Занятие по внеурочной деятельности "Истоки" на тему "Слово о родителях"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1

Ключевые слова: внеурочная деятельность, семья


Цель для педагога:

Формирование социокультурного представления о родителях, семейных ценностях, развитие социокультурного опыта обучающихся.

Цель для
обучающихся:

 Решение проблемного вопроса:

«Что включает в себя понятие «родители»?»

Задачи для педагога:

  • Помочь обучающимся определить разные значения слова «родители».
  • Подвести обучающихся к прочувствованию значимости семьи, семейных отношений.
  • Воспитание в детях доброты, уважения к родителям, потребности в сохранении доброжелательных отношений в семье, коллективе.
  • Развивать мышление обучающихся, их коммуникативные навыки, навыки  само- и взаимоконтроля,  адекватной  самооценки.

Задачи для
обучающихся:

  • Выяснить, какие значения имеет слово «родители»,
  • Формирование потребности в вежливом общении в семье и в коллективе,
  • Воспитание стремления совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки.

Термины, понятия

Родители, родительский дом, семья,очаг, традиции, слово.

Планируемые
результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: определения слова «родители», «семейные ценности»

Уметь: решать проблемные ситуации, давать определение, делать сообщение, выделять главную информацию, представлять информацию в схематическом виде (генеалогическое дерево), открыто высказывать свои мысли, оценивать свою работу и работу других на уроке.

Владеть навыками анализа, обобщения, работы в парах/ группах, коммуникативными навыками.

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация, формирование этических и эстетических чувств.

Регулятивные: формулировать вопрос, цель урока; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять само- и взаимоконтроль, самооценивание.

Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, ставить проблему и искать пути ее решения, строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Связь с литературой, историей, фольклором.

Формы организации: беседа, работа в парах, работа в группах, ресурсный круг.

Методы и приёмы: анализ, обобщение, проблемный диалог, сообщение,  самоконтроль, самооценка.

Оборудование: компьютер, проектор, акустические колонки, игрушка (сердечко) для ресурсного круга, лепестки ромашки(по количеству обучающихся), конверты с пословицами.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Включение обучающихся в деятельность. Формулирование темы, проблемы, целей и задач урока.

 Формирует позитивный настрой на работу, повышает мотивацию и интерес к предстоящей деятельности. Помогает понять тему урока. Создает проблемную ситуацию. Активизирует обучающихся на понимание и формулирование проблемы, целей, путей решения проблемы.

Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

- О чем поётся в песне, которую вы только прослушали?

-А что такое родительский дом?

-Как вы понимаете это выражение? (Действительно, ребята, дом – это начало всех начал. Это своя улица, свой город. Это место, где человек родился и вырос. В доме мы делаем первые шаги, отсюда уходим во взрослую жизнь. Это дом, в котором живут наши родители.)

-О чем мы будем говорить на уроке?

Тема занятия «Слово о родителях»

- Ребята, что означает слово «родители»?

Участвуют в проблемном диалоге,  определяют тему урока. Формулируют проблему, цели и задачи урока.

 

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Полноценное формулирование темы.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете их и  сможете дополнить свои ответы.

Не молода совсем она,
А как глаза искрятся!
А руки добрые её
Работы не боятся.
Я напишу её портрет,
Оставлю лучших ей конфет,
Скажу, друзья, вам не тая,
Ведь это — …(бабушка моя).

На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка —
Наш любимый...(дедушка)

- Отгадав загадки, можете ли вы дополнить свое определение понятию «родители»?
Предлагаю посмотреть, какое определение слову родители дается в  толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова

(Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи)

Отгадывая загадки, анализируют и  определяют значения слова «родители».

 

III этап. Основной этап

Формирование представления о семейных ценностях

- Что же такое «семья»?

(Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети) Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда. Семья – самое главное в жизни для каждого человека)

- Кто стоит у истоков создания семьи?

(У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. Семьи все разные.

-  А чем семьи отличаются?

(У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. В традициях русской семьи большое количество детей. В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)

Сейчас мы с вами посмотрим видео, в которых семьи наших ребят делятся своими привычками, традициями. Подумайте, Что это за традиции и какие еще есть в вашей семье.

- Какие традиции вы увидели?

- А в ваших семьях есть свои традиции, какие они?

Скажите, нужны ли нам традиции и для чего?

Физминутка

Ребята, я предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Вы будете передавать символ детства-игрушку и говорить какими ласковыми словами называют вас или вы в вашей семье.

Работа с пословицами и поговорками:

*работа с учебником

- Кроме сказанных вами, существует очень много слов о родителях в устном народном творчестве, в том числе в пословицах и поговорках.

Давайте прочитаем в учебнике пословицу и объясним, что она означает? (Мир и лад- доброй семьи клад)

Действительно, ребята, здоровая, крепкая, дружная семья – это, прежде всего, залог успеха. Успеха во всём: работе, учёбе, отдыхе. Семья сильна любовью, уважением, традициями.

Инсценировка сказки «Репка»

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем роль актеров. Посмотрите на доску, героев какой сказки вы видите?

(детям раздаются роли, проводится инсценировка)

Делать это будем необычным способом - я включу вам сказку, а вы должны показывать только движения и эмоции.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту сказку на сегодняшнее занятие? (Потому что в сказке объединились все члены семьи, так же и в вашей семье, только совместный труд помогает общему делу)

Работа в группах.

Предлагаю вам поработать в группах и приготовить «Цветок пожеланий»

У вас на столах лежат лепестки, на которых вы напишете пожелание своей семье, своим родителям. А затем капитан вашей команды, которого вы выберете, покажет нам результат работы.

-Ребята, что у нас с вами получилось? А как нам это удалось? (Так и в семье, только совместными усилиями, работая дружно можно получить хороший результат и чего то добиться)

Участвуют в беседе, слушают сообщение, работают по группам, парами.

Каждая группа создает свой цветок, ромашки размещаются на доске.

Участвуют в ресурсном круге. Учащиеся должны назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, если его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов.

Так, если первый ученик, начиная первый круг, говорит о том, что он видит, то в начале второго круга он говорит о том, что слышит, в третьем – что чувствует. Соответственно меняются воспроизводимые образы и у других участников круга.

Участвуют в инсценировке сказки.

 

 

Стр.66

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов. Установление связи между целью деятельности и результатом.

Самооценка деятельности на уроке.

-Ребята, о чем мы сегодня говорили, и что вам запомнилось больше всего?

-Какие традиции вы бы хотели добавить в вашей семье?

Ресурсный круг «Родители»

предлагается описать зрительные образы, услышанные звуки, рассказать о своих чувствах, связанных с выражением «родители», «семья»:

«Я вижу…»

«Я слышу…»

«Я чувствую…»

Дорогие дети, сегодня мы с вами выразили теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям, нашим родителям. Слово – сердечный дар. Мне хочется пожелать, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу — научились ценить и благодарить и тех, кто для вас делает много добра, — близких и родных людей.

Подводят итоги. Определяют решение поставленной в начале урока проблемы. Оценивают свою работу на уроке.

 

Приложение