Проект "Система информационно-правового воспитания обучающихся 5–6-х классов"

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6

Ключевые слова: информационно-правовое воспитание


Пояснительная записка

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Но этого еще не достаточно для построения правового государства.

Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к правовому государству, прежде всего, обращает на себя внимание невысокая правовая культура значительной части населения. Речь идет об индивидуальной правовой культуре, которая выступает концентрированным отношением человека к праву. Но это понятие имеет и широкое значение – все то положительное, ценное, что имеется в правовой действительности. То, что мы называем «правовой культурой», помогает нам строить правовое государство и чувствовать себя в нем не бесправными «винтиками», а полноправными и активными гражданами.

В Российской Федерации, начиная с 1991 года, много сделано для закрепления в отечественном праве общепризнанных принципов и норм международного права. Например, Конституция 1993 года закрепила такие права, которые ранее конституционного закрепления не имели: право на частную собственность, право на определение и указание национальной принадлежности, и многие другие.

У каждого человека в обществе с момента его рождения появляются права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. Это право на жизнь, на свободу, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия существования. Совокупность этих прав называют естественным правом. Эти права и являются основными. Они неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и являются необходимым условие человеческой жизнедеятельности.

Права и свободы человека – явление объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы, оно лишь закрепляет их в своем законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

О значимости данной темы говорит и тот факт, что еще в 1995 году в информационно-методическом письме «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» Министерства образования Российской Федерации сказано: «В целях формирования правовой культуры приобретает бесспорный смысл организация специализированного изучения некоторых важнейших компонентов правовых знаний на модульной основе, путем выделения в самостоятельные курсы (микрокурсы)…».

Многим из нас кажется, что мы все или почти все о школе знаем, то есть представляем себе, какой школа должна быть, что в реальности нужно изменить, что оберегать, трепетно сохранять. Но какой будет эта школа будущего? У каждого своя или общая, единая для всех? Чему там должны учить? Нелегко ответить на эти вопросы. Нам представляется, что при всем разнообразии оценок и подходов объединяющим может и должна стать идея о том, что школа XXI века – это такое учебное заведение, в котором у учащихся будет четкое представление о законе, праве каждого человека. Грамотный в правовом плане гражданин сможет быстрее пройти путь социализации и занять достойное место в жизни. Однако мы должны сделать так, чтобы это не были некие бесформенные идеи.

Предлагаемая система информационно-правового воспитания представляет собой пропедевтический курс, целью которого является подготовка сознательных, активных личностей, лидеров, способных самостоятельно принимать взвешенные решения на основе объективной оценки имеющейся информации. Для детей ключевыми оказываются следующие понятия: «закон», «право», «информация». С последним понятием дети сталкиваются с самого раннего возраста. Основным источником информации является телевидение.

В последние годы значение телевидения и других средств массовой информации только возрастает. В жизни каждого человека информация играет огромную роль. Чтобы быть конкурентноспособным, востребованным на рынке услуг, человек должен уметь искать нужную ему информацию, обрабатывать, анализировать ее, извлекая самое главное. Такими мобильными источниками информации и являются средства массовой информации. Особое место, безусловно, занимает Интернет, всемирная информационная сеть, позволяющая людям общаться, оперативно получать необходимые сведения.

Если потребителем данных услуг является взрослый человек, то можно быть относительно спокойным, поскольку характер его уже сформировался, он стал личностью, способной разграничивать плохое и хорошее, определять, какая информация имеет позитивное, а какая негативное начало. А что происходит с психикой человека, психологически незрелого, подверженного влияниям извне? А если это ребенок, ответственность за психологическое и физическое здоровье которого несут родители, школа, общество? Конечно, очень многое зависит от родителей, от семьи. Однако и государству не стоит снимать с себя ответственность. Нет такой сложной общественно значимой проблемы, которую можно решить только какой-то одной мерой, одним способом.

Современный человек живет в постоянно меняющемся мире, когда необходимо быстро реагировать на происходящие изменения. Существующие огромные потоки информации человек должен перерабатывать. И это не только и не столько его желание, это насущная потребность, без этого человек не может рассчитывать занять достойное место в обществе, стать успешным.

