Коллективный детско-родительский творческо-исследовательский проект. Логопедические сказки «Раз словечко, два словечко – будет сказочка»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: логопедические сказки


Участники проекта:
дети старшей логопедической группы:
Чулков Влад,
Никитина Ульяна,
Морозов Игорь,
Богданов Олег,
родители.

Руководитель проекта:
Федорова Наталья Викторовна,
учитель-логопед.

Введение

Очень часто поставленный логопедом звук дети хорошо произносят на занятии, но не используют его в спонтанной речи. Причиной этого является как недоразвитие фонематического слуха у ребенка, так и недостаточная мотивация к чистой речи. К тому же, уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции очень велика. Поэтому, необходимо взаимодействие логопеда и родителей. Совместно выполняя задания по подбору материалов с закрепляемым звуком, взрослые могут проконтролировать данный звук у своих детей и тем самым ускорить процесс его автоматизации.

Исходя из выше изложенного, данный проект актуален и позволяет совместно воспитанникам и их родителям творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.

А, поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, то и все занятия, построенные на играх, объединенные темой знакомой и любимой детьми сказки, будут эффективны в плане коррекции речи.

Цель: совершенствование звуковой стороны речи детей в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Задачи:

1. Продолжать автоматизацию поставленных звуков на уровне слога, слова, фразы.

2. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

3. Развивать связную речь детей.

4. Развивать речевые и творческие способности детей. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки, передавать в мимике и движениях их эмоциональное состояние.

5. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

6. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

7. Активизировать педагогический потенциал родителей в области речевого развития их детей.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Для решения этих задач семьям было предложено совместно поработать над вопросами создания индивидуальных логопедических сказок и сделать вывод о необходимости автоматизировать поставленный звук (у каждого ребенка индивидуально), надо было подобрать материал для закрепления правильного произношения этого звука. Взрослые вместе с детьми стали придумывать слова с нужным звуком, словосочетания, а затем и предложения с неавтоматизированным звуком, придумывать сюжеты для будущих сказок, подбирать оригинальные способы создания. Проговаривать найденный материал, следя за произношением поставленного звука.

Ожидаемый результат

Для детей

  • четко и правильно произносят поставленные звуки в связной речи;
  • выразительно интонируют голоса героев сказки;
  • выразительно передают мимикой и движениями эмоциональные состояния героев сказки;
  • владеют лексико-грамматическими средствами языка, используют их в связной речи;
  • имеют стойкий интерес к занятиям;
  • доброжелательно относятся к взрослым и друг к другу.

Для родителей

  • положительная оценка деятельности ДОУ;
  • готовность и желание помогать;
  • активизация педагогического потенциала родителей,
  • приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
  • чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Ожидаемый результат

Для педагога:

  • положительный психологический климат между логопедом и воспитанниками;
  • заинтересованность в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность собственной деятельностью;
  • повышение профессионального мастерства через разнообразные формы и методы работы.

Для ДОУ

  • благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Содержание работы с детьми

  • Беседы: «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки» , «какие сказки вам читают дома».
  • Чтение разных сказок, разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  • Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  • Рассказывание сказок собственного сочинения.
  • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Загадки о сказках, героях сказок.
  • Викторина по сказкам.

Содержание работы с родителями

  • Опрос-анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Мастер-класс «Развиваем речь, играя» (подбор дидактических игр, которые можно использовать в домашних условиях).
  • Папка-передвижка «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
  • Семинар-практикум «Методы и приёмы развития связной речи».
  • Совместная творческая работа с детьми: придумать логосказки  и представить их в оригинальной  интерпретации.

Проект

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в глаза.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказкам придумать свое продолжение.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Игра-упражнение «Закончи сказку»

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просит его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.


Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Инсценировка

Предлагается детям «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя.

Сказка о конкретном персонаже

Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве вымышленного персонажа. Вначале, взрослый может предложить дошкольнику свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.

Можно использовать дидактическое пособие «моделирование сказок».


Сказка об игрушках

Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества детей. Они должны самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Персонажей для сказки можно изготовить вместе с детьми
(капсулы от киндер-сюрпризов).

Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями.

Заключение

В результате проведённой работы, дети на занятиях стали более активными, заинтересованными, обогатился их словарный запас, в речи появились образные выражения из пословиц, поговорок, русских народных сказок, появился интерес к сочинительству.

По итогам проектной деятельности были оформлены тематические альбомы загадок, сборники авторских сказок, коротких стихов и рассказов.

Совместные творческие работы детей и родителей были представлены в виде развлечения «Раз словечко, два словечко - будет сказочка».

В ходе работы по проекту пришли к выводу, что продуктивная творческая деятельность развивает связную диалогическую и монологическую речь, способствует расширению активного словаря, совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, автоматизации звуков в связной речи. Кроме того использование таких форм работы с детьми прививает  желание читать, самим изготавливать книжки и сочинять сказки; объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношении.

Приложения

Список литературы

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2.Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9. - с. 27-30.

3.Гуськова А.А.Развитие монологической речи детей 5-6 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2012.-151с.

4.Использование творческих проектов для развития связной речи детей// Логопед. 2010. №4.- с. 92-100.

5.Егорова Т.А.Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. Волгоград: Учитель,2014.-67с.

6.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда.- М.:Просвещение,1991.-208с.

7.Новоторцева Н.В.Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.-Ярославль: ТОО «Грин»,1995.-240с.илл.

8.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009.- 64с.