стенд. Получается зимний лес.
Итог занятия
Воспитатель: Посмотрите, когда мы собрали вместе ваши рисунки, как красиво получилось.
Похож наш лес на зимний лес, заснеженный?
Дети: Да.
Воспитатель: Блестит у нас снег?
Дети: Да.
Рефлексия
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.
- Что вы сегодня слушали (Сказку про елочку)
- Что с елочкой случилось (Ей было холодно)
- Почему? (было холодно, а снега не было)
- А мы с вами помогли елочке? (Да)
- Как (укрыли снежинками)
- Что мы сегодня рисовали? (Снег)
- Чем рисовали (поролоновым тычком и ватной палочкой, сыпали сахаром)
- Чем вам больше всего понравилось рисовать? (отв.)
- Что было для вас трудным? (отв.)
- Что вам больше всего понравилось в занятии? (отв.)
Воспитатель: Все молодцы, занятие наше закончено. Спасибо нашим гостям. Давайте с ними попрощаемся (До свидания)