Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: УУД, оценивание


Приоритетной целью школьного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится формирование умения учиться. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Быстро изменяющееся общество заставляет менять приоритеты и в образовании. Одним из главных стало формирование универсальных учебных действий.

До недавнего времени оценка и отметка работ учащихся всегда являлись монополией учителя и считались правильными и неоспоримыми. В связи с введением Федерального государственного стандарта меняется и понятие оценивания.

Учитель должен перейти от констатирующего контроля к диагностирующему и процессуальному. Это позволит передать контрольно-оценочный механизм от учителя к учащемуся и произвести сближение школьной оценки выпускника с реальной оценкой общества. Уровень сформированности данных результатов конкретного ребенка зависит не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированности самого умения учиться.

Не секрет, что после изучения какой-либо темы учителю достаточно провести одну-две проверочных работ, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала.

У нас уже есть опыт оценивания УУД по результатам выполнения комплексных диагностических работ. Это оценка по результатам выполнения. Это привычное, традиционное оценивание для учителя.

Наибольшую трудность вызывает оценка достижения метапредметных результатов в ходе наблюдения за выполнением учебно-практических задач.

Метапредметные результаты – это «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории»

С помощью чего можно оценить уровень сформированности метапредметных результатов в процессе наблюдения? Важную роль в формировании УУД занимает проектная деятельность.

Выполнение таких заданий как:

  • Задачи творческого и поискового характера.
  • Задачи с неопределенными данными.
  • Трехуровневые задачи.
  • Проектные задачи.
  • Образовательное событие.

Индивидуальный и групповой проект позволяют формировать всю гамму универсальных учебных действий в комплексе, а не пооперационно, как при предметном обучении. Особое место в начальной школе занимает проектная задача.

Проектная задача как оценочная процедура достаточно эффективна, поскольку она позволяет не только увидеть сформированность метапредметных и личностных результатов школьников, выявить «сильные» и «слабые» стороны образовательного процесса.

Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме. Именно таковыми являются проектные задачи.

По Алексею Борисовичу Воронцову, проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

Владимир Моисеевич Заславский и др. предлагают следующую типологию подобных задач (предметные и межпредметные, одновозрастные м разновозрастные).

Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски способов и средств действия, в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Проектные задачи являются важным звеном при инклюзивном подходе в обучении. Использование педагогами проектных задач на уроках, где есть дети с ОВЗ, помогает активно включать таких обучающихся в учебную деятельность, дети чувствует себя полноценными участниками образовательного процесса во всех видах деятельности, существенно снижается изолированность, если она имела место при образовательном процессе.

Проектные задачи должны обязательно носить системный характер.

Проектная задача – это “три П”. Проблема – Поиск информации – Продукт.

Выполнение проектной задачи носит обязательно групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Групповая работа позволяет ученикам сформировать и развивать способности, а  для учителя несет продуктивный  педагогический эффект.

Проектные задачи предоставляют также большие возможности для организации разновозрастного сотрудничества учащихся, в ходе которого учащиеся разных классов решают общую задачу.

Данный тип задач занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными ли конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.

Итог решения проектной задачи всегда 2 продукта: материальный и нематериальный.

Ребята четко должны различать результат не материальный, то есть качественное изменение и продукт, который был получен в результате практической работы.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике три года. Проектную задачу использую в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окружающему миру, технологии. И нужно отметить, что использование проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. зачастую в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но мне самой очень нравится составлять такие задачи. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.

При работе с данной технологией для себя выделила сильные стороны. Работа с текстом дает возможность верно понимать поставленную задачу. Дети стали меньше задавать вопросов, так как всю информацию черпают из заданий. Планируют свою работу, пытаются распределить между собой роли. Мне, как учителю-наставнику, представилась возможность работать со ВСЕМ классом одновременно!

Конечно, есть и слабые стороны. На начальном этапе (1-2 классы) у ребятбыли затруднения в выделении существенной информации в тексте. Неумение самостоятельно работать по инструкции. Низкий навык групповой работы. Низкая скорость работы. Слабые стороны выявились при подготовке к занятию. Уходит много времени на поиск и разработку проектной задачи. Мало практического материала. На занятии трудно удержать внимание детей и регулировать дисциплину, так как проектная задача носит групповой характер. Работа над задачей, порой, выходит за рамки 45-минутного урока.

Как оценивать метапредметные результаты?

Проблема в следующем - отсутствие оценочного инструментария, набора учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку метапредметных УУД и необходимых для фиксации информации, полученной в процессе наблюдения.

Выбирая проектные задачи как инструмент оценки сформированности метапредметных результатов, перед учителем появляется ряд трудностей:  что и как оценивать, по каким критериям оценивать и т.д.

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися становится встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (других учителей, старшеклассников, родителей и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.

Проработка сюжета проектной задачи, подбор инструментария (заданий ПЗ), инструкций по их выполнению – работа не легкая.

Для оценки коммуникативных и регулятивных УУД используются как правило различные оценочные листы: «Лист оценки работы группы», «Лист самооценки», для наблюдателей – экспертов оценочные листы «Критерии оценивания сформированности коммуникативных УУД», «Критерии оценивания сформированности регулятивных УУД», «Критерии оценивания защиты проекта», «Уровень сформированности коммуникативных и регулятивных УУД учащихся в процессе выполнения проектной задачи».

Для наблюдения за работой группы и заполнения оценочных листов приглашаются назначенные учителя – наблюдатели. Каждый учитель наблюдает за работой 2 групп, т.е. оценивает 10 учащихся для определения уровня сформированности коммуникативных или регулятивных УУД.

Функции учителей-экспертов:

  • общее наблюдение за процессом работы групп,
  • фиксация результатов наблюдения в оценочном листе
  • с особенностями заполнения оценочного листа эксперт знакомится на инструктаже
  • нельзя вмешиваться в процесс работы группы
  • нельзя обсуждать работу участников группы с другим экспертом и согласовывать выставляемые баллы
  • оценочные листы сдаются заместителю директора по УВР, организатору диагностики, до презентации группами проекта
  • учителя – наблюдатели не входят в состав жюри, могут присутствовать при презентации

По окончании работы над проектом группы сдают оценочные листы: «Лист самооценки», «Лист оценки работы группы» и поочередно представляют свои работы. Во время работы жюри учащиеся, пользуясь «Критериями оценивания защиты проекта», также участвуют в выборе лучшего проекта. При подведении итогов определяется лучший проект по оценке жюри и лучший проект, по мнению учащихся класса.

После мероприятия организатор диагностики (заместитель директора по УВР) обрабатывают информацию, полученную в результате наблюдения, определяет уровень сформированности коммуникативных и регулятивных УУД каждого учащегося класса, составляет рейтинговые таблицы по каждому виду УУД. Результаты диагностики необходимы для дальнейшего планирования работы по совершенствованию уровня формирования метапредметных результатов.

Обработка информации, полученной из «Листов самооценки», «Листов оценки работы группы», дает представление о коллективе класса, взаимоотношениях, что дает возможность классному руководителю планировать воспитательную работу.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего, способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Выводы по диаграммам.

В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что работа над проектными задачами даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Лист оценки работы группы