Задачи урока
-
Образовательные:
- формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия;
- повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт веществ», «Строение сердца»;
- формирование навыков работы с учебником и раздаточным материалом.
- Развивающие: развить умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
-
Воспитательные:
- прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам.
- воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование:
- таблицы «Строение сердца», «Работа сердца»;
- модель «Сердце», образы электрокардиограмм.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать биологическую терминологию;
- рассмотреть строение сердца;
Метапредметные:
- регулятивные:
-
самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
-
обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
-
работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Ход урока
1. Орг. момент и этап мотивация к учебной деятельности
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая, - я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира - мира живых организмов?»
2. Актуализация знаний
Выполнение задания учащимися по инструктивной карточке.
1. Работа по инструктивной карточке №1.
Учитель предлагает учащимся заполнить схему «Клапаны сердца» и таблицу, посвящённую особенностям строения отдельных частей сердца. а) Составьте схему.
б) Заполните таблицу
Часть сердца |
Особенности строения |
Функции |
Околосердечная сумка |
|
|
Левое предсердие |
|
|
Левый желудочек |
|
|
Правое предсердие |
|
|
Правый желудочек |
|
|
2. Двум ученикам предлагается выполнить задание у доски - закончить схему малого и большого кругов кровообращения.
Малый круг кровообращения
Большой круг кровообращения
3. Подготовьте ответы на вопросы:
1) Из каких отделов состоит сердце?
2) Каковы особенности строения артерий, вен и капилляров?
3) Какова связь строения кровеносных сосудов с их функциями?
4) Как изменяется кровь в малом круге кровообращения?
5) Как изменяется кровь в большом круге кровообращения?
3. Изучение нового материала
1. Учитель. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые и по сей день.
Во все века сердце было в почёте у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нём! Послушайте отрывок из стихотворения Э.Межелайтса «Сердце».
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
2. Учитель предлагает решить проблему: почему сердце работает в течение всей жизни без утомления. (Учащиеся записывают в тетрадях свои предложения.)
3. Учитель просит выполнить работу №103 в рабочей тетради и заполнить таблицу
Сердечный цикл
Фазы сердечного цикла |
Предсердия |
Желудочки |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. Учитель. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают выводы.
1. Сердце сокращается 60-70 раз в минуту и при каждом сокращении выбрасывает в сосуды 60-70 см3 крови. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжёлой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается. Например, у спортсменов-бегунов во время бега на спортивных соревнованиях частота сердечных сокращений может доходить до 250 в минуту.
2. У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90, а в 20 лет и старше - 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95.
3. Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их и автоматией.
5. Учитель. Что необходимо для выполнения любой работы? Откуда сердце получает энергию?
Учитель показывает рисунок препарата кровеносных сосудов сердца и приводит следующие данные.
Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердце 1/20 часть, т. е. в 10 раз больше. Это говорит о том, что в сердце идёт интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.
Работа сердца, как и любая другая работа, измеряется произведением веса поднятого груза (в килограммах) на высоту (в метрах).
За день, если человек не совершает тяжёлой работы, сердце сокращается свыше 100 тысяч раз, за год - около 40 миллионов раз, а за 70 лет жизни - почти 3 миллиарда раз.
6. Учащимся предлагается выполнить работу в парах по инструктивной карточке №2, на которой изображена кривая биотоков сердца (ЭКГ) человека. Нужно объяснить, что отражает каждый из пяти зубцов (P,Q,R,S,T).
7. Затем учитель предлагает выполнить практическую работу «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».
4. Этап включения в систему знаний
А. Выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов.
1. Артерии - это:
А) сосуды, содержащие артериальную кровь;
Б) сосуды, содержащие венозную кровь;
В) сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
Г) сосуды, по которым кровь течёт от сердца;
Д) сосуды, по которым течёт смешанная кровь.
2. Венозная кровь течёт:
А) только по артериям;
Б) только по венам;
В) по венам и по лёгочным артериям;
Г) по артериям и лёгочным венам;
Д) по лёгочным артериям и лёгочным венам.
3. Большой круг кровообращения:
А) начинается в правом желудочке, заканчивается в правом предсердии;
Б) начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии;
В) начинается в левом желудочке, заканчивается в левом предсердии;
Г) начинается и заканчивается в левом желудочке;
Д) начинается и заканчивается в правом желудочке.
4. К нервным клеткам сердца подходят нервные окончания:
А) тройничного нерва;
Б) добавочного нерва;
В) блуждающего нерва;
Г) отводящего нерва;
Д) лицевого нерва.
5. Пульсовое давление - это:
А) давление в артериях в момент сокращения сердца;
Б) разница между давлением крови в артериях и венах;
В) разница между максимальным и минимальным артериальным давлением;
Г) давление крови в точках прощупывания пульса;
Д) разница между давлением в аорте и капиллярах.
6. Время полного круговорота крови у взрослого человека в состоянии покоя составляет:
А) 10 сек;
Б) 28 сек;
В) 1 мин;
Г) 2 мин;
Д) 1 час.
7. Кроветворными органами у человека являются:
А) печень и двенадцатиперстная кишка;
Б) селезёнка и сердце;
В) красный костный мозг и сердце;
Г) селезёнка и красный костный мозг;
Д) сердце и стенки крупных сосудов.
8. Каким учёным был разработан электрокардиографический метод?
А) Н. Н. Пироговым;
Б) У. Гравей;
В) И. П. Павловым
Г) А. Ф. Самойловым;
Д) И. И. Мечниковым.
Ответы:
1 - г |
6 - в |
2 - в |
7 - б |
3 - в |
8 - в |
4 - б |
9 - г |
5 - в |
10 - г |
Б. Установите соответствие:
1. Установите соответствие между различными типами сосудов и скоростью движения крови в них. | |
1) аорта; |
А) 20-25 см в секунду; |
2) капилляры; |
Б) 30-40 см в секунду; |
3) полные вены; |
В) 0,5-0,6 см в секунду. |
2. Установите соответствие между тонам сердца и причинами, приводящими к их появлению. |
|
1) первый тон; |
А) захлопывание полулунных клапанов; |
2) второй тон; |
Б) захлопывание створчатых клапанов; |
Ответы:
1. 1) - б 2) - в 3) - а |
2. 1) - б 2) - а
|
В. Восстановите последовательность.
1. Расположите слои сердца от внутреннего к наружному:
А) перикард;
Б) миокард;
В) эндокард;
Г) эпикард.
2. Расположите различные кровеносные сосуды в порядке увеличения в них кровяного давления:
А) аорта;
Б) крупные вены;
В) капилляры;
Г) мелкие вены.
3. Восстановите последовательность действия при определении кровяного давления с помощью сфигмоманометра:
А) накачивание воздуха в манжету;
Б) надевание манжеты;
В) фиксация величины систолического давления;
Г) фиксация остановки пульса;
Д) фиксация появления пульса;
Е) выпускание воздуха из манжеты;
Ж) фиксация нижней границы сильных колебаний стрелки манометра;
З) фиксация диастолического давления;
И) дальнейшее выпускание воздуха из манжеты.