Внеклассное занятие "Дорога к Доброте"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: доброта


Цель: формирование представлений о доброте.

Задачи:

  • продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека;
  • закреплять знания о вежливых словах;
  • способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть доброе в каждом человеке;
  • формировать понимание необходимости уважения личности каждого;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.

Планируемый результат:

  • Понимание значения доброты, доброго поведения человека;
  • Осознание учащимися связи доброты и доброго поступка;
  • Выражение своего понимания к прочитанному и услышанному на занятии;
  • В сердечках детей добра станет немного больше и никогда они не останутся равнодушными к чужой беде.

Оборудование: клубок ниток, картинка «Волшебные ворота», словарь С.Ожегова, Библия, медаль «Самый добрый человек класса», плакаты с пословицами, с названиями улиц, картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино.

Ход мероприятия

1. Организация начала мероприятия

2. Введение в тему

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Всего через несколько минут мы с вами отправимся по дороге к доброте. На этой дороге нам придется идти по нескольким улицам и переулкам. Итак, двигаемся в путь. Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу (картинка «Волшебные ворота»).

Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка.)

(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот»)

Учитель: - Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на Улицу Улыбки (плакат с названием Улицы Улыбки).

Стихи об улыбке

1-й ученик:

Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Что б не за грош, и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!

2-й ученик

Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

Учитель: - Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми. Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов (плакат с названием Улицы добрых слов).

Учитель: - Что же такое доброта и кто такой добрый человек?

Дети: (примерные ответы): Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.

Учитель: - Какого человека можно назвать добрым?

Дети: (добрый человек – это тот, кто любит людей, бережѐт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).

Учитель: - А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова.

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный,
добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

- Каждое из этих качеств состоит из двух слов.

Давайте подумаем над значением каждого слова:

Добро-детельный,
Добро-душный,
Добро-желательный,
Добро-нравный,
Добро-сердечный,
Добро-совестный

3. Обсуждение

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Ответы детей)

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность)

- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей)

- А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей)

- А хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

* Есть такая священная книга – Библия. В Библии сказано: ― ...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

*Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждыйребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, любили его, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки невызывали у других разочарование и чувство несправедливости.

- Итак, на улице добрых слов мы вспомним хорошие слова. Я буду называть слова, а Вы называть противоположные по смыслу:

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Грубость – вежливость
Ложь - правда
Ленивый – трудолюбивый
Грязный - чистый
Двойка - пятерка

Учитель: - А теперь вспомним вежливые слова. Когда мы приходим в школу, что мы говорим? («Здравствуйте, доброе утро»)

- А когда уходим из школы? («До свидания»)

- После принятия пищи что мы говорим в столовой поварам? («Спасибо»)

- А когда что-то нужно спросить, что нужно сказать? («Пожалуйста»)

- А есть еще много других добрых слов.

- Далее выходим на Переулок сказки.

- Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму
человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться, учиться быть вежливым и культурным человеком. Помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает Зло.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой

Учитель: - Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.

(Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино).

- Чем отличаются такие сказочные герои, как Айболит, Герда, Папа Карло, Кот в сапогах от других героев: Бабы-Яги, карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

- Послушайте стихотворение.

О.Григорьев «Дедушка»

Дедушка нѐс тяжѐлый мешок.
Думает дедушка: – Кто бы помог?
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
Вам не помочь донести мешок?
Снять помогите! – сказал старичок.

Учитель: – Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?

– Как вы расцениваете данную ситуацию? (Всякая помощь должна быть вовремя)

- Теперь я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое вы недавно совершили.

После передачи клубочка всем детям мы видим, что мы все связаны одной ниткой. Вот так все связаны добрыми делами и должны жить в доброте. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также должны быть связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга, нужно соблюдать правила вежливости, о которых мы сейчас говорили.

- Давайте проведѐм небольшое исследование.

- Поднимите руку те, кто считает себя добрым.

- А теперь я вам раздам бланки для ответов в виде цветочков, и вы в них напишите имена двух самых добрых ребят в нашем классе. (Дети пишут).

- Пока идет подсчет голосов, мы сходим на Улицу пословиц.

Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мудрые пословицы.

Давайте прочитаем их и подумаем об их значении.

Дети:

Добру человек у человека учится.
Доброму - все друзья.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Где добро, там исчезает зло.
Доброта кончается радостью.
Кто хорошо начинает, тот хорошо кончает.
От доброго слова мир радуется.
Доброму слову цены нет.
Доброта не имеет границ.
Доброе слово - золотой ключ.

4. Подведение итогов

Учитель: - Давайте подведѐм итог нашего исследования и узнаем, кто получил больше всех голосов? (Вручение медали “Самый добрый человек класса”)

- Спасибо за занятие.

5. Рефлексия

- Итак, дети, что понравилось на занятии?

- Что же лучше: доброта или богатство?

- Какая бывает красота?

- Какая красота важнее: внутренняя или внешняя?

- Какое у вас настроение после занятия?