Урок №1 «Основы светской этики», автор А.Я.Данилюк
Цель урока: Знакомство с новым курсом «Основы светской этики» и создание условий для формирования нравственных ценностей: любви к Родине, своему краю, своему народу, гражданской позиции школьника.
Задачи:
- Раскрыть сущность и основные принципы курса «Основы светской жизни».
- Уточнить знания о России, малой Родине, познакомить с понятиями «духовный мир», «культурные традиции».
- Формировать умения работать с текстом и понятиями.
- Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Оборудование: учебник «Основы светской этики», карта России, презентация «Россия - Родина моя», символы государства: герб, флаг, гимн России.
Ход урока
I. Введение в курс
- Добрый день! Мы с вами начинаем изучение нового предмета. Предмет этот необычный, он отличается от других тем, что здесь не будет проверочных и контрольных работ, не будет оценок. На этих уроках мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение и давать оценку какому-либо рассказу или ситуации. Предмет называется «Основы светской этики».
- Как вы понимаете слова «ЭТИКА», «Светская этика»?
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность[].
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее]. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Этика
1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская этика. Врачебная этика. Этика. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы.
В других словарях
1. Философское учение о морали (в 1 знач), ее развитии, нормах и ро ли в обществе
2. Совокупность норм поведения, мораль какой-н общественной группы, профессии Врачебная, Научная, прил. этический. Этические нормы ...
Русский толковый словарь В.В.Лопатина
1) Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.
2) Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п. ...
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
этики, мн. нет, ж. (от греч. йthos - обычай).
1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материалистическая этика.
2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика. ...
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
II. Знакомство с учебником
- Просмотрите учебник, полистайте его, какая страница и тема вас заинтересовала?
Краткая беседа:
- Какие понятия мы будем рассматривать на этих уроках?
- Как вы думаете, зачем вводится этот курс?
Светская этика даст нам знания, которые помогут совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Создание эмоционального настроя.
III. Сообщение темы урока. Целеполагание
Чтение отрывка на фоне музыки.
Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Что выражает автор этими строками? (Восхищение и любовь к своей Родине)
Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте тему урока.
«Россия – наша Родина»
На этом уроке мы раскроем смысл следующих понятий:
Родина | материальный мир |
Россия |
духовный мир |
Отечество |
культурные традиции |
Данные понятия написаны на доске и у каждого ученика на карточке.
Детям предлагается отметить на карточке своё осознание значения каждого понятия.
- Выберите слова-синонимы. Какой смысл, какое значение имеют эти слова?
РОДИНА - страна, в которой человек родился, живет и трудится; исторически принадлежащая тому или иному народу, территория с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и нравов.
ОТЕЧЕСТВО - отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство...
- Как эти слова связаны с Россией? Что вы знаете о России?
Россия - Российская Федерация. Какие символы государства вы знаете?
- Что такое государственный флаг?
- Государственный герб? Гимн государства?
- Когда звучит государственный гимн и поднимается флаг России?
Все торжественные мероприятия: встреча глав государства, вручение государственных наград, победы спортсменов… всегда сопровождаются поднятием флага и звучанием гимна страны. Прошу всех встать.
ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ
IV. Работа по учебнику
Стр 4
Прочитайте 1-2 абзацы и дополните предложения на карточке:
Имя страны, в которой мы живём……… (Российская Федерация)
Коротко нашу страну называют …… (Россия)
Уважительно нашу страну называют….. (Отечество)
Любовно мы называем нашу страну… (Родина)
Проверка выполнения задания.
- Откуда произошло слово Родина?
Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.
(Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
Родственные слова к слову родина:
- Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
- Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
- Родня – родственники.
- Родословная – перечень поколений одного рода.
В.И.Даль: «Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит. Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»
К.Д.Ушинский: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»)
V. Работа с картой
Наша Родина очень велика. Протяженность с севера на юг -4.000 км, а с запада на восток -10.000 км. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Россия - самая большая страна в мире. Её площадь более 17 125 191 кв. км. Российская Федерация состоит из 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономной области, 4 автономных округа, 3 города федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью
Поэт Исаковский написал строки:
«Касаясь трёх великих океанов
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…»
Первичное закрепление
Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, Покажите на карте нашу малую Родину. Как называется главный город страны?