Телевидение давно уже стало совершенно особым миром, в котором быстро меняются обстоятельства, формируется новое сознание, представление о том, что хорошо, а что плохо. Потенциал телевидения действительно огромен: телевидение может информировать о происходящих событиях, может формировать общественное мнение, являясь своеобразным политическим рычагом, с помощью которого интересы общества можно направлять в ту или иную сторону. Благодаря тому, что телевидение стало общедоступным (и в финансовом плане – телевидение бесплатно, и в физическом – чтобы получить интересную картинку, достаточно просто включить телевизор), пользоваться  услугами телеканалов могут любые группы населения. Все это значительно увеличивает ответственность тех, кто эти телеканалы возглавляет, финансирует или контролирует.

Тот или иной способ подачи информации может привести народ на баррикады или успокоить назревающий в обществе конфликт, грозящий социальным взрывом. Можно с полной уверенностью заявить, что подавляющее большинство россиян ежедневно смотрит телевизор. Конечно, цели могут быть разными: для кого-то главным оказывается получение информации о происходящих в России и мире событиях, кто-то хочет получить удовольствие от развлекательных передач. Пожалуй, общим для всех передач должно стать высокое качество предлагаемой продукции и соблюдение самых простых этических норм. Какие-то нормативы должны устанавливаться законом (т.е. государство должно определить, какие действия телеканалов могут квалифицироваться как преступные), другие же вопросы и требования нигде не записаны и не могут быть записаны, они считаются общепринятыми, выработанными человечеством за многовековой путь его развития. Именно это и называется моралью и нравственностью. Кто должен оценивать деятельность телеканала с этой позиции? Вероятно, он сам. Но нельзя забывать и об общественном мнении, роль которого с каждым годом возрастает. В правовом государстве общественное мнение становится одним из рычагов управления деятельностью той или иной структуры. Общественное мнение – это позиция общества, точка зрения большинства (а именно большинство принимает решение в демократических странах), это начало диалога, который должно вести государство и народ. Поэтому к общественному мнению будут прислушиваться и телеканалы. Наконец, у самих телезрителей есть один из самых эффективных способов воздействия на телеканалы: все телезрители являются потребителями продукции, которую предлагают телеканалы. Если потребитель считает, что продукция не соответствует его требованиям, стандартам, он ее не покупает (применительно к телевидению – не смотрит телепередачи, художественные фильмы и т.д.).

Система информационно-правового  воспитания учащихся 5-6 классов

Целевой компонент

Миссия: удовлетворение потребностей общества в личностях, образованных в правовом плане, способных к саморазвитию, умеющих адекватно реагировать на происходящие изменения в информационном пространстве.

Цели и задачи, стоящие перед классным руководителем: воспитывать самостоятельную личность, способную отстаивать свою позицию, знающую свои права и обязанности и умеющую защищать свои законные интересы, уважающую позиции и права других людей, личность, понимающую значимость имеющейся в разных источниках информации, готовить учащихся к работе в структурах школьно самоуправления.

О том, что проблема правового образования и воспитания является чрезвычайно важной, свидетельствуют и основные положения «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Формированию правовой и информационной культуры будет способствовать система целенаправленных воспитательных действий, включающих традиционные классные часы и беседы, встречи с родителями и круглые столы, использование различных методик, направленных на изучение общественного мнения.

Каждая из указанных форм организации познавательной активности учащихся будет способствовать формированию активной личности, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Данное качество, без сомнения, является одним из ведущих как в средних классах, так и в старших классах.

Реализация предлагаемой информационно-правовой системы образования и воспитания будет способствовать успешной социализации личности ребенка.

Необходимость формирования информационных и правовых знаний именно в 5-6 классах обусловлено как психологическими характеристиками учащихся этого возраста, так и спецификой программ образовательной области «Обществознание». Кроме того, у образовательных учреждений имеется возможность в 5 классе включить в учебный план курс «Введение в обществознание. Граждановедение», основной целью которого является «воспитание человека, гражданина»*, ориентирующегося на непреходящие ценности цивилизации.

