ВВЕДЕНИЕ
"Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю….."
С.Михалков
История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории нашего города, страны.
Сколько лет прошло, а мы снова и снова говорим про те горькие годы. Нас волнуют страницы истории тех лет. 34 тысячи часов и свыше 20 миллионов погибших советских людей. Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, несущий нашей стране смерть и разрушения.
Закончилась война, унесшая миллионы человеческих жизней, сломавшая миллионы судеб. И уже за партами сидят праправнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир на земле. Но об этом не перестанут помнить, говорить, и гордиться своими прадедами. Это вошло в историю навсегда и память о мужестве и героизме солдата-воина будет вечна.
Война закончилась 75 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.
Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими подвигами.
Тема нашей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что многие ученики мало знают историю родного края, а в ходе исследования мы узнали много нового о войне 1941–1945 года. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.
В мае 2018 года в нашей школе проводилась социальная акция "С любовью к ветеранам", подготовленная учащимися. В гости приходили ветераны и дети войны, которые в тот период проживали в Архангельской области, на нашем Беломорском Севере.
Актуальность работы.
Каждый человек должен знать историю своих предков. Это гордость и память. Слушая ветеранов, мы поняли, что очень мало знаем о том, как жили и трудились во время войны наши земляки. Мы решили больше об этом узнать.
Эта проблема определила тему нашего исследования:"Я помню…Я горжусь…мои прадеды – моя гордость!"
Цель работы - изучить степень участия жителей Беломорского Севера (Плесецкого и Лешуконского районов) в Великой Отечественной войне, их вклад в Великую Победу, показать героизм солдат-северян.
Объект исследования: история боевого и трудового пути наших прадедов в 1941-1945 гг.
Предмет исследования: вклад жителей Беломорского Севера (Лешуконского районов) в Великую Победу.
Гипотеза: вклад жителей Беломорского Севера в Великую Победу, в котором участвовали все жители от мала до велика,- народный подвиг во имя жизни настоящего и будущего.
Цель и гипотеза определили следующие задачи:
1. Изучить самые важные и значимые награды в Великой Отечественной войне.
2. Изучить материалы о Великой Отечественной войне и тружениках тыла Беломорского Севера (Плесецкого и Лешуконского районов).
3. На основании домашних архивов, альбомов, изучения литературы, интернет-источников, работы в семейном архиве изучить боевые награды прадедов и создать ещё одну страничку в нашем семейном альбоме.
4. Провести интервьюирование представителя общественной деятельности.
Провести анкетирование среди учащихся 4-х классов.
В ходе работы использованы следующие методы:
1. Изучение и анализ литературы и интернет-ресурсов.
2. Обобщение полученных данных.
3. Интервьюирование.
4. Анкетирование.
Теоретическое значение исследовательской работы заключается в систематизации, обобщении исторического материала по данной теме.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории родного края.
Самые важные и значимые награды в Великой Отечественной войне.
Медаль «За отвагу» учреждена для награждения за личное мужество и отвагу. «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР. Одновременно была учреждена медаль «За боевые заслуги», которая также вручалась военнослужащим и гражданским лицам, которые «в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряжёнными с риском для их жизни, содействовали успеху боевых действий на фронте
Орден «Красной звезды» учрежден в апреле 1930 года. В наградной системе Советского государства он был одним из первых боевых орденов, учрежденных до Великой Отечественной войны.
В числе первых наград, появившихся в эти годы, был орден Отечественной войны.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1945 года.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» стала самой массовой медалью. По состоянию на 1 января 1995 года медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждено приблизительно 14 933 000 человек (Приложение 1).
А, также, медаль «За трудовую деятельность», «За трудовую отличие», «Знак почета», «МАТЬ ГЕРОИНЯ».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВКЛАД ЖИТЕЛЕЙ БЕЛОМОРСКОГО СЕВЕРА (Лешуконского и Плесецкого районов) В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.
ГЛАВА 1. Труд во имя Победы
1. Вклад жителей Плесецкого района в Великую Победу
В ходе проведенного анкетирования мы выявили, что большинство учащихся ответили на вопрос, какой вклад внесли жители Плесецкого Лешуконского районов в Великую Победу, назвали нескольких героев-земляков, но ответы были односложными. Мы сделали вывод, что учащиеся плохо знают историю родного края. Следовательно, мы обратилась к источникам, изучила литературу по данной теме.
