Цель: Дать общие представления об уникальности озера Байкал.
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знание основных характеристик озера Байкал, понимание особенностей озера Байкал как объекта всемирного природного наследия.
Метапредметные
Личностные УУД:
- формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение природы озера Байкал;
- формирование ответственного, бережного отношения к уникальной природе Байкала.
- Формирование любви к родному краю.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- представлять результаты работы классу;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию;
- обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы,
Коммуникативные УУД:
- аргументировать собственную точку зрения; умение работать в группах; обсуждать вопросы со сверстниками.
Ход урока
Начать нашу встречу я хочу стихотворением Марка Захарова «А что это такое?»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках, что мы будем изучать?
- Кто из вас уже побывал на Байкале? А кто хотел бы побывать?
Постановка учебной проблемы, планирование деятельности
Жители многих российских городов, представители из других стран стремятся увидеть это озеро. Для многих это является мечтой.
- Что же привлекает туристов со всего мира?
- Чем же уникально наше озеро?
Это мы сегодня с вами выясним.
Вы выполните несколько заданий и узнаете интересные сведения об этом озере.
Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий туристов посетить именно озеро Байкал.
Открытие нового знания
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте характеристику озера Байкал по плану.
1. Где находится озеро Байкал?
2. Кто является одним из первооткрывателем Байкала?
3. Как именовали озеро в далеком прошлом?
4. Что означает название Байкал?
5. Сколько лет озеру?
Задание 2. Проанализируйте текст и предложенную схему.
Впишите в таблицу максимальную глубину озера Байкал. В пустом столбике расставьте цифры в порядке возрастания глубин.
Сделайте вывод о глубине озера Байкал.
Задание 3. Представь себе!
Байкал по площади своего водного зеркала равен площади Бельгии, Нидерландов или Дании. Проанализируй таблицу и диаграмму определите какие утверждения верны.
Задание 4. Работа по группам.
Группа 1. Используя схему «Основные характеристики Байкала».
Определите:
- длина, км;
- максимальная ширина, км.
- минимальная ширина, км.
Группа 2.
Посчитай сколько видов растений и животных Байкала являются эндемиками, если в Байкале насчитывается более 1085 видов и разновидностей водорослей и 2595 видов и подвидов животных. Среди известных организмов, живущих в Байкале 2/3 эндемики.
Группа 3. Прочитайте текст и выполните задание.
Сформировалось мнение, что эпишура является главным «чистильщиком» байкальской воды, потребляющим «все живое и неживое». Согласны ли вы с данным мнением? Ответ аргументируйте.
Группа 4.
Рассмотрите фотографию. Перед вами самая удивительная рыбка Байкала – голомянка. Прочитайте текст и выполните задание.
- Как вы считаете, когда лучше ловить голомянку?
- Как вы можете объяснить тот факт, что в наших магазинах голомянка встречается крайне редко?
Группа 5.
Рассмотрите фотографию. Перед вами единственное млекопитающее Байкала – нерпа.
Прочитайте текст. Объясните, какие особенности строения, поведения помогают выживать нерпе в суровых байкальских условиях
Группа 6.
На Байкале чаще всего бывает солнечная погода. Солнечных дней здесь даже больше, чем на Чёрном море. А дней без солнца в году бывает всего около 50!
Проанализируйте таблицу среднемесячных температур воздуха и воды на Байкале.
- В каком месяце вы порекомендовали отдохнуть на Байкале туристам, предпочитающим загорать и купаться?
- В каком месяце на Байкале можно совершить поездку на снегоходе по льду.
Применение новых знаний, презентация работы
Пользуясь данными об озере Байкал, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов посетить озеро Байкал.
Домашнее задание (на выбор)
1. Составить страничку для книги рекордов Гиннеса «Озеро Байкал в цифрах».
2. Составить рекламный буклет.
Рефлексия учебной деятельности
Методический прием «Микрофон»
Спасибо за работу, урок окончен.