_______________

* Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Методическое пособие к учебнику «Введение в обществознание. Граждановедение. 5 класс». – М.: «Новый учебник», 2005. – С. 4.

Информационно-правовая культура – составной элемент патриотического воспитания личности, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы воспитывать у учащихся уважение к символам государства.

Предлагаемая система позволяет классному руководителю реализовать принципы гуманистической педагогики, поскольку каждый участник образовательного процесса становится активным саморазвивающимся субъектом.

Содержательный компонент

Реализации указанных задач могут способствовать следующие формы и методы:

1) Проведение учебных дискуссий, на которых должны обсуждаться актуальные правовые проблемы и ситуации. В качестве тем для обсуждения можно предлагать афоризмы известных людей. Например:

  • «За закон народ должен биться, как за городскую стену» (Гераклит);
  • «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать» (И.В.Гете);
  • «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер);
  • «Мягким законам редко подчиняются, суровые – редко приводятся в исполнение» (Б.Франклин).

Благодаря этому методу ученики становятся активными участниками образовательного процесса, а не пассивными, безынициативными слушателями. Социально значимая проблема и умелая организация ее обсуждения превращает ученика из объекта в субъект педагогической деятельности школы.

2) Систематическое знакомство учащихся с их правами и обязанностями. При организации этой работы необходимо помнить о том, чтобы эта информация преподносилась в интересной, запоминающейся форме. И уроки, и классные часы должны оставлять в душе учеников воспоминания яркие и личностно значимые. Кроме того, необходимо использовать все имеющиеся способы знакомства учащихся с информацией: оформление стендов, проведение выставок, организация научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению тех или иных правовых аспектов.

3) Систематическое изучение уровня правового образования и правовой культуры среди всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.

4) Знакомство учащихся с основными источниками информации о правах человека, о законных способах защиты прав человека (данное направление представлено в программе информационным модулем).

Особо следует отметить два момента:

1) Система информационно-правового образования и воспитания – это такая форма деятельности классного руководителя, при которой основополагающим принципом межличностных и межгрупповых отношений является закон, право.

2) Не следует стремиться к тому, чтобы на каждом уроке обсуждались некие правовые вопросы. Это может привести только к отторжению информации. Правовые знания и умения должны стать органичной частью образовательного и воспитательного процесса. Одним из главных проявлений действия системы станет уважение всех субъектов образования друг к другу.

В 5 классе целесообразно остановиться на детальном изучении следующих прав:

  • право на образование,
  • право на труд,
  • право на отдых,
  • право на охрану здоровья, медицинскую помощь,
  • право на доступ к благам культуры,
  • право на жизнь,
  • право на охрану достоинства личности,
  • право на заботу родителей,
  • право на общение со всеми родственниками,
  • право на благоприятную окружающую среду.

Тема

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Государственная символика. Герб.

Личностно-ориентированный классный час

«Семейные традиции»

Классный час

«Знакомьтесь: я и мои родители»

Презентация

«Мое село. Моя улица»

Путешествие

«Что значит учиться?»

Ролевая игра

«Такие разные профессии»

Личностно-ориентированный классный час

«Умею ли я общаться со сверстниками?»

Исследование

«Как вести диалог со взрослыми?»

Лекция с элементами беседы

«Активные виды спорта. Как я провожу выходные?»

Творческий вечер

«Как реализовать свое право на охрану здоровья, медицинскую помощь?»

Дискуссия

«Природа нашего края. Мое село в разные времена года»

Экскурсии

«Как помочь природе? Правила поведения в лесу, у реки»

Спектакль для родителей, представителей общественности

Театральная (или кино-) критика

Ролевая игра (проводится после просмотра спектакля или кинофильма)

«Однажды…» (рассказ о реальной ситуации, когда были нарушены права)

Творческий конкурс

«Покушение на жизнь героя русской народной сказки»

Судебное заседание (ролевая игра)

«Как я могу помочь моему другу (подруге) реализовать свое право …»

Ролевая игра

«Какие передачи и телефильмы интересны моим родным?»