Мы хотим рассказать, чем же вошёл в историю эти уголки нашего Отечества.
Плесецкий район образован на территории Плесецкой укрупнённой волости Архангельского уезда Архангельской губернии с центром в посёлке при станции Плесецкая Северных железных дорог. К началу Великой Отечественной войны в районе были два рабочих посёлка - Плесецк и Самодед и 16 сельских советов.
22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Архангельская область была объявлена на военном положении. Мужчины уходили на фронт. Молодёжь и женщины заменяли мужчин: отцов, мужей, старших братьев. В трудовых коллективах наметился трудовой подъём. Только летом 1941 года колхозники района для нужд Красной Армии сдали 60 лошадей, 300 повозок, 30 комплектов упряжи и другое снаряжение.
В конце августа 1941 г. 30 тысяч архангелогородцев были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей на Карельском фронте. В том числе целый батальон формировался на станции Емца из жителей Плесецкого района. В Карелии мобилизованные строили противотанковые рвы, полевые аэродромы, дзоты, окопы, траншеи, землянки. Тяжелейшие работы, постоянное недоедание, жизнь в землянках, бомбёжки фашистских самолётов - всё это сказалось на том, что не все мобилизованные вернулись с оборонных работ обратно домой.
Героически трудились и колхозники 58 колхозов, которые дали стране за годы войны 9809 ц хлеба, 77 884 ц картофеля, 11 412 ц мяса, 2815 ц масла, 397 тыс. яиц, почти 129 ц шерсти.
На сенокосах района в 1941 году работали 600 школьников старших классов. Районная комсомольская организация насчитывала 1069 членов. Во всех лесопунктах работали комсомольские организации. Вывозка древесины по району составляла: в 1940 г. - 1 млн 572 тыс. кубометров, в 1941 г. - 1 млн 362 тыс., в 1942 г. - 517 тысяч.
1.2. Исключительно в тяжёлых условия труженики тыла трудились в Лешуконье
Село Лешуконское является административным Лешуконского района Архангельской области.
Расположено в месте слияния рек Вашки и Мезени. Расстояние от с. Лешуконское до г.Архангельска 403 км. Местность на которой расположено село ранее заселяли финно-угорские племена чуди.
Само же Лешуконское известно с 1641 года, как центр Усть-Вашской волости Мезенского уезда и резиденция воевод. Тогда это поселение имело название Усть-Вашка. Основными занятиями жителей были охота и рыболовство, льноводство, животноводство. Хлеб здесь растет плохо, зато много земель отводилось под лен, из которого еще в 30-е годы XX века делали домотканую одежду.
Из воспоминаний Иосифа Ивановича Никитинского, который в 1896 году приехал в село учителем: "Миновали последние 7 вёрст, и я увидел Усть-Вашку, невзрачное поселение, которое сливалось с полем, где проходила дорога. Не доезжая четверти версты ямщик свернул вправо на посёлок и миновав мостик, напрямик по полю привёз в деревеньку-не деревеньку, а в выселок-не выселок из четырёх домов под замысловатым названием "Водяной холм". Здесь находилось место моего назначения Устьвашское сельское училище. Какая глушь!"
В 1942-1945 в сельском хозяйстве Лешуконья сложились ещё более тяжёлые условия. Новая техника не поступала, а старая изнашивалась, выходила из строя. Приходилось убирать всё вручную. Всё трудоспособное население выходило в поле на работу. Женщины, имеющие грудных детей, выходили со всеми вместе. Погодные условия поджимали, поэтому работали и по ночам. Помогали белые ночи. Так в исключительно тяжёлых условиях труженики тыла делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продовольствием.
ГЛАВА 2. Подвиги беломорских северян на линии фронта
2.1. Удивительные люди, удивительные судьбы...
В период Великой Отечественной войны лешуконцы не только трудились в тылу, но и сражались на фронтах. 3500 человек было мобилизовано на фронт, более 2 тысяч не вернулись с полей сражений.
Мы не раз встречалась с участниками Великой Отечественной войны. И из их уст слышали много разных историй, при этом они плакали. Воспоминания очень горькие для ветеранов. Зверство и ненависть, боль и утраты… все это испытали наши прадеды, чтоб нам сейчас мирно жилось на земле.
