Использование элементов музейной педагогики на уроках естественных наук

Разделы: Химия

Классы: 9, 10, 11


«Познание начинается с удивления»
Аристотель

«Всестороннее развитие исключает верхоглядство»
С.Е.Коненков

«Наука – вещь хорошая, но она в своей
отвлеченности никак не может заменить
нам своих практических применений к жизни»
Д.И.Писарев

Школьное образование занимает важное место в жизни человека, является основой для удовлетворения потребности в самореализации. Реализовать себя – значит открыть свои способности и приложить их к делу. Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, а вместе с учителем. Именно от того, насколько полно, осмысленно и радостно будет прожита для него жизнь в школе, в огромной степени зависит его успех в будущем.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, о таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вида деятельности в получении знаний. Знать – значит не заучить, а искать, обнаруживать, открывать, воображать, развивать творческое мышление.

В нашей школе на общественных началах мы создали геологический музей. В 2009 году музей получил официальный статус. Музей имеет 4 экспозиции.

Раздел палеонтологии знакомит посетителей с геохронологической шкалой, продолжительностью отдельных периодов и особенностями каждого из них, ролью в геологической истории Земли с древних времен до наших дней.

Имеются ископаемые остатки фауны, наглядно показывающих постепенное усложнение форм жизни на Земле в течение последних 600 млн. лет. Наиболее полно охарактеризованы моллюски Братского района. Материал для этой экспозиции собрали участники экспедиции школы выживания «Русь» по Братскому водохранилищу в 2001-2004 годах под руководством учителя ОБЖ Ю.И.Емельянова.

Раздел посвященный минералогии, наиболее богат экспонатами и занимает большую часть экспозиции. Здесь собрана коллекция пород, руд и минералов, дающая достаточно полное представление о разнообразии геологических процессов. В витринах этого раздела представлены: породообразующие, неметаллические, металлические, цветные, декоративные минералы и горные породы, а  также изделия,  из минералов.

Раздел, посвященный полезным ископаемым Иркутской области, показывает, как богат наш край. Его экспозиция постоянно используется на уроках химии и географии. При изучении природных ресурсов Иркутской области они знакомятся с различными полезными ископаемыми, с их размещением на поверхности и в глубинах Земли и применением.

Раздел, посвященный выращенным кристаллам, знакомит с научно–исследовательской работой ребят, с кристаллами, которые они вырастили, используя разные растворы и различные условия их выращивания.

Музей – это корни и крылья, это память и надежда.

КОРНИ – это история своего народа, ведь жить без истории всё - равно, что быть бездомным.

КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы.

У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни», которые определяют не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма, стиль работы всего коллектива, но и создают нравственные ориентиры во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.

Мы живем в мире веществ, познакомиться с которыми помогает химия. Это удивительная наука «…широко простирает руки свои в дела человеческие». Химия облегчает нам труд, сохраняет здоровье, помогает создавать и сохранять все человеческие сокровища, но «химия – это смерть, упакованная в банки и коробки»,- сказал выдающийся писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов, поэтому надо со вниманием относиться к химии дома и в школе. Но во всем мире интерес к этому школьному предмету резко уменьшается из-за сложности программ, неинтересных учебников, малообеспеченности наглядными пособиями, из-за того что познавать химию можно только после получения определенной подготовки по другим предметам. И хотя одна из главных задач этой науки – научить человека правильно применять различные вещества, школьный курс не уделяет этому достаточного внимания.

И вот здесь мы вспоминаем о музеях, которые предоставляют широкое поле для такого рода деятельности, ибо химия не может быть отделена от истории, культуры.

Но химия - наука специфическая, экскурсоводам сложно помочь учащимся и поэтому можно предложить ребятам самостоятельный поиск, разработав систему индивидуальных заданий по ознакомлению с историей происхождения и использования человеком металлов, керамики, фарфора и т.д.

