Урок по теме «Работа сердца»

Разделы: Биология

Класс: 8


Задачи урока

  • Образовательные:
    • формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия;
    • повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт веществ», «Строение сердца»;
    • формирование навыков работы с учебником и раздаточным материалом.
  • Развивающие: развить умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
  • Воспитательные:
    • прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам.
    • воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование:

  • таблицы «Строение сердца», «Работа сердца»;
  • модель «Сердце», образы электрокардиограмм.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • знать биологическую терминологию;
  • рассмотреть строение сердца;

Метапредметные:

  • регулятивные:
      самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
    • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
  • коммуникативные:
      обсуждать в рабочей группе информацию;
    • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
    • выражать свои мысли и идеи.
  • познавательные:
      работать с учебником;
    • находить отличия;
    • составлять схемы-опоры;
    • работать с информационными текстами;
    • объяснять значения новых слов;
    • сравнивать и выделять признаки;
    • уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения работать с учебником.
  • Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  • Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  • Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Ход урока

1. Орг. момент и этап мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая, - я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира - мира живых организмов?»

2. Актуализация знаний

Выполнение задания учащимися по инструктивной карточке.

1. Работа по инструктивной карточке №1.

Учитель предлагает учащимся заполнить схему «Клапаны сердца» и таблицу, посвящённую особенностям строения отдельных частей сердца. а) Составьте схему.

б) Заполните таблицу

Часть сердца

Особенности строения

Функции

Околосердечная сумка

Левое предсердие

Левый желудочек

Правое предсердие

Правый желудочек

2. Двум ученикам предлагается выполнить задание у доски - закончить схему малого и большого кругов кровообращения.

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

3. Подготовьте ответы на вопросы:

1) Из каких отделов состоит сердце?

2) Каковы особенности строения артерий, вен и капилляров?

3) Какова связь строения кровеносных сосудов с их функциями?

4) Как изменяется кровь в малом круге кровообращения?

5) Как изменяется кровь в большом круге кровообращения?

3. Изучение нового материала

1. Учитель. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые и по сей день.

Во все века сердце было в почёте у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нём! Послушайте отрывок из стихотворения Э.Межелайтса «Сердце».

Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

2. Учитель предлагает решить проблему: почему сердце работает в течение всей жизни без утомления. (Учащиеся записывают в тетрадях свои предложения.)

3. Учитель просит выполнить работу №103 в рабочей тетради и заполнить таблицу

Сердечный цикл

Фазы сердечного цикла

Предсердия

Желудочки

1.

2.

3.

4. Учитель. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся делают выводы.

1. Сердце сокращается 60-70 раз в минуту и при каждом сокращении выбрасывает в сосуды 60-70 см3 крови. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжёлой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается. Например, у спортсменов-бегунов во время бега на спортивных соревнованиях частота сердечных сокращений может доходить до 250 в минуту.

2. У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90, а в 20 лет и старше - 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95.

3. Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их и автоматией.

5. Учитель. Что необходимо для выполнения любой работы? Откуда сердце получает энергию?

Учитель показывает рисунок препарата кровеносных сосудов сердца и приводит следующие данные.

Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердце 1/20 часть, т. е. в 10 раз больше. Это говорит о том, что в сердце идёт интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.

Работа сердца, как и любая другая работа, измеряется произведением веса поднятого груза (в килограммах) на высоту (в метрах).

За день, если человек не совершает тяжёлой работы, сердце сокращается свыше 100 тысяч раз, за год - около 40 миллионов раз, а за 70 лет жизни - почти 3 миллиарда раз.

6. Учащимся предлагается выполнить работу в парах по инструктивной карточке №2, на которой изображена кривая биотоков сердца (ЭКГ) человека. Нужно объяснить, что отражает каждый из пяти зубцов (P,Q,R,S,T).

7. Затем учитель предлагает выполнить практическую работу «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

4. Этап включения в систему знаний

А. Выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов.

1. Артерии - это:
А) сосуды, содержащие артериальную кровь;
Б) сосуды, содержащие венозную кровь;
В) сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
Г) сосуды, по которым кровь течёт от сердца;
Д) сосуды, по которым течёт смешанная кровь.

2. Венозная кровь течёт:
А) только по артериям;
Б) только по венам;
В) по венам и по лёгочным артериям;
Г) по артериям и лёгочным венам;
Д) по лёгочным артериям и лёгочным венам.

3. Большой круг кровообращения:
А) начинается в правом желудочке, заканчивается в правом предсердии;
Б) начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии;
В) начинается в левом желудочке, заканчивается в левом предсердии;
Г) начинается и заканчивается в левом желудочке;
Д) начинается и заканчивается в правом желудочке.

4. К нервным клеткам сердца подходят нервные окончания:
А) тройничного нерва;
Б) добавочного нерва;
В) блуждающего нерва;
Г) отводящего нерва;
Д) лицевого нерва.

5. Пульсовое давление - это:
А) давление в артериях в момент сокращения сердца;
Б) разница между давлением крови в артериях и венах;
В) разница между максимальным и минимальным артериальным давлением;
Г) давление крови в точках прощупывания пульса;
Д) разница между давлением в аорте и капиллярах.

6. Время полного круговорота крови у взрослого человека в состоянии покоя составляет:
А) 10 сек;
Б) 28 сек;
В) 1 мин;
Г) 2 мин;
Д) 1 час.

7. Кроветворными органами у человека являются:
А) печень и двенадцатиперстная кишка;
Б) селезёнка и сердце;
В) красный костный мозг и сердце;
Г) селезёнка и красный костный мозг;
Д) сердце и стенки крупных сосудов.

8. Каким учёным был разработан электрокардиографический метод?
А) Н. Н. Пироговым;
Б) У. Гравей;
В) И. П. Павловым
Г) А. Ф. Самойловым;
Д) И. И. Мечниковым.

Ответы:

1 - г

6 - в

2 - в

7 - б

3 - в

8 - в

4 - б

9 - г

5 - в

10 - г

Б. Установите соответствие:

1. Установите соответствие между различными типами сосудов и скоростью движения крови в них.

1) аорта;

А) 20-25 см в секунду;

2) капилляры;

Б) 30-40 см в секунду;

3) полные вены;

В) 0,5-0,6 см в секунду.

2. Установите соответствие между тонам сердца и причинами, приводящими к их появлению.

1) первый тон;

А) захлопывание полулунных клапанов;

2) второй тон;

Б) захлопывание створчатых клапанов;

Ответы:

1.

1) - б

2) - в

3) - а

2.

1) - б

2) - а

В. Восстановите последовательность.

1. Расположите слои сердца от внутреннего к наружному:
А) перикард;
Б) миокард;
В) эндокард;
Г) эпикард.

2. Расположите различные кровеносные сосуды в порядке увеличения в них кровяного давления:
А) аорта;
Б) крупные вены;
В) капилляры;
Г) мелкие вены.

3. Восстановите последовательность действия при определении кровяного давления с помощью сфигмоманометра:
А) накачивание воздуха в манжету;
Б) надевание манжеты;
В) фиксация величины систолического давления;
Г) фиксация остановки пульса;
Д) фиксация появления пульса;
Е) выпускание воздуха из манжеты;
Ж) фиксация нижней границы сильных колебаний стрелки манометра;
З) фиксация диастолического давления;
И) дальнейшее выпускание воздуха из манжеты.