Работа с текстом на уроках истории для реализации компетентностного подхода в образовании

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: работа с текстом


Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает продуктивность самостоятельной работы учащихся на уроке, а также качество усвоения материала и его практическую значимость.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

При работе с текстовым материалом у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать «компетентностью понимания».

Противоречие между требованиями современного образования и существующей педагогической ситуацией можно разрешить, используя инновационный инструментарий системно и на всех уровнях образовательного процесса. Под «инновационным инструментарием» понимается система практико - ориентированных заданий различного уровня (компетентностного, продуктивного, рефлексивного, ресурсного), позволяющая обеспечить ученика необходимым набором способов деятельности с текстовым материалом.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

  • выделять в тексте главные положения и мысли;
  • составление вопросов к тексту и ответы на них;
  • комментированное чтение текста;
  • аналитическое чтение текста;
  • разбивка текста на смысловые части;
  • составление различных видов планов;
  • составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
  • подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
  • составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;
  • преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
  • развертывание текста;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;
  • реферирование текста.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Акцент в формировании грамотности чтения должен быть сделан в сторону работы с «неотжатыми» текстами, именно они полно формируют у обучающихся информационную компетентность, функциональную грамотность (читательскую в первую очередь). Информационная компетентность – овладение учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к разным источниками информации. Это планирование информационного поиска, извлечение первичной информации и вторичной информации. Под грамотностью чтения понимают способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения целей, развития знаний и собственных возможностей. Это нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде, понимание письменных текстов, интерпретация текста, рефлексия и оценка текста.

Для развития функциональной грамотности чтения рекомендуем использовать технологии: кейс-стади и ТРКМ. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Возможные приемы и методы: составление списка известной информации; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. Достаточно эффективны задачи на формулирование и работу с вопросами в классификации Блума:

  • Простой (Когда ...? Где? Как зовут? ) - о фактах, опирается на память и обеспечивает узнавание полученной информации.
  • Уточняющий ( обеспечивает обратную связь учителя и ученика; учитель перефразирует ответ ученика, начиная со слов «Вы хотели сказать, что ... ?» или «Правильно ли я понял, что ....?»
  • Оценочный («Хорошо ли поступил ...?», «Как вы относитесь к тому, что ...?») - выражает эмоции, чувства, отношение к какому-либо явлению или событию; субъективно-личностный взгляд па полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений.
  • Интерпретация («Почему ...?») - вопрос о мотивах, причинах события, перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями.
  • Творческий («Что было до этого?», «Что произойдет, если ?», «Что могло быть до этого?», «Как он поведет себя в другой ситуации») - связан с прогнозом в прошлое или в будущее, творческим применением знаний.
  • Практический («Как можно использовать в жизни...?») – связан с использованием информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

В процессе освоения данной темы нами были разработаны основные этапы деятельности учителя по формированию общеучебных и предметных навыков в работе с текстом:

  • Первый этап. Определение общеучебных навыков для каждой параллели с 5 по 9 класс с учетом возрастных особенностей (приложение 1).
  • Второй этап. Определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка.
  • Третий этап. Подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и развивать формируемые навыки.
  • Четвертый этап. Создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности.
  • Пятый этап. Разработка методических приемов по формированию навыков у учащихся.
  • Шестой этап. Составление единых требований для выполнения определенных видов работ
  • Седьмой этап. Организация проверки и контроля уровня сформированности общеучебных навыков.

На первоначальном этапе были также определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс, при этом значительная часть навыков формируется в 5-7 классах, а на следующих этапах происходит закрепление и их развитие.

Задания, сформулированные к текстам, дают возможность оценить уровень сформированность информационной и познавательной компетентности обучающихся.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Первые русские князья» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

1. Определение объектов для сравнения.

2. Подбор к выделенным критериям характерных черт.

3. Нахождение различий и сходств между объектами сравнения.

4. Выбор критериев к изучаемым объектам.

5. Подведение итога и запись его в виде суждения.

6. Сравнение текстовой информации с информацией в исторической карте.

7. Соотнесение информации из разных источников.

Для контроля достижений учащихся по развитию их информационных умений при работе с текстовыми источниками информации рекомендуем проводить проверочные работы, в которые следует включать разные типы разработанных заданий, направленных на формирование информационных и познавательных компетенций. Итоговый контроль рекомендуем проводить в конце изучения большой темы курса, а также при проведении итогового тестирования или итоговой контрольной работы.

Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  • внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
  • определение пробелов в обучении;
  • подтверждение успешных результатов обучения;
  • планирование последующих этапов учебного процесса;
  • мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности этапов обучения.

Диагностика осуществляется за счет продуманного составления заданий, определения четких требовании к конкретным видам работ и критериальному подходу к оцениванию образовательной деятельности школьников.

В рамках внедрения ФГОС считаю актуальным разработку и внедрение в образовательный процесс инструментария мониторинга освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий на уроках и предлагаю вашему вниманию компетентностную контрольную работу по истории России для обучающихся 6 классов. (приложение 2)

Данная контрольная работа позволила проверить следующие общеучебные навыки:

1. Сравнение фактов и явлений одного порядка. (задание 1)

2. Выявление причинно-следственных связей. (задание 2)

3. Построение полного ответа с доказательством (задание 2)

4. Извлечение необходимой информации из источника (задание 3)

5. Составление сообщения информативного характера. (задание 3)

Применялись следующие критерии оценивания работ:

  • знание основных понятий, явлений по теме.
  • полнота выполнения заданий.
  • владение навыком сравнения явлений, событий.
  • владение навыком установления причинно-следственных связей.
  • владение навыком извлечения информации из источника.
  • владение навыком составления сообщения информативного характера.

В диагностике читательской компетентности используем три уровня опосредствования:

  • первый уровень (формальный) – понимание эмпирического слоя описания, требующее читательской работы по реконструкции картины жизни, изображенной в тексте. Этот уровень понимания информационного текста предполагает следующие читательские действия: отнесение отдельных единиц информации к реальности; связывание единиц информации в целостную картину;
  • второй уровень (рефлексивный) – понимание рефлексивного слоя описания, требующее читательской работы по реконструкции мыслей автора по поводу картины жизни, изображенной в тексте. Этот уровень понимания текста предполагает такие читательские действия: умение выделить авторскую логику; умение критично отнестись к авторской логике;
  • третий уровень (ресурсный) - соответствует читательская работа, предполагающая использование авторской фактологии и логики для создания своих собственных знаний, не упомянутых напрямую в тексте. Очевидно, что третий уровень понимания опирается на достижения двух первых уровней и едва ли возможен при их низкой сформированности. На третьем уровне читательские действия могут быть такими: умение на основе логики автора текста построить новую схему для ответа на новый вопрос; умение на основе логики автора текста предложить интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте.

Подобная диагностика выявляет индивидуально-типологические профили разных учащихся, что требует от учителя разнообразия педагогических средств обучения пониманию информационных текстов.