Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся – важное направление развития детей младшего школьного возраста. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое воспитание при правильной организации педагогической работы способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Поэтому необходимо разнообразить виды деятельности школьников по изучению природы, для удовлетворения их потребностей и интересов. Поиск решения обозначенных вопросов, а также необходимость модернизации экологического воспитания учащихся привели коллектив ЧОУ «Братской Православной гимназии» к разработке программы по внеурочной деятельности «Наш город – наш дом», где краеведческий принцип по формированию экологической культуры учащихся является ведущим.
Актуальность:
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, загрязнением почвы, воды, атмосферы, неразумным использованием природных ресурсов, недостаточной эффективностью очистных сооружений, систем очистки воздуха, проблема сохранения окружающей природы и улучшения экологической обстановки особенно остро стоит в городе Братске. А изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с школьного возраста. Обретение экологического мышления, экологической культуры, экологического сознания – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты). Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.
Практическая часть программы направлена на:
- исследование экологии города;
- изучение экосистем и достопримечательностей Братска;
- навыки ориентирования и выживания в диких условиях.
Это обусловливает развитие у наших воспитанников экологической культуры и ответственное отношение к природе, укрепляет гуманистические начала в каждой личности.
Цель программы:
- Выявить источники загрязнения окружающей среды в городе Братске и найти пути решения экологических проблем загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека;
- Апробировать систему внеклассных занятий, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников.
Задачи программы:
- Выявить причины загрязнения окружающей среды в городе Братске.
- Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
- Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Вид организации деятельности воспитанников и обучающихся:
- познавательно – исследовательский,
- практико – ориентировочный,
- долгосрочный.
Формы занятий экологического кружка:
- уроки на пришкольном участке, на улицах города;
- уроки - заседания экологического совета
- урок – игра и т.д.
Сроки реализации – 4 года
Возраст воспитанников - с 1 - 4 классы (7- 11 лет)
Описание места курса внеурочной деятельности:
Программа «Наш город – наш дом» направлена на краткосрочные проекты, на которые требуются выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых продуктов, их обсуждение и оценка.
Социальный спрос:
Развитие навыков экологически безопасного поведения и ЗОЖ. Формирование опыта конструктивного социального поведения в окружающем мире:
- Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
- Экологическое мышление; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
- Способность планировать рациональный режим дня и отдыха и следовать ему.
- Умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности.
- Навыки оценки собственного функционального состояния; представление о рациональном питании.
- Негативное отношение к разного рода зависимостям.
- Умение оказывать первую медицинскую помощь.
Формы работы:
Беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории, практикум оказания первой помощи, творческая работа и т. д.
Формы, методы и средства организации:
- традиционные;
- активные, инновационные:
- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные часы;
- проектные задачи;
- экологические праздники и мероприятия;
- участие в экологических НПК и олимпиадах;
- конкурсы;
- собрания;
- практическая помощь природе – изготовление кормушки;
- субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
У детей сформируются:
- экологическая культура, экологические знания;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- обретут навыки природоохранной деятельности нашего города;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности;
- сформируют активную жизненную позицию.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы города;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия:
- мотивация к учебной деятельности в рамках формирования экологической культуры, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем по экологии города Братска.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от известного;
- знать отличительные особенности природного и животного мира нашего города.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- применять на практике полученные знания и умения;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
- работать в парах и рабочих группах.
Формы подведения итогов.
Формой подведения итогов могут быть выставки работ детского творчества, игра, практикум, экскурсия, наблюдение, викторины.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в школьных выставках, городских, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках, играх, практикумах, экскурсиях, наблюдениях, НПК.
Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов для реализации разработки:
- Учебный класс со специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео, коллекционного материала.
- Библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Экологические словари.
- Коллекционный и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты, лепбуки и другие материалы).
- Наличие специальных технических и лабораторных средств обеспечения практических работ по оценке состояния окружающей среды (тест - комплекты, комплекты-лаборатории, приборы для определения физических параметров окружающей среды, средства отбора проб, химические материалы и реактивы, средства индивидуальной защиты для лабораторных и полевых работ, лабораторные инструменты и принадлежности).