В данной статье хочу поделиться видами работ способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Я считаю, что творчество - это уникальный процесс деятельности человека, способ его самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей, развитие у ребёнка интереса. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения.
В совей практике я использую разнообразные виды деятельности на роках ИЗО, о некоторых приёмах хочу рассказать в своей статье.
1. Первый и немаловажный приём в начальной школе, это игровые технологии. Потому что игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную - освоение диалектики общения и другие.
Использую следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Приведу один пример игры развивающей мышление, воображение и логику.
Выполните рисунок любого предмета используя только круги. Круги могут быть разного размера и цвета, но форма нем меняется.
Как правило, детям очень нравится этот вид работы, с удовольствием рисуют необычных животных, птиц, игрушки…
2. Нетрадиционные техники на уроках рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
- превращение кляксы в рисунок;
- рисование ватными палочками;
- рисование ниткой;
- рисование вилкой;
- рисование отпечатками пластиковых стаканов;
- рисование с использование свечки;
- рисунки на ткани;
3. На уроках я использую следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах),
- аппликация и коллаж,
- лепка,
- бумагопластика,
- роспись самостоятельно выполненных изделий,
- рисование пальцем,
- граттаж,
- монотипия.
Одним из продуктивных методов для развития творческих способностей считаю групповую работу и работу в парах. Самые разнообразные задания дети, при таком виде работы выполняют с большим удовольствием. Кроме развития коммуникативных УУД, где ребята учатся творить вместе присутствуют ещё и личностные УУД. Дети отстаивают свою точку зрения, вносят свои предложения, советуются, иногда спорят.
Из своего опыта, я сделала вывод, что именно для развития творческих способностей на уроках ИЗО детям нужно давать больше свободы самовыражения, не запрещать добавлять что-то своё. Ведь у детей иногда рождаются очень интересные и оригинальные идеи, которые потом можно использовать на дальнейших уроках.