«Познание начинается с удивления»
Аристотель
«Всестороннее развитие исключает верхоглядство»
С.Е.Коненков
«Наука – вещь хорошая, но она в своей
отвлеченности никак не может заменить
нам своих практических применений к жизни»
Д.И.Писарев
Школьное образование занимает важное место в жизни человека, является основой для удовлетворения потребности в самореализации. Реализовать себя – значит открыть свои способности и приложить их к делу. Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, а вместе с учителем. Именно от того, насколько полно, осмысленно и радостно будет прожита для него жизнь в школе, в огромной степени зависит его успех в будущем.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, о таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вида деятельности в получении знаний. Знать – значит не заучить, а искать, обнаруживать, открывать, воображать, развивать творческое мышление.
В нашей школе на общественных началах мы создали геологический музей. В 2009 году музей получил официальный статус. Музей имеет 4 экспозиции.
Раздел палеонтологии знакомит посетителей с геохронологической шкалой, продолжительностью отдельных периодов и особенностями каждого из них, ролью в геологической истории Земли с древних времен до наших дней.
Имеются ископаемые остатки фауны, наглядно показывающих постепенное усложнение форм жизни на Земле в течение последних 600 млн. лет. Наиболее полно охарактеризованы моллюски Братского района. Материал для этой экспозиции собрали участники экспедиции школы выживания «Русь» по Братскому водохранилищу в 2001-2004 годах под руководством учителя ОБЖ Ю.И.Емельянова.
Раздел посвященный минералогии, наиболее богат экспонатами и занимает большую часть экспозиции. Здесь собрана коллекция пород, руд и минералов, дающая достаточно полное представление о разнообразии геологических процессов. В витринах этого раздела представлены: породообразующие, неметаллические, металлические, цветные, декоративные минералы и горные породы, а также изделия, из минералов.
Раздел, посвященный полезным ископаемым Иркутской области, показывает, как богат наш край. Его экспозиция постоянно используется на уроках химии и географии. При изучении природных ресурсов Иркутской области они знакомятся с различными полезными ископаемыми, с их размещением на поверхности и в глубинах Земли и применением.
Раздел, посвященный выращенным кристаллам, знакомит с научно–исследовательской работой ребят, с кристаллами, которые они вырастили, используя разные растворы и различные условия их выращивания.
Музей – это корни и крылья, это память и надежда.
КОРНИ – это история своего народа, ведь жить без истории всё - равно, что быть бездомным.
КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы.
У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни», которые определяют не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма, стиль работы всего коллектива, но и создают нравственные ориентиры во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.
Мы живем в мире веществ, познакомиться с которыми помогает химия. Это удивительная наука «…широко простирает руки свои в дела человеческие». Химия облегчает нам труд, сохраняет здоровье, помогает создавать и сохранять все человеческие сокровища, но «химия – это смерть, упакованная в банки и коробки»,- сказал выдающийся писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов, поэтому надо со вниманием относиться к химии дома и в школе. Но во всем мире интерес к этому школьному предмету резко уменьшается из-за сложности программ, неинтересных учебников, малообеспеченности наглядными пособиями, из-за того что познавать химию можно только после получения определенной подготовки по другим предметам. И хотя одна из главных задач этой науки – научить человека правильно применять различные вещества, школьный курс не уделяет этому достаточного внимания.
И вот здесь мы вспоминаем о музеях, которые предоставляют широкое поле для такого рода деятельности, ибо химия не может быть отделена от истории, культуры.
Но химия - наука специфическая, экскурсоводам сложно помочь учащимся и поэтому можно предложить ребятам самостоятельный поиск, разработав систему индивидуальных заданий по ознакомлению с историей происхождения и использования человеком металлов, керамики, фарфора и т.д.
Основными целями при этом могут быть следующие:
- посмотреть, каким образом, обогащая друг друга, развивались наука химия и архитектура, декоративно-прикладное искусство (посуда, украшения и др.), скульптура и т.д. Как тесно переплетены различные, внешне очень далекие области человеческой деятельности.
- расширить и углубить запас научных знаний о веществах и материалах, химических реакциях и процессах, лежащих в основе получения этих веществ и материалов;
- познакомиться с миром искусства и увидеть связь между искусством и повседневной жизнью.
Уроки, которые мы проводим с учениками, используя музейные экспонаты:
Химия
8 класса по темам
- Т/Б на уроках химии
- М. В Ломоносов
- Д. И. Менделеев
- Кислород
- Выращивание кристаллов
9 класса по темам
1.Углерод
- Угольная промышленность Иркутской области
- Сокровища Алмазного фонда
- Графит
2. Кремний
- Кварц
- Горный хрусталь
- Розовый кварц
- Дымчатый кварц
- Агаты
- Аметист
- Сердолик
- Тигровый глаз
- Силикатная промышленность
3. Железо
- Железные руды
- Николаевский завод
4. Алюминий
- Сапфир
- Рубин
- Корунд
5. Щелочноземельные металлы
- Карбонатные руды (мел, мрамор, известняк)
- Жемчуг
- Перламутр
- Месторождения мрамора в Иркутской области
- Новоафонская пещера
- Поваренная соль
10 класс по темам
1. Природные источники углеводородов Иркутской области
- Верхнечонское месторождение
- Коввыктинское месторождение
- Марковское месторождение
- Братское газоконденсатное месторождение
- Шухов Владимир Григорьевич
- Дулисминское месторождение
- А. Нобель
11 Класс
- Д.И. Менделеев
- М. Фарадей
- Мария и Пьер Кюри
- Руды
- Малахит
Музейные уроки биологии проводятся с целью закрепления и углубления знаний учащихся по темам учебного курса непосредственно на экспозиции музея, которая является не только "иллюстрацией" к рассказу, но и источником для изучения биологических объектов.
Биология
9 и 11 классы
- Просхождение человека
- История развития жизни на Земле
- Эволюция органического мира
- Палеонтологические методы доказательства эволюции
- Янтарь - застывшая история
География
- Горные породы
- Угольная промышленность Иркутской области
- Полезные ископаемые Иркутской области
- Николаевский завод
- Богат ли Братский район полезными ископаемыми?
- Углеводородное сырьё Иркутской области
Внеклассная работа
Классные часы
- Геологический музей Вернадского
- Иркутский минералогический музей
- Геологический музей БрГУ
- Шунгит - камень чистой воды
- Чарующий чароит
- Жемчуг
- Малахит
- Нефрит
Деловые игры
- Оникс
- Янтарь – камень солнца
- Камнесамоцветное сырьё Иркутской области
- Полезные ископаемые Иркутской области
- Углеводородное сырьё Иркутской облсти
- Храни меня, мой талисман
- Чарующий мир кристалла (В гостях у хозяйки медной горы)
Экскурсии
- Геологический музей БрГУ
- Насекомые в янтаре (музей БГС)
- Выставка динозавров (музей БГС)
- Выставка минералов (музей БГС)
- Катастрофы человеческого тела (музей БГС)
Методичка «Выращивание кристаллов»
Захватывающие перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики. Виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; демонстрировать шедевры в самой необычной среде. Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, можно проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду. Виртуальный музей имеет большое значение для жителей удаленных районов, где нет музеев. С помощью интернета ученики могут побывать и в Алмазном фонде, и в Новоафонской пещере, и познакомиться с Геологическим музеем Вернадского, и побывать в Дарвиновском музее.
Мы создали пособие «Деловые игры на уроках химии и географии», экскурсии «Мир камня» и диск с презентациями для проведения экскурсий.