В каждом государстве есть самый главный город – столица. Как правило, здесь находятся органы государственной власти, живут руководители государства. Уже более 300 лет столицей России является Москва. Этот город дорог каждому россиянину. А сколько стихов, песен, картин и фильмов посвящено Москве!
Московский Кремль
В центре Москвы находится Кремль – сердце России. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля высятся старинные соборы – Успенский, Архангельский и Благовещенский. Все цари и императоры России венчались на царство в главном храме страны – Успенском соборе. В Кремле находится президенция Президента России и его рабочий кабинет. Президент России приносит клятву на верность России в Большом Кремлевском дворце. Каждый раз, когда наступает Новый год, к нам с экранов телевизора из Кремля обращается президент страны и желает нам всем счастья в наступающем году. После чего нам показывают Спасскую башню Кремля, а на ней главные в стране часы-куранты, и под бой курантов все люди нашей страны загадывают желание, в надежде, что оно сбудется.
Красная площадь
Самые главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраиваются военные парады, концерты, торжественные шествия. Сюда идут все впервые приехавшие в Москву. На Красной площади расположены известные всему миру Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, мавзолей В.И.Ленина. Москва давно стала одним из главных символов России. Наша столица не раз подвергалась опасности, но россияне отважно защищали ее. Стремясь не пустить Наполеона в Москву, солдаты бились на Бородинском поле. В войне с фашистской Германией не позволили врагу захватить столицу. Знаменитыми стали слова защитников города: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»
Физминутка.
VI. Формирование понятий материальный и духовный мир через практическую работу
Словесное рисование. Закройте глаза и нарисуйте, мысленно картину на тему «Моя малая Родина» Выслушивание рассказов детей.
Мир, который нас окружает, бесконечен и многообразен.
У каждого ученика на парте вырезанная из бумаги фигура человечка и 10 кругов из бумаги. Задание: «Представьте, что Человечек – это вы. Возьмите 5 кругов и на каждом напишите, что вас окружает. Предполагается, что в основном, дети напишут: дом, школа, родители, друзья, игрушки, … т.е. объекты материального мира.
В ходе беседы выясняем, есть ли у каждого из детей дорогие им люди, любимые книги, музыка, знания, … Это тоже наш мир. Вводится понятие духовный мир.
Записываем на оставшихся 5 кругах примеры из своего духовного мира. Распределяем полоски вокруг фигуры человечка, располагая с одной стороны примеры материального мира, я с другой – духовного. Ещё раз уточняем данные понятия.
Формирование понятия Культурные традиции:
Работа с текстом учебника. Читаем текст (стр. 5), обсуждаем в группах и заполняем таблицу
«В каждой семье, в каждом доме, в каждом народе, стране есть свои традиции. Они передавались от отца к сыну. По ним жили наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость»
Работа в парах
Культурные традиции – это | |||
Религиозные - нормы |
|||
Культурные традиции основаны на… |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
Привести примеры культурных традиций своей семьи.
Проверка работы.
VII. Рефлексия
Инд. Карточка. Корректируем своё понимание изученных понятий. Анализируем. Делаем выводы.
Поставьте
- «+» - понимаете понятие и можете его объяснить.
- «–» - не понимаю.
- «?» - сомневаюсь.
Родина материальный мир Россия духовный мир Отечество культурные традиции |
+ знаю ? сомневаюсь |
Составление синквейна. Дети выполняют в группе. Например, слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
- Россия
- Необъятная любимая
- процветает крепнет развивается
- Россия - загадка. Каждый аз узнаю что-то новое.
- Моя родина.
VIII. Подведение итогов: соедини пословицы
Из Москвы, как с большой горы, |
всё видно. |
Москва от глаз далека, |
да сердцу близка. |
Русский человек |
добро помнит. |