2.2. Наши прадеды-доблестные воины
Одним из них был наш прадед Фатьянов Александр Иванович, родился 04 ноября 1908 г.р. в деревне Селище Мезенского уезда Архангельской губернии (сейчас Архангельская область, Лешуконский район). Получил образование 3 класса церковно-приходской школы, по специальности «мастер леса», и до войны работал проммастером по всему району, переезжая из деревни в деревню вместе с семьей.
В августе 1941 года мобилизован Лешуконским РВК. С августа 1941 года был минометчиком 372-й отдельной минометной дивизии;
с сентября 1942 года по январь 1943 года – Ленинградский фронт (блокада).
С февраля 1943 года по 1945 года был в составе 23-ей артиллерийской дивизии и по октябрь 1945 года служил в той же дивизии.
С 26 октября 1945 года демобилизован по указу от 25 сентября 1945г.
Воевал на Карельском, Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах. Был ранен, контужен. В связи с ранением в 1943 году признан врачебной комиссией инвалидом ВО войны 2-й группы.
Награжден медалями:
1. За оборону Ленинграда.
2. За боевые заслуги.
3. За взятие Кенисберга.
4. За победу над Германией.
5. Георгий Жуков.
Орденами Отечественной Войны 1-й степени. 2. 50 лет Вооруженных сил СССР. 3. 70 лет Вооруженных сил СССР.
Награжден знаками: 1.«Ворошиловский стрелок». 2. Ветеран труда.
Награжден юбилейными медалями: ко Дню Победы в 1965, 1970, 1975, 1985, 1995 годах.
Жил в с. Койнас. Был в своей деревне и столяром, и плотником. Научился класть печи и построил дом для своей семьи. Помогал ему его друг-фронтовик Токарев Фёдор Павлович.
Прадедушка не рассказывал много про те года. Говорил, что очень страшно было. Или как в блокаду в Ленинграде люди от голода умирали на ходу, да и они сами солдаты (питания не хватало), ловили ворон, мышей и всякую живность, варили и ели с закрытыми глазами, чтобы не видеть, кто или что в руках……
Рассказал однажды своим детям, как остался во время одного боя живым, один из всего миномётного расчёта. Во время боя побежал или пополз за снарядами, которые подвезли и в это время, и попал снаряд от немцев на их расчёт. Все погибли, а прадеда засыпало землёй, и его нашли санитары по торчащим ногам из земли. Был контужен, долго не слышал. И сразу вспомнился рассказ бабушки, со слов ее мамы, как братья Фатьяновы в разное время, уходя служить, посадили берёзки около дома. Фёдор в 1939 г. на срочную службу пошёл, а Александр и Пётр уже на фронт в 1941г. (в разное время их забрали). Так вот берёзки у Фёдора и Петра засохли, а у нашего прадеда Александра долго болела, но прижилась. И их мать Ксения Ивановна сказала тогда, что Санька придёт живой, только весь больной, так как берёзка болела.
А также были участниками Великой Отечественной войны и воевали на разных фронтах два его брата: Фатьянов Петр Иванович и Фатьянов Федор Иванович.
Петр погиб во время войны в 11.1941 г., а Федор пропал без вести в 05.1943 году.
Но и не только мужчины воевали в нашем роду, но и прабабушка Фатьянова Варвара Михайловна (жена Фатьянова Александра Ивановича), уроженка деревни Засулье Лешуконского Архангельской губернии, награждена медалью «За Победу над Германией 1941-1945 г.г.».
Вырастили четверых детей (Герман, Нина, Игорь, Ольга).
2.3. Интервью с жительницей Лешуконья об участии в боевых действиях её отца Э.Семёновой
"Наши земляки участвовали в боях и сражениях на Карельском, Ленинградском, Прибалтийском и Белорусском фронтах, под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре, в Крыму и на Кавказе. Хочу рассказать о Втором Федоре Васильевиче, работавшем начальником районного узла связи. Родился он в Койнасе 19 августа 1926 года. В 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боевых действиях по освобождению Китая от японских захватчиков. После демобилизации поступил в Архангельский техникум связи, в марте 1951 года его закончил. Работал заместителем, а затем начальником нашего узла связи. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Японией» и другими.
Э.Семенова, с.Лешуконское
В Лешуконском работает краеведческий музей, в котором собраны истории подвигов в годы Великой Отечественной войны.
