Россия – наша Родина. Основы светской этики. 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: Россия, Основы светской этики


Урок №1 «Основы светской этики», автор А.Я.Данилюк

Цель урока: Знакомство с новым курсом «Основы светской этики» и создание условий для формирования нравственных ценностей: любви к Родине, своему краю, своему народу, гражданской позиции школьника.

Задачи:

  • Раскрыть сущность и основные принципы курса «Основы светской жизни».
  • Уточнить знания о России, малой Родине, познакомить с понятиями «духовный мир», «культурные традиции».
  • Формировать умения работать с текстом и понятиями.
  • Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», карта России, презентация «Россия - Родина моя», символы государства: герб, флаг, гимн России.

Ход урока

I. Введение в курс

- Добрый день! Мы с вами начинаем изучение нового предмета. Предмет этот необычный, он отличается от других тем, что здесь не будет проверочных и контрольных работ, не будет оценок. На этих уроках мы будем учиться рассуждать, высказывать своё мнение и давать оценку какому-либо рассказу или ситуации. Предмет называется «Основы светской этики».

- Как вы понимаете слова «ЭТИКА», «Светская этика»?

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность[].

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее]. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Этика

1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская этика. Врачебная этика. Этика. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы.

В других словарях

1. Философское учение о морали (в 1 знач), ее развитии, нормах и ро ли в обществе

2. Совокупность норм поведения, мораль какой-н общественной группы, профессии Врачебная, Научная, прил. этический. Этические нормы ...

Русский толковый словарь В.В.Лопатина

1) Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.

2) Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п. ...

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

этики, мн. нет, ж. (от греч. йthos - обычай).

1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материалистическая этика.

2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика. ...

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

II. Знакомство с учебником

- Просмотрите учебник, полистайте его, какая страница и тема вас заинтересовала?

Краткая беседа:

- Какие понятия мы будем рассматривать на этих уроках?

- Как вы думаете, зачем вводится этот курс?

Светская этика даст нам знания, которые помогут совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Создание эмоционального настроя.

III. Сообщение темы урока. Целеполагание

Чтение отрывка на фоне музыки.

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Что выражает автор этими строками? (Восхищение и любовь к своей Родине)

Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте тему урока.

«Россия – наша Родина»

На этом уроке мы раскроем смысл следующих понятий:

Родина

 материальный мир

Россия

 духовный мир

Отечество

 культурные традиции

Данные понятия написаны на доске и у каждого ученика на карточке.

Детям предлагается отметить на карточке своё осознание значения каждого понятия.

- Выберите слова-синонимы. Какой смысл, какое значение имеют эти слова?

РОДИНА - страна, в которой человек родился, живет и трудится; исторически принадлежащая тому или иному народу, территория с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и нравов.

ОТЕЧЕСТВО - отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство...

- Как эти слова связаны с Россией? Что вы знаете о России?

Россия - Российская Федерация. Какие символы государства вы знаете?

- Что такое государственный флаг?

- Государственный герб? Гимн государства?

- Когда звучит государственный гимн и поднимается флаг России?

Все торжественные мероприятия: встреча глав государства, вручение государственных наград, победы спортсменов… всегда сопровождаются поднятием флага и звучанием гимна страны. Прошу всех встать.

ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ

IV. Работа по учебнику

Стр 4

Прочитайте 1-2 абзацы и дополните предложения на карточке:

Имя страны, в которой мы живём……… (Российская Федерация)

Коротко нашу страну называют …… (Россия)

Уважительно нашу страну называют….. (Отечество)

Любовно мы называем нашу страну… (Родина)

Проверка выполнения задания.

- Откуда произошло слово Родина?

Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

(Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

Родственные слова к слову родина:

  • Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
  • Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
  • Родня – родственники.
  • Родословная – перечень поколений одного рода.

В.И.Даль: «Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит. Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»

К.Д.Ушинский: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»)

V. Работа с картой

Наша Родина очень велика. Протяженность с севера на юг -4.000 км, а с запада на восток -10.000 км. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Россия - самая большая страна в мире. Её площадь более 17 125 191 кв. км. Российская Федерация состоит из 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономной области, 4 автономных округа, 3 города федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью

Поэт Исаковский написал строки:

«Касаясь трёх великих океанов
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…»

Первичное закрепление

Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, Покажите на карте нашу малую Родину. Как называется главный город страны?

