Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних в общеобразовательной организации (из опыта работы)

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: подростки, правонарушение, подросток и школа, взаимодействие семьи и школы


Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоречивые деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный  закон.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление обучающихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, вовлечение их в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием.

Порицаемое поведение – поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодическое нарушение дисциплины, драчливость, грубость).

Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, конфликтность, агрессивность, воровство).

Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

  • отказ от общественных поручений;
  • пренебрежительное отношение к делам класса;

3. Негативные проявления:

  • кражи;
  • употребление спиртных напитков;
  • употребление психоактивных и токсических веществ;
  • курение;
  • тяга к азартным играм, в том числе компьютерным;
  • нездоровые сексуальные проявления.

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

Поведение любого ребенка или подростка нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми. В их число входят родители, педагоги, родственники, соседи, одноклассники, друзья, то есть те взрослые и сверстники, с которыми дети непосредственно общаются дома, в школе  и на улице. Ученые называют это ближайшее социальное окружение микросредой. Именно в ней подросток черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются его взгляды и убеждения, привычки и особенности поведения. Поэтому нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе взаимосвязей и отношений. В профилактической деятельности с конкретным  человеком важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех. Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем  чтобы:

  • оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
  • пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
  • воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Ранняя профилактика предусматривает работу всего педагогического коллектива по изучению семей, в которых проживают обучающиеся, условий проживания и воспитания несовершеннолетних, выявлению раннего семейного неблагополучия. С этой целью в начале учебного года в школе создается банк данных обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы тщательно планируется работа с подростком с девиантным поведением: составляется индивидуальный план работы с несовершеннолетним и с его семьей с утверждением его на Координационном совете, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по антинаркотической и антиалкогольной направленности. Планируется санитарно-просветительская работа. Работу возглавляет и координирует Координационный совет школы, где регулярно заслушивают вопросы успеваемости и поведения «трудных» подростков. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые месячники и дни профилактики. В их проведении задействованы как специалисты и педагоги школы, так и сотрудники правоохранительных органов, МСЧ и других структур системы межведомственного взаимодействия. В рамках дней профилактики проводятся беседы для обучающихся о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, осуществляется пропаганда правовых знаний. Проводится работа по формированию законопослушного поведения обучающихся.

Серьезное внимание в профилактической работе уделяется семейному воспитанию. Семья – это персональная среда жизни и развития каждого ребенка. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, реализуются целевые программы. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей. Не уменьшается число опекаемых детей, увеличивается количество детей, длительное время проживающих без родителей (социальное сиротство), т.к. родители, чаще мать, выезжают на заработки в другой город. Поэтому, значительная часть подростков отдаляется от родителей. Проблемы семьи волнуют и самих детей. При опросе детей на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6% подростков ответили: «Иметь хорошую семью». Но не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями. Поэтому организованное взаимодействие педагога и родителей в школе осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции семьи. Решающим условием взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, участвуют в ее реализации. Контакт строится таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Регулярно проводятся лекции и беседы по воспитанию обучающихся с учетом их возрастных особенностей. Для педагогического просвещения проводятся родительские лектории, на родительские собрания приглашаются специалисты различных направлений: педагоги, психологи, врачи, сотрудники других ведомств. В школе реализуется Проект «От сердца к сердцу», согласно которому, родители проводят мастер-классы по организации досуга детей, проводят Дни здоровья, Клубы выходного дня. Осуществляют коллективные выезды в культурные учреждения и экскурсии по городам Росси. Мы надеемся, что следствием такого взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и положительное влияние на классный коллектив в целом. Такие отношения педагогов и родителей предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. При работе с семьями одним из самых важных этапов является изучение семьи, социального положения ребенка в семье. Для этого используются методы наблюдения, посещения семьи, беседы с родителями, детьми, классными руководителями, учителями, анкетирование.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка и детей класса;
  • составление программы совместных действий педагога и родителей.

В результате сбора информации составляется социальный паспорт семьи несовершеннолетнего, выявляются конкретные проблемы, которые необходимо решать совместно. Одним семьям оказываем материальную поддержку, помогаем оформить статус малообеспеченной семьи, питание, отдых ребенка в ДОЛ, летнее трудоустройство. Приглашаем родителей на школьные праздники, привлекаем к работе с семьями родительский комитет. При необходимости, приказом директора, закрепляем общественного воспитателя, оказываем родителям индивидуальные консультации.

Значительную трудность во взаимодействии школы с родителями по профилактике правонарушений несовершеннолетних представляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Несмотря на то, что количество семей, состоящих на учетах, сокращается и в текущем учебном году с учета с исправлением снято 2 семьи, проблема остается. Это связано с тем, что в большинстве случаев невозможно устранить основной источник разрушения личности – неблагоприятные условия жизни ребенка в семье. Большинство детских, а затем и подростковых проблем являются отражением проблем родителей. Не секрет, что большинство детей с девиантным поведением – это дети из дисфункциональных семей, т.е. семей, в которых снижена способность к осуществлению функций по воспитанию и содержанию детей.

Принципы работы школы с семьями, находящимися в социально-опасном положении:

  • Необвинительность. Вместо обличения и упреков, социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  • Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях.
  • Плотный, постоянный контакт с семьей в течение длительного времени. Установление доверительных отношений.
  • Уважение норм и ценностей семьи ребенка

Взаимодействие семьи и школы значительно облегчают задачу по профилактике правонарушений и противоправного поведения обучающихся.