2.4. Во время беседы нам рассказала о своём отце Т.Бобрецова, жительница с. Койнас
"Наш отец, Сауков Николай Демьянович, родился 19 декабря 1924 года в с. Койнас. От природы он был одарённым, учился на отлично в школе, мечтал о профессии учителя истории. Война помешала мечте сбыться. Призван в армию в конце 1942 года, когда ему не было ещё и 18 лет. После направлен на учёбу в Борисовское военно-инженерное училище, которое было эвакуировано сначала в Архангельск, а затем – в Кострому. Училище беспрерывно готовило саперов для фронта. После окончания учёбы направлен на Белорусский фронт под командованием генерала И.С. Конева. Молоденькие младшие лейтенанты после окончания училища руководили сооружением оборонительных рубежей, прокладкой проходов в минных полях противника, сопровождали через них разведгруппы. Под их руководством саперы строили временные мосты через реки, а также плоты для экстренной переправы наступавших. Часто они и сами оказывались в первых рядах атакующих. Таким командиром был и наш отец. Николай Демьянович возводил понтонные мосты на переправах. Строить приходилось под огнём, от взвода оставалось по 2-3 человека, многие погибали. За боевую службу награждён орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Великую Победу Николай Демьянович встретил в Берлине! Ещё год, 1946-й, он служил в Германии, в г. Гранзее. Демобилизовался летом 1947 года, заканчивал службу в Вологодской области. Вернулся в родные края, работал, как все, растил троих детей, помогал внукам, их обожал. С войны привёз книгу сапёра и консультировал строителей. Был порядочным и ответственным работником, какую бы должность он не занимал. Ушёл из жизни в 66 лет после операции в 1991 году.
Прошли годы, но отец был и остаётся для нас, его детей, внуков и правнуков, примером воинской доблести, трудолюбия, ответственности, любви к семье, к родному краю!"
15105 земляков ушли на фронт за годы Великой Отечественной войны. 7675 плесецких воинов пали смертью храбрых. Имена павших в годы Великой Отечественной войны навечно останутся в благодарной памяти земляков. Их имена высечены на памятниках и обелисках.
2.5. Информация из архива Плесецкого района
Маминов Александр Иванович, родился 1 декабря 1911г. в деревне Авдотьино ныне Плесецкого района Архангельской области в семье рабочего. Образование начальное. Работал в леспромхозе. В Советской Армии в 1933-1935 гг. и с 1939 г. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Стрелок 329-го стрелкового полка (70-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) рядовой Маминов в боях за о. Пий-Сари (севернее поселка Березовый в Выборгском заливе) захватил станковый пулемет противника. В марте 1940 года в бою за населенный пункт Нисалахти (поселок Чулково Выборгского района Ленинградской области) уничтожил 8 вражеских солдат, спас раненого командира батальона и вынес его с поля боя. Был ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза присвоено 21 марта 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. Погиб в бою под Ленинградом 5 июля 1943. Награжден орденом Ленина. Похоронен в Ленинграде. В с.Конево Плесецкого района именем Героя названа улица, установлена мемориальная доска.
Но героями были не только мужчины. Антонина Перхина после окончания в 1944 г. Архангельского государственного мединститута воевала в Заполярье, Польше, Чехословакии. Была награждена орденом Красной Звезды. Весной 1945 г. в боях под Прагой группу бойцов, в которой находилась А.Перхина, отрезали от основных частей. Погибли все бойцы. Перхина вела неравный бой. Фашисты окружили её. Антонина не сдалась гитлеровцам, взорвала себя и врагов гранатой. Антонина чудом осталась жива, но получила тяжёлое ранение. Мужественная девушка из деревни Вяткино Плесецкого района, преодолевая страшные мучения, боролась со смертью, но сил победить её не хватило. 2 мая 1945 года старший лейтенант медицинской службы А.К.Перхина умерла в госпитале города Бельска (Польша).
Удивительные люди, удивительные судьбы...