Социологический опрос, презентация

«Дружный ли у меня класс? Мои права, обязанности и интересы»

Психологическая консультация

«Мои достижения в 5 классе»

Презентация

Информационный модуль:

  • Роль муниципальных и региональных комитетов (Роспотребнадзора, санитарных служб) по защите прав потребителей.
  • Телевидение и его влияние на воспитание подрастающего поколения.

Главная задача педагога, работающего в 5 классе, состоит в том, чтобы в игровой форме способствовать популяризации правовых знаний и информационной культуры.

Каждый пятиклассник играет роль путешественника, который отправляется в путь по «Правовому полю».

Инструкция

Внутри «Правового поля» расположены административные единицы (республики), названия которых соответствуют формулировкам изучаемых в 5 классе прав. У каждой республики есть свой герб (символ, который на конкурсной основе определяется самими учащимися) и конституция (формулировка самого права).

За пределами государства расположены дома, в которых поселились учащиеся. Пятиклассники имеют право нарисовать такой дом, который им нравится. У детей есть право поселиться в этом доме с любыми близкими для него людьми. Каждый ученик имеет право выбирать соседей. Если соседями оказывается не очень желанный человек, то можно поставить высокий забор.

Задача педагога состоит в том, чтобы организовать работу, объяснить условия игры.

Примерная инструкция для учащихся (слово классного руководителя).

«В течение года мы будем знакомиться с каждой из указанных на карте республик, будем придумывать для них государственные символы, изучать законы. Каждый из вас с сегодняшнего дня превращается в путешественника. Конечный результат похода (успех путешествия) будет зависеть от того, насколько хорошо вы будете знать и соблюдать законы республик, входящих в государство под названием «Правовое поле»».
Кроме того, педагог получает возможность наблюдать за социальным выбором каждого ученика и организовывать работу, способствующую формированию и развитию толерантности.

Результативный компонент

  • создание сплоченного классного коллектива, члены которого способны самостоятельно прийти на помощь друг другу;
  • знание учащимися своих основных прав;
  • уважение к правам и интересам другого человека.

Вместе с реализацией указанных выше требований должна наблюдаться позитивная динамика в характере и поведении каждого ученика.

В 6 классе в центре внимания оказываются следующие права:

  • право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное в дар,
  • право на личную неприкосновенность,
  • право определять свою национальную принадлежность,
  • право свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка,
  • право свободного передвижения и выбора места жительства,
  • право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей,
  • неприкосновенность частной жизни.

Целевой компонент

Цели работы педагога:

  • продолжить работу по развитию сформированных в 5 классе умений и навыков,
  • способствовать формированию у учащихся терпимого и уважительного отношения (толерантность) к мнениям, взглядам и верованиям других людей,
  • развивать у учащихся умение видеть факты нарушения прав,
  • формировать у учащихся умение правомерными способами отстаивать свою точку зрения и защищать свои законные права и интересы.

Классному руководителю 6 класса целесообразно продолжить организованную ранее ролевую игру. Однако можно и нужно изменить правила. В центре внимания должны оказаться достижения учащихся («я знал» - «я знаю сейчас» - «я могу узнать»). Педагог продолжает выступать в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Содержательный компонент

Каждый ученики (или группа учащихся) в начале учебного года выбирает интересные для него (них) темы (проблемы). Самостоятельная поисковая, индивидуальная или групповая деятельность учащихся позволит не только познакомиться со многими интересными фактами, но и сплотить классный коллектив, лучше узнать друг друга, найти новых товарищей по интересам. В этом случае класс можно условно назвать одной семьей правоведов, юристов, которые имеют богатое прошлое и блестящее будущее.

Примерная тематика исследовательских работ:

  • История мировых религий: православие, католицизм, мусульманство, буддизм, иудаизм. Войны за веру (от крестовых походов до современного терроризма).
  • «Национальное самоопределение человека. Мое отношение к национальному вопросу.

Тема

Формы организации познавательной деятельности учащихся

«Частная жизнь человека и "желтая пресса"»

Дискуссия

«Семейный совет. Его задачи и функции»

Ролевая игра

«Права человека. Право на личную неприкосновенность»

Личностно-ориентированный классный час

«Что такое доходы и имущество?»

