Рабочая программа "Развитие познавательного интереса через экспериментально-исследовательскую деятельность"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, рабочая программа, экспериментальная деятельность


Пояснительная записка

Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В.А.Сухомлинский

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, а исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние. И главная задача взрослых - развивать познавательный интерес и поисковую активность. 

В настоящее время проблема познавательного развития дошкольников представлена в Госстандарте. В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательный интерес ребенок удовлетворяет с помощью познавательных действий.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Такие действия ведут к познавательному развитию.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Таким образом, с введением ФГОС ДО, экспериментальная деятельность получила новый толчок в развитии. По требованиям стандарта в виде целевых ориентиров дошкольного образования, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Следствием чего является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?». Что имеет большое значение в работе с детьми с нарушениями речи.

Использование экспериментально-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и мн. др. По мнению Н.Н.Поддъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Китайская пословица гласит: “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда.”

Актуальность

Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Поэтому в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В ходе эксперимента дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

За использование этого метода обучения и развития детей выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и многие другие.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах современных педагогов: Н.Н.Поддъякова, А.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, И.Э.Куликовой, Н.Н.Совгир, А.И.Савенковой, О.В.Афанасьевой.

Актуальной остается эта проблема и в настоящее время. Одно дело просто знакомить дошкольников с природой, давать им готовые знания, а другое - позволить детям самим найти решение проблемы или свойства какого-либо объекта природы. В решении этого вопроса очень помогает возможность детского экспериментирования в дошкольном учреждении.

Особенно актуальна проблема развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. А также нарушение речи в связи с недостаточностью развития высших психических функций: внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков. Для этих детей характерно отсутствие стойкого интереса к познавательным видам деятельности. Дети быстро утомляются, их внимание неустойчивое, страдает и эмоционально-волевая сфера: дети не умеют выразить свое настроение, отношение к ситуации. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, познанию нового – это основная проблема, с которой сталкиваются педагоги коррекционного детского сада.

Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск. Педагог ставит перед собой задачу: обучить детей с ОВЗ не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связями и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Экспериментальная деятельность осуществляется в совместной деятельности со всей группой или подгруппой детей 1-2 раза в неделю. В начале и конце года провожу диагностику. Для детей второй младшей группы и средней использую диагностику, разработанную Прохоровой Людмилой Николаевной (кандитат педагогических наук, психолог высшей квалификационной категории) и педагогом и доктором психологических наук Барановой Эльвирой Авксентьевной. Эти методики позволяют нам выяснить отношение к экспериментальной деятельности исформированности познавательного интереса у младших и средних дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста применяю диагностику на выявление уровня овладения исследовательской деятельности, предложенную Савенковым А.И. (доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ)

Содержание программы включает в себя 5 блоков: «Живая природа», «Неживая природа», «Человек», «Физические явления», «Рукотворный мир».

Название блока

Вторая младшая

Средняя группа

Старшая
группа

Подготовительная группа

Блок «Живая природа»

1час
15 минут

3 часа
5 минут

3часа
50 минут

4часа

Блок «Неживая природа»

1 час
35 минут

2 часа
25 минут

4 часа
5 минут

5 часов
25 минут

Блок «Физические явления»

40минут

1 час
5 минут

1час
35 минут

1час
55 минут

Блок «Человек»

20 минут

40 минут

50минут

1 час

Блок «Рукотворный мир»

25 минут

1 час

1 час
15 минут

2 часа
50 минут

Всего часов

4 часа
15 минут

8 часов
15 минут

11часов
35 минут

15 часов
10 минут