Цели:
- Деятельностная: создать условия для открытия знаний о типах и составе почвы.
- Содержательная: сформировать умения: различать типы почв на иллюстрациях учебника, находить информацию из печатного источника о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма организации обучения: работа в парах, работа в группах.
Технология обучения: деятельностный подход, технология поиска информации.
Средства: компьютер, записи на доске, раздаточные листы с заданиями, видео с проведением опыта на выявление состава почвы.
Планируемые результаты урока:
Личностные УУД
- проявляет интерес к изучаемому учебному материалу;
- положительно относится к участникам учебной ситуации;
Регулятивные УУД
- адекватно оценивает действия по выполнению задания другими учащимися и собственные возможности для выполнения задания;
- выполняет учебные действия по заданному плану, контролирует выполнение задания.
Познавательные УУД
- умение извлекать информацию в соответствии поставленной задачи;
- анализировать, сравнивать информацию.
Коммуникативные УУД
- умение слушать и слышать, адекватно отвечать на поставленную задачу;
- уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.
Предметные УУД
- знать о разнообразии почв России;
- различать типы почв родного края;
- понимать необходимость охраны почв.
Содержание урока
1. Орг. момент (на доске карточка со словами – настрой на урок)
Мы – умные,
Мы – активные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится.
2. Актуализация знаний учащихся
Проверка домашнего задания. Игра «Да-нетка».
Учитель читает высказывание, ученики записывают ответы в виде высказываний «Да» или «нет».
Игра «Да-нетка»
- Месторождения полезных ископаемых отыскивают геологи. (да)
- К полезным ископаемым относятся: нефть, газ, глина. (да)
- В строительстве используются: песок, глина, гранит. (да)
- Металлы получают из: каменного угля, янтаря, мела. (нет)
- При помощи буровых установок добывают: нефть, природный газ. (да)
- В шахтах добывают: песок, глину, известняк. (нет)
- В Заиграевском районе добывают: доломит, перлит, известняк. (да)
- В Бурятии практически нет полезных ископаемых. (нет)
Взаимопроверка, оценивание
да |
да |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
К |
Л |
А |
Д |
О |
В |
А |
Я |
3. Мотивация к изучению нового материала, постановка учебной задачи
- Прочитайте слово, которое получилось. (кладовая)
- Что же это за кладовая (предположения детей)
- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (читает ученица)
Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян становится большой кучей огурцов. Сказка ли это? Нет, не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется ... (землёй)
- Почему землю называют волшебной кладовой? (высказывания детей)
- И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (кормилицей)
- Тема нашего урока так и звучит «Земля-кормилица» (на доску карточку с темой)
- Значит, что нам предстоит сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? (высказывания детей)
4. Решение учебной задачи
- Как называется верхний слой земли? (почва)
- Из чего же состоит почва? (предположения детей)
- Предлагаю вам провести небольшое исследование почвы, а по ходу исследования заполнить вот эту схему (кластер «Состав почвы»). Работать будете парами.
- Исследование у нас будет реально-виртуальным. А поможет нам в этом любознательный Мураш (просмотр видео с опытами, заполнение кластера) (Приложение 1)
Первый опыт проверяет один ученик.
Самопроверка
- От чего же зависит плодородие почвы? (от количества перегноя)
- Как вы думаете, почвы на территории нашей страны везде одинаковые? (предположения детей)
- Что нам может помочь в выяснении этого вопроса? (учебник)
Работа с текстом учебника с. 160-161.
- Задайте вопрос по тексту.
(Как называют учёных, изучающих почву? Какой тип почвы самый распространённый на территории нашей страны? Какая почва самая плодородная?)
- А какие почвы преобладают на территории нашей республики? Где об этом можно узнать? (Приложение 2)
- Я сегодня вам немного помогла и уже нашла информацию о ресурсах Бурятии, но вы должны её изучить и ответить на мой вопрос (работа в группах, самопроверка)
- О каких проблемах почвы говорится в тексте? Значит, почву нужно беречь и охранять. А как это сделать?
5. Итог урока, рефлексия
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
- А теперь, оценив свои ответы, выскажитесь о цели ваших дальнейших действий, выбрав одну из фраз на доске
6. Домашнее задание
- О том, как можно беречь почву, вы прочитаете дома и приготовите небольшое сообщение о проблемах и способах их решения (с. 162-163 учебника)
Литература и источники
- http://www.priroda.ru/regions/earth/detail.php?FO_ID=559&ID=6273&SECTION_ID=
- https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Плешаков Е.А. Крючкова А.Е. Соловьева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 127 с. — (Школа России).
- Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2019. – С. 74 – 75.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – М.: Просвещение, 2019. – С. 160 – 163.