Основными целями при этом могут быть следующие:

  • посмотреть, каким образом, обогащая друг друга, развивались наука химия и архитектура, декоративно-прикладное искусство (посуда, украшения и др.), скульптура и т.д. Как тесно переплетены различные, внешне очень далекие области человеческой деятельности.
  • расширить и углубить запас научных знаний о веществах и материалах, химических реакциях и процессах, лежащих в основе получения этих веществ и материалов;
  • познакомиться с миром искусства и увидеть связь между искусством и повседневной жизнью.

Уроки, которые мы проводим с учениками, используя музейные экспонаты:

Химия

8 класса по темам

  • Т/Б на уроках химии
  • М. В Ломоносов
  • Д. И. Менделеев
  • Кислород
  • Выращивание кристаллов

9 класса по темам

1.Углерод

  • Угольная промышленность Иркутской области
  • Сокровища Алмазного фонда
  • Графит

2. Кремний

  • Кварц
  • Горный хрусталь
  • Розовый кварц
  • Дымчатый кварц
  • Агаты
  • Аметист
  • Сердолик
  • Тигровый глаз
  • Силикатная промышленность

3. Железо

  • Железные руды
  • Николаевский завод

4. Алюминий

  • Сапфир
  • Рубин
  • Корунд

5. Щелочноземельные металлы

  • Карбонатные руды (мел, мрамор, известняк)
  • Жемчуг
  • Перламутр
  • Месторождения мрамора в Иркутской области
  • Новоафонская пещера
  • Поваренная соль

10 класс по темам

1. Природные источники углеводородов Иркутской области

  • Верхнечонское месторождение
  • Коввыктинское месторождение
  • Марковское месторождение
  • Братское газоконденсатное месторождение
  • Шухов Владимир Григорьевич
  • Дулисминское месторождение
  • А. Нобель

11 Класс

  • Д.И. Менделеев
  • М. Фарадей
  • Мария и Пьер Кюри
  • Руды
  • Малахит

Музейные уроки биологии проводятся с целью закрепления и углубления знаний учащихся по темам учебного курса непосредственно на экспозиции музея, которая является не только "иллюстрацией" к рассказу, но и источником для изучения биологических объектов.

Биология

9 и 11 классы

  • Просхождение человека
  • История развития жизни на Земле
  • Эволюция органического мира
  • Палеонтологические методы доказательства эволюции
  • Янтарь - застывшая история

География

  • Горные породы
  • Угольная промышленность Иркутской области
  • Полезные ископаемые Иркутской области
  • Николаевский завод
  • Богат ли Братский район полезными ископаемыми?
  • Углеводородное сырьё Иркутской области

Внеклассная работа

Классные часы

  • Геологический музей Вернадского
  • Иркутский минералогический музей
  • Геологический музей БрГУ
  • Шунгит - камень чистой воды
  • Чарующий чароит
  • Жемчуг
  • Малахит
  • Нефрит

Деловые игры

  • Оникс
  • Янтарь – камень солнца
  • Камнесамоцветное сырьё Иркутской области
  • Полезные ископаемые Иркутской области
  • Углеводородное сырьё Иркутской облсти
  • Храни меня, мой талисман
  • Чарующий мир кристалла (В гостях у хозяйки медной горы)

Экскурсии

  • Геологический музей БрГУ
  • Насекомые в янтаре (музей БГС)
  • Выставка динозавров (музей БГС)
  • Выставка минералов (музей БГС)
  • Катастрофы человеческого тела (музей БГС)

Методичка «Выращивание кристаллов»

Захватывающие перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики. Виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; демонстрировать шедевры в самой необычной среде. Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, можно проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду. Виртуальный музей имеет большое значение для жителей удаленных районов, где нет музеев. С помощью интернета ученики могут побывать и в Алмазном фонде, и в Новоафонской пещере, и познакомиться с Геологическим музеем Вернадского, и побывать в Дарвиновском музее.

Мы создали пособие «Деловые игры на уроках химии и географии», экскурсии «Мир камня» и диск с презентациями для проведения экскурсий.