Проект по реализации инженерного образования в школе в рамках школьного проекта модели самоопределения и профессиональной ориентации

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом

Классы: 10, 11

Ключевые слова: профориентация, Инженерное образование


Обоснование актуальности программы

Сегодня в нашей стране наблюдается инженерный кризис. Он проявляется в нехватке инженерных кадров, низком уровне квалификации специалистов, отсутствии молодых инженеров. Все это постепенно ведет нашу страну, а в частности и наш край,  к затормаживанию экономического роста страны, который проявляется в отсутcтвии конкурентоспособной продукции на мировом рынке, передовых технологий, нанотехнологий. Нет кадров, нет развития. Причины таких проблем на уровне образовательных учреждений можно сформулировать следующим образом:

  • Слабые профессиональные компетенции выпускников ВУЗов еще перед поступлением в них (учащиеся не могут создавать идеи, проектировать изобретения, у них слабое конструктивное мышление);
  • Низкая степень развития опережающей креативности ( слабо развито воображение и творческое мышление);
  • Нет стратегического мышления и системного подхода;
  • Низкий уровень социализации (низкий уровень работы в команде, боязнь брать на себя лидерство);
  • Отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности
  • Непонимание потребностей общества и запроса государства (слабая профориентационная работа).

Одним из путей решения обозначившейся проблемы является ранняя профориентация на инженерные специальности. И если на уровне страны еще во времена президенствования Д.А.Медведева были даны четкие поручения по развитию инженерного образования, то на уровне обычных муниципальных учреждений никаких изменений не произошло. А начинать нужно именно еще в основных образовательных учреждениях ориентировать и готовить учащихся к успешному осовению инженерных профессий, повышать мотивацию к дальнейшей трудовой деятельности, чтобы на выходе из школы был высокомотивированный выпускник, ориентированный на успешное обучение и освоение специальности, уверенный в трудоустройстве и готовый реализовывать свои идеи на предприятии.

Данный проект предполагает формирование у школьников специфического инженерного мышления и культуры, основанной на базовых представлениях об устройстве мира и роли инженерного подхода в его преобразовании. Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит за счёт практических исследований учащимися (посредством экскурсий и профессиональных проб) современных производственных систем; проектной деятельности учащихся; работа по  изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов  для оптимального решения этих задач.

Завершается проект проектированием своих будущих профессий.

Анализ реальной ситуации

Бикин не является промышленным городом Хабаровского края. На 90 % процентов бюджет района дотационный. Экономика района на сегодня зависит от лесной и деревообрабатывающей промышленности. Сюда относятся такие предприятия как ОАО «БЛК», ООО «БАСК-Инфо». На предприятиях открыты вакансии: инженер производственного отдела, мастер по лесозаготовкам, машинист крана, рамщик.

Еще одно предприятие, осуществляющее свою деятельность, это ОАО «РЖД». Железнодорожная станция Бикин – грузовая, обеспечивает прием и выдачу грузов. Помимо этого осуществляется продаже билетов на поезда различных направлений. Данная организация в силу специфики работы не допускает несовершеннолетних на социальные практики, но есть возможность проведения экскурсий по станции.

Бикинская дистанция пути (ПЧ-7) осуществляет комплексный контроль за техническим состоянием пути (дефектоскопия, пути измерения, ремонтные работы).

Путевая машинная станция (ПМС-217) занимается ремонтом путей, эксплуатируемой сети железных дорог. Сегодня здесь требуются машинист автогрейдера, машинист экскаватора, машинист бульдозера.

Услуги по передачи и распределению электрической энергии в Бикине оказывает филиал АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Хабаровские электрические сети. Их вакансии на сегодня – электромонтер.

Несмотря на медицинскую профилизацию, КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» является ценным источников полноценных учебных экскурсий для учащихся нашей школы. Например, кабинет офтальмолога (оптика), рентген кабинет (электромагнитные излучения), кабинет отоларинголога (акустика), лаборатория (капиллярные свойства вещества).

Отделы архитектуры Бикинского поселения и муниципального района состоят из специалистов, чья работа не обходится без применения знаний инженерии. Здесь профессиональные пробы могут пройти учащиеся, кто нацелен на поступление в институт архитектуры и дизайна в ТОГУ.
Если провести анализ, можно увидеть, что инженерная специальность даже для такого промышленно неразвитого города как Бикин является востребованной на рынке труда.

Обратимся к статистике сдачи ЕГЭ по физике в нашем образовательном учреждении и статистике по поступлению учащихся в образовательные учреждения на инженерные специальности.

Как видно, работа учреждения по развитию инженерного мышления среди учащихся 10-11 классов ведет к росту количества учащихся, сознательно выбирающих для профильного изучения предметы инженерной направленность. Считаю, что полный результат работы можно отследить лишь проследив трудоустройство выпускников после окончания ВУЗов.

Как видно, работа учреждения по развитию инженерного мышления среди учащихся 10-11 классов ведет  к росту количества учащихся, сознательно выбирающих для профильного изучения предметы инженерной направленность. Считаю, что полный результат работы можно отследить лишь проследив трудоустройство выпускников после окончания ВУЗов.

Тем не менее, для дальнейшей продуктивной работы инженерного кластера следует создать план мероприятий, который будет способствовать осуществлению поставленных целей и задач перед участниками образовательного процесса, для реализации инженерного образования в нашей школе.

Цели и задачи программы

Цель: Создание разевающей, информационно-образовательной среды в системе школы, которая обеспечит формирование компетенций, необходимых для овладения инженерными профессиями, получения качественного образования, соответствующего практическим задачам края, повышения престижности инженерных специальностей, создания условия для осознанного выбора выпускниками профессиональной деятельности в рамках реализации модели инженерного кластера.

Задачи: главная задача- сформировать комплекс компетенций у учащихся школы для осознанного выбора выпускниками профессиональной деятельности.

  1. Создание комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию инженерного воспитания в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
  2. Организация научной, практической деятельности учащихся в инженерно-технической сфере
  3. Организация и проведение экскурсий, профессиональных проб для учащихся физико-математического профиля
  4. Проведение метапредметных курсов по развитию коммуникативных компетентностей.
  5. Разработка индикаторов эффективности инженерного кластера

Целевая аудитория: учащиеся 10-11-х физико-математических классов МБОУ СОШ № 6 г.Бикина, интересующиеся техникой, инженерными дисциплинами и специальностями и  ориентированные на профессии в области инженерной деятельности, на получение образования в ведущих учебных заведениях высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты

Отслеживание результатов

Повышение уровня подготовки по физике, математике, ИКТ

ЕГЭ, предметные олимпиады, мониторинги

Развитие навыков проектной деятельности

НПК, неделя физики,
Конкурсы проектных работ

Самоопределение

Поступление в колледжи и вузы по инженерным направлениям

Риски программы

Описание механизма реализации инженерного кластера через мероприятия

Тематическое планирование

Ожидаемые результаты

В результате работы кластера планируются следующие результаты:

  • Повышение общего образования;
  • Сформируется положительное мнение у учащихся о инженерных профессиях;
  • Сформируются компетентности, опыт деятельности, отвечающие ФГОС;
  • Появление мотивации к получению инженерного образования;
  • Обеспечится личное и профессиональное самоопределение (осознанный выбор профессии, формы обучения).