Цель урока: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Задачи:
- воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков
- образовательная: совершенствовать навык отличия свойств второстепенных членов предложения от главных; определять какими членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнений, определений, обстоятельств.
- развивающая: развивать творческое мышление
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Форма: индивидуальная, самостоятельная, в группах.
Методы: частично-поисковые.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Сегодня у нас ребята с вами открытый урок, я верю, что у вас все получится, удачным будет день, ведь нам с вами учиться не лень. Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока.
Словарно-орфографическая диктовка.
Мимо рощ, пустошь, чертеж, пахуч, много туч, стеречь, сплошь, могуч, беречь, прочь, молодёжь, удивишься, невтерпёж.
Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим правильность написания данных слов. Какие вы поставили оценки, прокомментируйте, пожалуйста.
Посмотрите внимательно на эти слова, что общего во всех словах? (Орфограмма правописание Ь знака после шипящего). Если бы вам предложили распределить данные слова по корзинам. Сколько корзин вам понадобится?
Среди данных определений найдите «лишнее»: дополнение, определение, подлежащее, приложение, обстоятельство. Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны с вами повторить? Определите цели нашего урока.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения /
Ночевала тучка.
Она умчалась.
Что напоминает вам эти предложения ? Чего не хватает в данных предложениях? (второстепенных членов предложений). Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)
Кто вспомнит стихотворение Лермонтова. Что изменилось теперь? Назовите второстепенные члены предложения. Как в литературе называется художественное определение? Найдите в стихотворении эпитет Как называется особый вид определения, выраженный существительным. А что вы знаете о приложении. Сделайте вывод, Какова роль второстепенных членов предложения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.
Продолжите предложения. Какие знаки препинания вы поставили в данном предложении?
1. Лётчику, помимо здоровья, нужны …
2. Художник должен обладать…
3. Любая профессия требует от человека…
Какие второстепенные члены предложения мы с вами добавили в предложение? (дополнение) Почему вы решили, что это дополнение? Определите, какое дополнение в предложении косвенное или прямое.
Физминутка для глаз
Сравните данные словосочетания:
сорок первая квартира – квартира сорок один ;
балконная дверь – дверь на балкон;
клетчатый шарф – шарф в клетку.
Что общего между ними? Это синонимичные словосочетания. Каждое словосочетание содержит определение. Какие вопросы можно задать от главных к зависимым? Различие , что первый столбик словосочетания – способ связи согласование, второй – управление.
Работа по карточкам Замените словосочетания синонимичными
Солнечная энергия, лесной запах, двухэтажное здание, шестилетний ребёнок, тропинка в гору, кусты сирени, судьба матери занятия музыкой
(энергия солнца, запах леса, здание в два этажа, ребёнок шести лет, горная тропинка, сиреневый куст, материнская судьба, музыкальное занятие).
Работа в группе
Рассказать, обвинять, изучить, прочитать. В какой форме стоят данные глаголы? Какое отношение имеют глаголы в неопределенной форме к нашей теме урока «Второстепенные члены предложения»? (глагол в неопределенной форме выполняет роль дополнения, определения, обстоятельства. ) А еще каким членом предложения является инфинитив (подлежащим, сказуемым). А теперь давайте поработаем в группах и докажем, что инфинитив может выступать в роли как главного, так и второстепенного предложения.
1 группа – доказывает, что инфинитив может являться главными членами предложения;
2 группа – что инфинитив является второстепенным членом предложения.
Давайте вспомним правила работы в группе: говорить по очереди, внимательно слушать друг друга, не перебивать, принимать и рассматривать каждое мнение, принимать активное участие в работе, соблюдать дисциплину.
Какова цель работы 1-й группы доказать, что инфинитив может выступать в роли главных членов предложения. 2 группа – второстепенных.
Как вы думаете, чем полезна была ваша работа в группе? Оцените работу каждого в группе.
Посмотрите внимательно на таблицу, как ее можно озаглавить? Восстановите
Образа
действия
?
Времени
Причины
?
?
При каком условии? ? ?
В какой степени?
?
?
Где?
Куда?
Откуда?
Найдите обстоятельства, определите вид
- При желании всё можно сделать (При каком условии?)
- Я пригласил вас сообщить пренеприятное известие. (обст. цели – зачем?)
- От радости в зобу дыханье спёрло (почему, отчего? где?)
Какие цели ставили перед собой?
- Достиг ли поставленных целей? Назовите основные понятия, которые были в центре нашего урока?