«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» (Академик, хирург Н.М.Амосов)
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который основан на принципах нравственности, рационально организован, является активным, трудовым, закаливающим, защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющим до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Человек сам выбирает себе образ жизни и от этого зависит его здоровье.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения выдвигает новые требования к учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников. Он ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Важной задачей российской школы сейчас является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни. К сожалению сегодня в обществе идет снижение уровня культуры сохранения своего здоровья и жизни, наблюдается отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично.
Современные исследования показывают что, только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию. Большую роль в ухудшении здоровья школьников играет содержание образования и уклад школьной жизни. Риск ухудшения здоровья школьников возрастает в тех учебных заведениях где присутствует большая интенсивность учебного процесса.
Также важную роль в ухудшении здоровья играет то, что в обществе снизился уровень интереса к здоровому образу жизни. У современного человека снизилось понимание необходимости укрепления своего здоровья и важности приучения к этому своих детей. В семьях отсутствует формирование компетентности здоровьесбережения знаний школьников о гигиене, режиме, безопасного поведения при этом не возникает мотивов и привычек здорового образа жизни.
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Для этого необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как это не только повышает уровень сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.
Важность этого процесса определяется рядом существующих противоречий между запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой, а также противоречием между потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в начальной школе и формальным подходом к работе в данном направлении многих педагогов.
Учитывая особенности формирования здорового образа жизни младшего школьника, следует рассмотреть организацию внеурочной деятельности с учётом формирования здорового образа жизни младшего школьного возраста.
Основной задачей формирования здорового образа жизни в условиях внеурочной деятельности является становление интересов, мотиваций, формирование постоянных потребностей к занятиям физическими упражнениями, соблюдение гигиены, закаливании, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и выработка нравственных качеств.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно используются по желанию учащихся и быть направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Выбор методов, форм и средств развития здорового образа жизни должен ориентироваться на цель, содержание и принципы развития, конкретную педагогическую задачу и условия ее решения, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Формирование здорового образа жизни является одной из важных сторон процесса развития личности младшего школьника. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности. Актуальная задача современной школы внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. А для этого важно внушить ребенку важность этого процесса для него самого. «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.
Список литературы
- Валюх М.Н. Голева Н.В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №5. С.13-15.
- Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования // Начальное образование. 2011. №5. С.3-6.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2004. С37-39.