В каждом государстве есть самый главный город – столица. Как правило, здесь находятся органы государственной власти, живут руководители государства. Уже более 300 лет столицей России является Москва. Этот город дорог каждому россиянину. А сколько стихов, песен, картин и фильмов посвящено Москве!

Московский Кремль

В центре Москвы находится Кремль – сердце России. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля высятся старинные соборы – Успенский, Архангельский и Благовещенский. Все цари и императоры России венчались на царство в главном храме страны – Успенском соборе. В Кремле находится президенция Президента России и его рабочий кабинет. Президент России приносит клятву на верность России в Большом Кремлевском дворце. Каждый раз, когда наступает Новый год, к нам с экранов телевизора из Кремля обращается президент страны и желает нам всем счастья в наступающем году. После чего нам показывают Спасскую башню Кремля, а на ней главные в стране часы-куранты, и под бой курантов все люди нашей страны загадывают желание, в надежде, что оно сбудется.

Красная площадь

Самые главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраиваются военные парады, концерты, торжественные шествия. Сюда идут все впервые приехавшие в Москву. На Красной площади расположены известные всему миру Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, мавзолей В.И.Ленина. Москва давно стала одним из главных символов России. Наша столица не раз подвергалась опасности, но россияне отважно защищали ее. Стремясь не пустить Наполеона в Москву, солдаты бились на Бородинском поле. В войне с фашистской Германией не позволили врагу захватить столицу. Знаменитыми стали слова защитников города: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

Физминутка.

VI. Формирование понятий материальный и духовный мир через практическую работу

Словесное рисование. Закройте глаза и нарисуйте, мысленно картину на тему «Моя малая Родина» Выслушивание рассказов детей.
Мир, который нас окружает, бесконечен и многообразен.
У каждого ученика на парте вырезанная из бумаги фигура человечка и 10 кругов из бумаги. Задание: «Представьте, что Человечек – это вы. Возьмите 5 кругов и на каждом напишите, что вас окружает. Предполагается, что в основном, дети напишут: дом, школа, родители, друзья, игрушки, … т.е. объекты материального мира.
В ходе беседы выясняем, есть ли у каждого из детей дорогие им люди, любимые книги, музыка, знания, … Это тоже наш мир. Вводится понятие духовный мир.
Записываем на оставшихся 5 кругах примеры из своего духовного мира. Распределяем полоски вокруг фигуры человечка, располагая с одной стороны примеры материального мира, я с другой – духовного. Ещё раз уточняем данные понятия.

Формирование понятия Культурные традиции:

Работа с текстом учебника. Читаем текст (стр. 5), обсуждаем в группах и заполняем таблицу

«В каждой семье, в каждом доме, в каждом народе, стране есть свои традиции. Они передавались от отца к сыну. По ним жили наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость»

Работа в парах

Культурные традиции – это

Религиозные - нормы

Культурные традиции основаны на…

1.

2.

3.

4.

Привести примеры культурных традиций своей семьи.

Проверка работы.

VII. Рефлексия

Инд. Карточка. Корректируем своё понимание изученных понятий. Анализируем. Делаем выводы.

Поставьте

  • «+» - понимаете понятие и можете его объяснить.
  • «–» - не понимаю.
  • «?» - сомневаюсь.

Родина материальный мир

Россия духовный мир

Отечество культурные традиции

+ знаю

 ? сомневаюсь

- не знаю

Составление синквейна. Дети выполняют в группе. Например, слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
  • Россия
  • Необъятная любимая
  • процветает крепнет развивается
  • Россия - загадка. Каждый аз узнаю что-то новое.
  • Моя родина.

VIII. Подведение итогов: соедини пословицы

Из Москвы, как с большой горы,

 всё видно.

Москва от глаз далека,

 да сердцу близка.

Русский человек

 добро помнит.