Экономическая игра

«Миграция населения. Что должен знать человек, желающий поменять место жительства»

Юридическая консультация (лекция с элементами беседы)

«Как построить взаимоотношения с родителями? Конфликт или компромисс?»

Дискуссия

«Внимание: нарушение прав…»

Конкурс плакатов. Презентация

Социальная реклама.

Творческая мастерская

«Турнир знатоков права»

Турнир

Информационный модуль

  • Поиск информации в сети Интернет о деятельности правозащитных организаций.
  • Правозащитные периодические издания (специализированные издания и правовые рубрики в периодических изданиях для детей и юношества).

В течение всего учебного года учащиеся должны вести классный дневник «Мои права».

Результативный компонент

  • учащиеся должны иметь четкое представление о своих правах,
  • учащиеся должны быть морально и интеллектуально готовы включиться в работу структур школьного самоуправления,
  • учащиеся должны быть готовы использовать знания и умения, полученные и сформированные на классных часах, в своей жизни за пределами школьных стен.

Мониторинг

Результативность проводимой работы необходимо контролировать на входе (5 класс, первая четверть) и выходе (6 класс, конец года). Объектом мониторинга будет качество и объем знаний учащихся по изучаемой теме. В качестве метода мониторинга может быть использование анкетирование.

Анкета для учащихся 5–6 класса и их родителей.

Инструкция: проведите ранжирование (определите положение прав по отношению друг к другу: от 1 до 17) прав по указанным в третьей и четвертой колонке основаниям.

Класс (в каком классе обучается ребенок):

Возраст

Права

Наиболее значимые, важные

Какие права чаще всего нарушаются?

1

Право на образование

 

 

2

Право на труд

 

 

3

Право на отдых

 

 

4

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь

 

 

5

Право на доступ к благам культуры

 

 

6

Право на жизнь

 

 

7

Право на охрану достоинства личности

 

 

8

Право на заботу родителей

 

 

9

Право на общение со всеми родственниками

 

 

10

Право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное в дар

 

 

11

Право на личную неприкосновенность

 

 

12

Право определять свою национальную принадлежность

 

 

13

Право свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка

 

 

14

Право свободного передвижения и выбора места жительства

 

 

15

Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей

 

 

16

Неприкосновенность частной жизни

 

 

17

Право на благоприятную окружающую среду

 

 

Приведите примеры ситуаций, когда нарушаются права детей:…………

Результаты исследования

Права

Наиболее значимые, важные

Какие права чаще всего нарушаются?

Рейтинг (место)

Рейтинг (место)

1

Право на образование

 

 

2

Право на труд

 

 

3

Право на отдых

 

 

4

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь

 

 

5

Право на доступ к благам культуры

 

 

6

Право на жизнь

 

 

7

Право на охрану достоинства личности

 

 

8

Право на заботу родителей

 

 

9

Право на общение со всеми родственниками

 

 

10

Право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное в дар

 

 

11

Право на личную неприкосновенность

 

 

12

Право определять свою национальную принадлежность

 

 

13

Право свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка

 

 

14

Право свободного передвижения и выбора места жительства

 

 

15

Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей

 

 

16

Неприкосновенность частной жизни

 

 

17

Право на благоприятную окружающую среду

 

 

На основании анализа полученных данных выстраивается график значимости прав и частоты их нарушений.

Такая структура работы  классного руководителя позволяет создать условия для последующего диалога. На уроках, во внеурочной деятельности необходимо организовать обсуждение ситуаций, имевших место в действительности или выдуманных (можно провести и в форме тестирования, когда даются варианты выхода из сложившейся ситуации). Ученикам необходимо давать правовую оценку деятельности всех участников ситуации, предлагать наиболее приемлемый способ решения проблемы.

Сравнительный анализ результатов позволит учителю сделать вывод о характере изменений, которые произошли за 2 года. Реализация данной модели позволит подготовить учащихся к активной работе в школьном совете и других структурных подразделениях школьного самоуправления.

Главной особенностью данной модели является связь образования и воспитания, яркая направленность на развитие у каждого учащегося индивидуальных особенностей, творческого потенциала.

См. продолжение статьи