Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения определять склонение имён существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных

Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока:

  • Создать условия для формирования умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь, род, окончание в Им. падеже).

Задачи:

  • Учить детей определять склонения имен существительных по двум основным признакам: окончанию и роду, стоящих как в начальной форме, так и в косвенной.
  • Развивать умение быстро определять склонение существительного, логическое мышление, память, речь, воображение, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость.
  • Способствовать самореализации личности в учебной деятельности.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Представлять информацию в виде схемы, кластера.
  3. Выявлять сущность, особенности объектов.
  4. На основе анализа объектов делать выводы.
  5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока, деятельность учителя

Деятельность учеников

Ι. Актуализация знаний.

а) Организационный момент. Приветствие.

- Откройте тетрадь.

- запишите число, «Классная работа».

1. Сейчас проведём Быстрый диктант. Я называю слова, а вы должны определить склонение у этого слова и в тетради записать только цифру склонения.

Машина, сон, дом, кошка, отец, дичь, ковер, вещь, конь, дедушка, речь, сирень, сумка, лошадь, Петя

Проверка: сколько 1скл.-5, 2скл.-5, 3скл.-5.

Проверим.

Оцените себя, если без ошибок поставьте на полях +, с ошибками – (5 мин.)

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

1, 2, 2, 1, 2, 3, 2, 3, 2, 1, 3, 3, 1, 3, 1.

II. Формулирование проблемы.

Сегодня мы с вами продолжим работу по определению склонения у имён существительных.

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

- Что для себя к концу урока мы должны понять?

- Предлагаю работать по такому план урока:

  1. Повторить правило и алгоритм определения типа склонения.
  2. Упражняться в определении склонения у имён существительных.
  3. Проверить на каком уровне мы можем определять склонение

Развивать умения определять склонение имён существительных

На каком уровне я могу определять тип склонения.

III. Развитие умений.

1. - Ребята как вы думаете почему у некоторых из вас в Быстром диктанте были допущены ошибки? Как вы думаете почему? (3 мин.)

Предлагаю смоделировать правило и составить кластер, который поможет определить тип склонения.

- Какие главные составляющие надо помнить при определении типа склонения?

Проверка.

Оценка (5 мин)

2. Опираясь на составленный кластер, предлагаю вам поработать в группе.

Вспомним правила работы в группе.

Возьмите карточку 1 (белая) Ваша задача распределить слова по типу склонения. На всю работу у вас 10 мин.

Тетрадь, рояль, облако, корабль, дядя, парта, комната, повесть, мышь, мышка, кровать, художник, собака, всадник, тишь, растение, кухня, площадь.

Проверка.

Оценка.

3.Сейчас предлагаю вам самостоятельно определить склонение существительных. Карточка 2 (синего цвета)
Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.

И ДНЕМ, И НОЧЬЮ КОТ УЧЕНЫЙ ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ.

НА СОСНЕ ВЕСЕЛЫЙ ДЯТЕЛ БЕЛКЕ ДОМИК КОНОПАТИЛ.

Проверка. Приклеить в тетрадь

Оценка (7 мин.)

- Что было трудным при выполнении данного задания?

Значит в наше правило нужно вставить еще один важный компонент.

4. Работа в паре.

Откройте учебник на с. 150. Будем работать со словами из толкового словаря. Ваша задача найти среди слов на этой странице имена существительные и записать их в тетрадь по типу склонения.

Проверка.

Оценка.

5. Приступим к проверке наших знаний. Карточка 3 (жёлтая) Прочитайте, проанализируйте данные слова и найдите ошибки в определении склонения, исправьте их.

Папа (1 скл.), от отца (1 скл.), дочь (3 скл.), в тетради (1 скл.), тетрадка (1скл.), без альбома (3 скл.), от храбрости (2 скл.), храбрец (1 скл.), отвага (2 скл.), без снега (1 скл.), ночи (3 скл.), одежда (3 скл.), к Саше (2 скл.), трава (1 скл.), машинисты (1 скл.), машина (1 скл.), деревня (3 скл.).

Проверка.

Итоговая оценка.

Не знаем (забыли) правило

Род и окончание.

И днем (2), и ночью (3) кот(2) ученый все ходит по цепи (3) кругом.

На сосне (1) веселый дятел (2) белке (1) домик (2) конопатил.

Слова нужно было ставить начальную форму.

V. Итог урока.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли мы эту цель?

Проанализируйте свою работу на уроке. Отметьте на шкале успешности на каком уровне вы можете определять тип склонения.

 

VI. Домашнее задание.

 

 

Презентация