ГЛАВА 3. Эвакогоспитали в Плесецком районе в годы войны
В самом начале войны на территории района было сформировано три эвакогоспиталя. В июле 1941 года на базе Плесецкой районной больницы началось формирование эвакогоспиталя № 2512 хирургического профиля на 300 коек. Госпиталь располагался в двух зданиях по улице Партизанской. Начальником госпиталя была назначена уроженка деревни Наволок Плесецкого района Анна Константиновна Каменко. За умелое руководство госпиталем майор медицинской службы Каменко была награждена орденом Красной Звезды. 4 сентября госпиталь № 2512 принял первых раненых: с повреждениями костей нижних конечностей и грудной клетки, мягких тканей. Один из лечившихся - К.А.Масленников, раненный в обе ноги, вспоминал: "Нас...раненых, кто не мог передвигаться сам, несли девушки и женщины на носилках от самой станции до госпиталя. Это трогало нас до слёз..."
Неблагоустроенные здания, отсутствие водопровода, канализации, центрального отопления, транспорта - всё это затрудняло работу госпиталя. Но госпиталь неплохо подготовился к приёму раненых. Многие жители Плесецка принесли посуду и постельные принадлежности.
Большую помощь госпиталю оказывали шефы и сан дружинницы. Желанными гостями и помощниками в госпитале были школьники Плесецкой средней и семилетней школ.
В августе 1942 года госпиталь № 2512 перевели на станцию Шалакуша Няндомского района. 2 сентября 1942 года в Плесецке в четырёх двухэтажных зданиях по улице Партизанской был размещён эвакогоспиталь № 1771 (на 600 коек). Мест в госпитале не хватало. Среди обслуживающего персонала госпиталя почти не было мужчин. Девушки-санитарки заготовляли дрова, топили титаны, мыли бойцов, убирали помещения.
9 мая 1975 года на здании бывшего госпиталя № 1771 - Плесецкой центральной районной больницы была установлена мемориальная доска в память о тех, кто отстоял независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В начале 1960-х гг. останки умерших от ран воинов Красной Армии были перезахоронены на поселковом кладбище в двух братских могилах. На могилах установлены обелиски. В результате поисковой деятельности краеведами Плесецкой 8-летней школы выявлены имена всех захороненных бойцов Красной Армии, умерших от ран в плесецких госпиталях. Герои Великой войны заслуживают большего внимания, а их могилы - достойных их имени подвигов памятников.
3.1. Экспериментальная работа по изучению роли жителей Беломорского Севера (Плесецкого и Лешуконского районов) в годы Великой Отечественной войны.
Интервью с работником районной библиотеки Ивановой Надеждой Фёдоровной.
С целью подтверждения фактов, полученных в ходе изучения литературы, было взято интервью у работника районной библиотеки Ивановой Надежды Фёдоровны. Из интервью мы узнали, что к 47-й годовщине октября был открыт народный историко - революционный музей. Позднее этот музей переименовали в районный краеведческий, хранящий бесценный материал, касающийся создания и развития нашего края. Примерно в 1997-1998 годах экспозиция музея была передана библиотеке. Небольшая экспозиция размещена в читальном зале. Работа в музее всегда велась на общественных началах.
Сохранились витрины, правда, переоформленные. Здесь проводятся беседы об истории края: "Дорога Мамонтова", "Слава солдатская", "Здесь Родины моей начало" и другие.Библиотека привлекает народных умельцев, коллекционеров, краеведов. С их помощью проводятся выставки работ, книг, документов.
Посетив музей, я ещё раз убедилась, что жители Плесецкого района отдавали все силы во имя Великой Победы. Музей - это то, что помогает о многом задуматься, многое понять?
.2. Дети войны о войне
Война... Я - девочка, не знающая войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово…
Война... В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Лешуконский район...Плесецкий район.... До них не докатились бои, не проходила линия фронта, не ощутили на себе жители всех страданий оккупации. Но что такое война, знали все. Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины, дети, старики. Все четыре года напряженной работы. Страх потерять близких. Слёзы по погибшим. Но они выстояли, дождались светлых дней Победы.
Кто же в настоящее время может нам рассказать о том, какой она была, та война? Семьдесят три - это большой срок. Почти нет в живых ветеранов, их жён. Но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми. Дети войны - это особое поколение. Мне хочется рассказать о них - перенёсших все ужасы войны, испытавших на себе, что значит не знать детства.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. А Лешуконье вседа славилось льном. Работа по уборке льна была очень тяжёлой, но зачастую там работали дети.
Есть особая категория детей - когда началась Великая Отечественная война, им было по 10-12 лет. Их воспоминания более четкие, но более горькие. Это дети, у которых отобрали детство. Вместо того, чтобы учиться, они пошли работать.
