Статья по теме самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


В данной статье хочу поделиться видами работ способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Я считаю, что творчество - это уникальный процесс деятельности человека, способ его самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей, развитие у ребёнка интереса. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения.

В совей практике я использую разнообразные виды деятельности на роках ИЗО, о некоторых приёмах хочу рассказать в своей статье.

1. Первый и немаловажный приём в начальной школе, это игровые технологии. Потому что игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную - освоение диалектики общения и другие.

Использую следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Приведу один пример игры развивающей мышление, воображение и логику.

Выполните рисунок любого предмета используя только круги. Круги могут быть разного размера и цвета, но форма нем меняется.

Как правило, детям очень нравится этот вид работы, с удовольствием рисуют необычных животных, птиц, игрушки…

2. Нетрадиционные техники на уроках рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

  • превращение кляксы в рисунок;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ниткой;
  • рисование вилкой;
  • рисование отпечатками пластиковых стаканов;
  • рисование с использование свечки;
  • рисунки на ткани;

3. На уроках я использую следующие художественные техники:

  • рисование (в различных видах и жанрах),
  • аппликация и коллаж,
  • лепка,
  • бумагопластика,
  • роспись самостоятельно выполненных изделий,
  • рисование пальцем,
  • граттаж,
  • монотипия.

Одним из продуктивных методов для развития творческих способностей считаю групповую работу и работу в парах. Самые разнообразные задания дети, при таком виде работы выполняют с большим удовольствием. Кроме развития коммуникативных УУД, где ребята учатся творить вместе присутствуют ещё и личностные УУД. Дети отстаивают свою точку зрения, вносят свои предложения, советуются, иногда спорят.

Из своего опыта, я сделала вывод, что именно для развития творческих способностей на уроках ИЗО детям нужно давать больше свободы самовыражения, не запрещать добавлять что-то своё. Ведь у детей иногда рождаются очень интересные и оригинальные идеи, которые потом можно использовать на дальнейших уроках.