Формирование действия моделирования на примере урока окружающего мира «Мы – жители Вселенной»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Перспектива», Вселенная, Планеты Солнечной системы


Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО: «использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» должны быть сформированы у выпускника 4 класса [6].

В примерной программе УМК «Перспектива» по предмету окружающий мир также представлены познавательные УУД по работе с моделями: «анализируют объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков».

Применение метода моделирования развивает речь, мышление, творческие способности, сенсорную сферу обучающегося. Всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и помогает им устанавливать связи, существующие в природе [1].

Е.Ф. Козина трактует понятие моделирование – как действие по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной) [3].

А.В. Миронов выделяет следующие типы моделирования: материальные (глобус, термометр, головной мозг) и знаково-символические (схемы, диаграммы, таблицы)[4].

Модель важна для того, чтобы понять, как устроен объект - его структура, основные свойства и взаимодействия с окружающим миром.Никакая модель не в силах заменить само явление, но когда нам интересны свойство изучаемого процесса или явления, модель является довольно полезным инструментом исследования [2].

Процесс моделированиявозможно представить в виде последовательности следующих этапов:

объект - модель - изучение модели - знания об объекте.

Модель - это наглядный материальный заменитель объектов, который отражает их структуру, признаки и позволяет отвлечься от несущественных характеристик исследуемого природного предмета или явления. Также, она предоставляет возможность не только рассмотреть то, или иное явление, но и осязать, проводить с ним различные манипуляции. В качестве моделей могут выступать: описание, изображение, схема, график, макет, проект.

Проследить за формированием приема действия моделирования возможно на следующем примере урока по предмету «окружающий мир».

Модель: материальная.

Класс: 2

Тема: «Мы – жители Вселенной» [5].

УМК: «Перспектива».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания обучающихся о планетах Солнечной системы посредством создания модели: «Планеты Солнечной системы».

Планируемые предметные результаты:

  • знают порядок планет Солнечной системы;
  • выделяют существенные признаки модели;
  • создают модель планет Солнечной системы.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

  • представляют информацию в виде модели;
  • делают выводы и обобщения.

Регулятивные результаты:

  • осуществляют действие контроля.

Коммуникативные результаты:

  • работают в группах;
  • сотрудничают с учителем.

Планируемые личностные результаты:

  • проявляют интерес к учебному процессу.

Оборудование: картон черного цвета, пластилин, зубочистка, проволока.

Ход урока

Учитель сообщает тему урока и план предстоящей работы.

Класс делится по группам(в каждой группе по 3 обучающихся).

У каждой группы на партах находятся все необходимые материалы для создания модели планет Солнечной системы.

Учитель предлагает обучающимся создать при помощи предоставленного оборудования модель планет Солнечной системы.

По завершению обучающимися создания модели планет Солнечной системы, учитель спрашивает, является ли их получившаяся работа моделью и по каким существенным признакам они это определили.

После, учитель представляет учащимся реальную (материальную) модель, просит сравнить со своей моделью и также выделить существенные признаки.

Далее, происходит процесс создания материальной модели планет Солнечной системы обучающимися совместно с учителем.

Шаг 1: возьмите лист картона черного цвета и пластилин.

Шаг 2: для создания Солнца смешайте оранжевый, желтый и белый цвета. Скатайте шар и расположите его по центру картона.

Шаг 3: для создания 9 планетарных орбит возьмите пластилин белого цвета и раскатайте его на тонкие нити.

Шаг 4: для создания Меркурия потребуется пластилин коричневого, серого и белого цветов. Придайте планете форму шара и зубочисткой проделайте кратеры.

Шаг 5: Венеру сделайте из коричневого, серого и черного цветов. Рельеф проделайте тонкой проволокой.

Шаг 6: для планеты Земля потребуется пластилин синего, зеленого, желтого цветов.

Шаг 7: для планеты Марс потребуется пластилин черного и оранжевого цветов.

Шаг 8: для планеты Юпитер потребуется пластилин коричневого, бежевого и оранжевого цвета. Скатайте шар так, чтобы на нем цветовые остались полосы.

Шаг 9: для Сатурна потребуется пластилин коричневого, бежевого и оранжевого цветов.Не забудьте, что у Сатурна имеется кольцо.

Шаг 10: для планеты Уран потребуется пластилин синих оттенков.

Шаг 11: для планеты Нептун потребуется пластилин синего цвета.

Шаг 12: для планеты Плутон потребуется пластилин серого и белого цвета.

Шаг 13: Прикрепите планеты к картону.

Рефлексия:

  1. Получилась ли у нас модель?
  2. Какие существенные признаки важны для определения модели?
  3. Что представляет собой Солнечная система?
  4. На какие две группы делятся планеты?
  5. Какие планеты относятся к земной группе?
  6. На какой планете есть жизнь?
  7. Назовите планеты-гиганты.
  8. Назовите самую большую планету.

Метод моделирования играет важнейшую роль в обучении. Благодаря данному методу, активизируется познавательная деятельность обучающихся, которая помогает им устанавливать связи, существующие в природе. Учащиеся лучше усваивают и запоминают учебный материал, который они произвели своими руками – в ходе осуществления практической деятельности.

Список используемой литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  2. Гайсина, Р.С. Моделируя - познаем мир: воспитание и обучение/ Р.С.Гайсина // Начальная школа. – 2006 - №9. с. 67-71.
  3. Козина Е.Ф. Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия».
  4. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): Учеб. пос. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  5. Плешаков А.А. Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. - М.: изд. «Просвещение», 2015.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование. / Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 2011г.