У прадедушки была сестра Евдокия Ивановна. Ей выпала горькая судьба. Об этом написано в книге художника и автора Фатьянова Фёдора Михайловича « Не как у всех», уроженца д.Селище. У неё забрали мужа в 1937г. Муж был как бы хозяином смолокурни. Был ответственным работником, но в какой-то момент смолокурня сгорела. По слухам, что её подожгли. А обвинили мужа Евдокии Ивановны за вредительство. Его арестовали и увезли в Архангельск. Тётя Евдокия осталась с пятью детьми. Голодные и холодные годы были. Помощи ни от колхоза, ни от населения не было. Считали "врагами народа". Но она всех детей вырастила и подняла. Прожила 86 лет. Мужа её реабилитировали только в 70-тых годах. Вот такая история.
Прелова Раиса Александровна, 1923 г.р. В 1941 году закончила Архангельский педагогический институт, учитель по истории моей бабушки Поляковой Ольги Александровны. С 1942 года по 1945 года - на фронте. Была комсоргом батареи 372 отдельного зенитного дивизиона. Сержант связи. Войну окончила на одере.
Притыкина (Корехова) Раиса Фёдоровна родилась в 1931 году. Её сестра - Лукина (Корехова) Лидия Фёдоровна на три года моложе. Жили они в деревне Воробьи Плесецкого района. Раиса Фёдоровна говорит, что из детства сразу шагнула во взрослую жизнь. " В первый год войны я заканчивала четвёртый класс. В школу ходили за пять километров в село Конёво. Дальше учиться было некогда. Мать работала дояркой в колхозе "Пахарь" и мы с сестрой помогали ей на ферме. Нам детям, доверяли лошадей, научились сами запрягать их. На лошадях возили с полей сено, удобрения на поля, зимой дрова из леса. Дрова я рубила сама топором. Работали на полях: пололи, рвали лён. По две зимы я ездила на лесозаготовки, рубила сучки. Мы дети вместе с инвалидом, который пришёл с войны с одной рукой, сплавляли лес. Хорошо помню голод. Собирали траву (лебеду, крапиву), сушили её, перемалывали. Из полученной муки варили кашу, пекли лепёшки. Вот так всю войну. Как же нам было трудно. Но мы все понимали, что своим трудом помогаем приблизить победу".
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Заключение. Выводы
В ходе нашего исследования мы получили следующие сведения: жители Лешуконского и Плесецкого района внесли огромный вклад в Великую Победу; герои-земляки, которыми гордится Плесецкий район, да и вся наша страна; в колхозах и лесопунктах люди отдавали последнее - "Всё для фронта! Всё для Победы!" - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Гипотеза о том, что вклад жителей Севера в Великую Победу является подвигом всего народа от мала до велика, полностью подтвердилась.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали.У каждого была своя война,
Свой путь вперед,
Свои участки боя,
И каждый был
Во всём самим собою,
И только цель
У всех была одна!
М. Алигер
Я горжусь и буду помнить о том, что мои земляки - северяне делали всё что могли - для победы в тылу и на фронте.
Я горжусь и помню о том, что несмотря на суровые климатические условия, жители беломорского севера внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом. С этой работой, мы открыли еще одну страницу героической Победы великого народа в Великой Отечественной войне. Это очень хорошо и правильно – не забывать о наших героях, ведь мы обязаны им жизнью. Мы выступили с этой работой перед учащимися нашей школы.
Библиографический список
1. Н.А. Макаров "...Война народная, священная война...". Земля Плесецкая Архангельской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) - Архангельск: ( ОАО "ИПП "Правда Севера"), 2010.
2. Н.А. Макаров Земля Плесецкая: Годы, события, люди: историко-краеведческий сборник / Н. А. Макаров. - Плесецк : [б. и.], 1997.
3. Книга Памяти: Рос. Федерация, Арханг. обл. / [Редкол.: Белогубова М. Н. (гл. ред.) и др.]. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1994.
4. Северяне в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - Архангельск: Архангельский центр Русского географического общества РАН, 1997.
5. https://yandex.ru/search/?clid
6. https://www.pomorie.ru/news/otdalyonnie-leshukonskie-syola-i-derevni-soedinyat
7. https://vk.com/topic-Лешуконская газета "Звезда".