Военная составляющая на уроках музыки

Разделы: Музыка

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: музыка, военная составляющая на уроках


«Как нет человека без самолюбия, -
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...»

К. Д. Ушинский

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня чувство патриотизма подвергается серьёзному испытанию и поэтому в школе необходимо уделять этому направлению особое внимание.

В настоящее время невозможно недооценить значение патриотического воспитания, так же как невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны и патриота, не зная своих обычаев и традиций собственных предков, прошлого своей страны.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к Родине, родным местам, гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально-психологические, мировоззренческие чувства, патриотизм, гуманизм, а также доброту, чувство долга, гордости и справедливости, формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию человека. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.

Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение её в художественных образах. Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека. Искусство помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников.

Чувство патриотизма формируется через эмоциональное переживание. Соответственно главной задачей учителя музыки является создание на уроке такой психологической ситуации, в процессе которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию чувства патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляются через разные направления:

  • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • и т. д.

Я работаю учителем музыки 37 лет, из них 20 лет в УссСВУ. Уроки музыки веду по программе Науменко Т.И. Алеев В.В. с пятого по восьмой класс. В программе этих авторов есть разделы, содержание которых может помочь решить задачу гражданско-патриотического воспитания.

Музыкальная деятельность на уроках осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал.

Раздел программы «Музыка моего народа» имеет особое значение для патриотического воспитания обучающихся. На первом уроке мы обращаемся к самому великому мелодисту Петру Ильичу Чайковскому. Через красоту мелодий его произведений обучающиеся чувствуют любовь композитора к жизни, к русской природе и пытаются прислушаться к своему сердцу, как оно реагирует на музыку симфонии № 4 П.И.Чайковского.

Суворовцы на уроках знакомятся с крупным и музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающ их различные исторические события родного Отечества, такими как: «Богатырские ворота в стольном граде Киеве» (из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского; симфония № 2 «Богатырская» А.П. Бородина, оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова и «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Опера насыщена многими деталями, благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере величественный характер. Герой оперы - Князь Игорь наделен лучшими чертами русских витязей.

При изучении кантаты «Александр Невский» советского композитора С.С. Прокофьева обучающиеся знакомятся с именем и подвигами великого полководца и святого земли Русской Александром Невским. Слушая и анализируя часть кантаты «Вставайте, люди русские», суворовцы через себя пропускают чувства тревоги за судьбу России, понимают, как музыка может выразить спокойствие и уверенность в победе, и глубину любви к своей Родине, русского народа.

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки рождает гордость за нашу Родину. Ария Сусанина – образец русской героической музыки. М.И. Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью. В опере «Иван Сусанин» немало известных сцен и музыкальных эпизодов, но самым знаменитым является финал. Одна из превосходных находок композитора заключается в том, что опера не заканчивается смертью героя. Показана победа русских войск и ликование народа.

Показательной в патриотическом воспитании обучающихся является опера С.С. Прокофьева «Война и Мир». Героическое, богатырское начало, самозабвенная любовь к родной земле является образ Кутузова – освободителя России.

Важное место в развитии гражданской позиции отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Отечественной войны. В данном случае актуально творчество Д. Шостаковича «Ленинградская симфония». На партитуре симфонии Шостакович сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Как только Шостакович закончил 7 симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США, где ее сразу же исполнили лучшие оркестры и дирижеры. Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

Вокальное искусство, являясь важным компонентом морального становления личности суворовцев, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключённое в русских народных и композиторских песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание.

На уроках музыки обучающиеся исполняют песни содержание которых реализует следующее патриотическое значение: идея государственности («Гимн Российской Федерации» А. Александрова); идея самоотверженного служения Родине («Катюша» М. Блантера, «С чего начинается Родина?» В. Баснера); идея воинской службы («Священная война» А. Александрова, «Марш защитников Москвы» Б. Мокроусова); идея региональности и т.д.

Суворовцы знакомятся с песнями композиторов о родном крае, где подчеркивается необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. С удовольствием исполняют патриотические песни современных композиторов.

Таким образом, воспитание гражданско-патриотических качеств личности невозможно без эмоционально-чувственного восприятия, поэтому важное значение в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся занимают уроки музыки. Произведения музыкального искусства способны воспитывать в детях личностные, духовные качества. На произведениях русских, советских композиторов, следует воспитывать в детях доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство, гражданственность и патриотизм.

Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Дмитрий Шостакович