Цель игры: познакомить с основными понятиями проектной деятельности (проблема проекта, цель проекта, проектный продукт, презентация, план, анализ и самооценка работы), с технологией критериального оценивания проектной работы.
Оборудование: конструктор Лего,листы бумаги А4,картон, ножницы, клей, карандаши, линейки, скотч, план презентации, протоколы оценивания проектов.
Ход игры
Инструкция участникам. Вам необходимо построить дом.
Ваша работа будет оцениваться в соответствии со следующими критериями оценивания.
Критерий А | Баллы |
Наличие 4-х стен |
1 |
Каждый этаж |
1 |
Наличие оконных проемов (за каждый) |
1 |
Наличие стекол в окнах (за каждое) |
1 |
Наличие входной двери |
1 |
Наличие крыши (двускатной или односкатной) |
1 |
Критерий В |
|
Главное правило нарушалось 6 раз и более |
1 |
Главное правило нарушалось от 3 до 5 раз |
2 |
Главное правило нарушалось 2–3 раза |
3 |
Главное правило нарушалось только 1 раз |
4 |
Главное правило ни разу не нарушалось |
5 |
Критерий D |
|
Значительная часть работы на презентации не освещена |
1 |
На презентации освещены только основные этапы работы |
2 |
Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом |
3 |
Бонусные баллы |
|
Дом построен в соответствии с требованиями |
1 |
После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны) |
1 |
Все участники группы принимали участие в работе |
1 |
Качество проведения презентации (культура речи, доброжелательность в общении с аудиторией, уважительное отношение к оценщикам) |
1 |
ИТОГО БАЛЛОВ |
|
Работа простая, однако, есть главное правило: девочки не имеют права прикасаться кирпичам, а мальчики не могут брать в руки карандаши, ножницы, клей и скотч.
По завершении вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.
План презентации проекта «Дом»
1. В чем состояла проблема проекта?
2. Какова была цель проекта?
3. Каков проектный продукт?
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).
Презентацию следует ограничить 5 минутами.
По завершении презентации оценщики и участники могут задавать уточняющие вопросы. После выступления всех групп оценщики заканчивают свою работу (оценивают качество проведения презентации) и объявляют результаты.
Победившая команда получает символический приз. После этого участники могут задать уточняющие вопросы оценщикам.
Информация для ведущего. Важно, чтобы в ходе самой работы и последующей презентации участники поняли, что такое проблема проекта, цель проекта, проектный продукт. В нашем случае:
- проблема — необходимость постройки дома;
- цель — строительство дома;
- проектный продукт — «дом».
Также необходимо, чтобы участники поняли, что наличие плана работы делает ее более эффективной; научились описывать ход работы, анализировать ее результат, осуществлять самооценку работы и эффективности собственных умений, находить скрытые ресурсы и возможности совершенствовать свою работу.
Очень важно добиться понимания участниками смысла критериального оценивания, при котором сам процесс оценивания становится прозрачным, не оставляя места предвзятости, итоговый балл является абсолютно понятным, а сильные и слабые стороны работы очевидными.
Этому должна быть посвящена рефлексия игры.
Подготовка презентации проекта
План презентации проекта «Дом»
1. В чем состояла проблема проекта?
- необходимость постройки дома;
2. Какова была цель проекта?
- строительство дома;
3. Каков проектный продукт?
- «дом».
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).
- Презентация проекта
- Выступление оценочной группы (оценка работы по критериям) и награждение конфетами
- Слово учителя: Подведем итоги.
Чему мы научились на занятии?
Смотрю на наш дом, красивый, 7 квартир. 7 семей ждут заселения. Но как-то пусто вокруг дома. Я предлагаю засадить пустырь деревьями. Что это даст жителям дома?
Я могу выдать саженцы, но вам нужно сделать выбор, серьезный нравственный выбор: за каждое деревце я потребую одну конфету. Итак, сделать добро новоселам (засадить пустырь и лишиться части конфет) или сделать добро себе? (оставить все конфеты) Подумайте, посоветуйтесь. Ваше решение?
Итак, решение вынесено!
А теперь письмо.
Письмо Мудрого Гудвина
Добро должно быть вознаграждено!
Если вы посадили сад, то вы в первую очередь, думали о других, а это ваш маленький подвиг. Поэтому в награду конфеты вам возвращаются.
Если же пустырь оказался не засаженным, то вы думали только о себе, поэтому вы лишаетесь части конфет.
«Мы живем, чтобы нести миру добро и красоту».
Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми.