Разработка занятия внеурочной деятельности в курсе "Учусь учиться". Игра-проект "Мы строим дом"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: игра-проект


Цель игры: познакомить с основными понятиями проектной деятельности (проблема проекта, цель проекта, проектный продукт, презентация, план, анализ и самооценка работы), с технологией критериального оценивания проектной работы.

Оборудование: конструктор Лего,листы бумаги А4,картон, ножницы, клей, карандаши, линейки, скотч, план презентации, протоколы оценивания проектов.

Ход игры

Инструкция участникам. Вам необходимо построить дом.

Ваша работа будет оцениваться в соответствии со следующими критериями оценивания.

Критерий А

Баллы

Наличие 4-х стен

1

Каждый этаж

1

Наличие оконных проемов (за каждый)

1

Наличие стекол в окнах (за каждое)

1

Наличие входной двери

1

Наличие крыши (двускатной или односкатной)

1

Критерий В
Соблюдение главного правила строительства (максимум 5 баллов)

Главное правило нарушалось 6 раз и более

1

Главное правило нарушалось от 3 до 5 раз

2

Главное правило нарушалось 2–3 раза

3

Главное правило нарушалось только 1 раз

4

Главное правило ни разу не нарушалось

5

Критерий D
Презентация

Значительная часть работы на презентации не освещена

1

На презентации освещены только основные этапы работы

2

Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом

3

Бонусные баллы

Дом построен в соответствии с требованиями

1

После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны)

1

Все участники группы принимали участие в работе

1

Качество проведения презентации (культура речи, доброжелательность в общении с аудиторией, уважительное отношение к оценщикам)

1

ИТОГО БАЛЛОВ

 

Работа простая, однако, есть главное правило: девочки не имеют права прикасаться кирпичам, а мальчики не могут брать в руки карандаши, ножницы, клей и скотч.

По завершении вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.

План презентации проекта «Дом»

1. В чем состояла проблема проекта?
2. Какова была цель проекта?
3. Каков проектный продукт?
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

Презентацию следует ограничить 5 минутами.

По завершении презентации оценщики и участники могут задавать уточняющие вопросы. После выступления всех групп оценщики заканчивают свою работу (оценивают качество проведения презентации) и объявляют результаты.

Победившая команда получает символический приз. После этого участники могут задать уточняющие вопросы оценщикам.

Информация для ведущего. Важно, чтобы в ходе самой работы и последующей презентации участники поняли, что такое проблема проекта, цель проекта, проектный продукт. В нашем случае:

  • проблема — необходимость постройки дома;
  • цель — строительство дома;
  • проектный продукт — «дом».

Также необходимо, чтобы участники поняли, что наличие плана работы делает ее более эффективной; научились описывать ход работы, анализировать ее результат, осуществлять самооценку работы и эффективности собственных умений, находить скрытые ресурсы и возможности совершенствовать свою работу.

Очень важно добиться понимания участниками смысла критериального оценивания, при котором сам процесс оценивания становится прозрачным, не оставляя места предвзятости, итоговый балл является абсолютно понятным, а сильные и слабые стороны работы очевидными.
Этому должна быть посвящена рефлексия игры.

Подготовка презентации проекта

План презентации проекта «Дом»

1. В чем состояла проблема проекта?

  • необходимость постройки дома;

2. Какова была цель проекта?

  • строительство дома;

3. Каков проектный продукт?

  • «дом».

4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?

5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?

6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)

7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).

8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).

  1. Презентация проекта
  2. Выступление оценочной группы (оценка работы по критериям) и награждение конфетами
  3. Слово учителя: Подведем итоги.
    Чему мы научились на занятии?

Смотрю на наш дом, красивый, 7 квартир. 7 семей ждут заселения. Но как-то пусто вокруг дома. Я предлагаю засадить пустырь деревьями. Что это даст жителям дома?

Я могу выдать саженцы, но вам нужно сделать выбор, серьезный нравственный выбор: за каждое деревце я потребую одну конфету. Итак, сделать добро новоселам (засадить пустырь и лишиться части конфет) или сделать добро себе? (оставить все конфеты) Подумайте, посоветуйтесь. Ваше решение?

Итак, решение вынесено!

А теперь письмо.

Письмо Мудрого Гудвина

Добро должно быть вознаграждено!

Если вы посадили сад, то вы в первую очередь, думали о других, а это ваш маленький подвиг. Поэтому в награду конфеты вам возвращаются.
Если же пустырь оказался не засаженным, то вы думали только о себе, поэтому вы лишаетесь части конфет.

«Мы живем, чтобы нести миру добро и красоту».

Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми.