Проблемы адаптации и факторы риска для обучающихся школы при переходе с дистанционной на очную форму обучения. Консультация для педагогов (из опыта работы школы № 1798 «Феникс»)

Разделы: Школьная психологическая служба


В течение трёх недель ребята посещают школу в очном формате. Что изменилось в поведении ребят? Каким образом протекает адаптация в условиях пост-карантинного периода?

Определённо, это время серьезных испытаний в школьной жизни наших детей, связанное с необходимостью заново привыкать к школьному коллективу, обязанностям, новому распорядку дня и каждый ребенок переживает и осознает по-своему. Выявить проблемы адаптации обучающихся к школе помогает диагностика посредством наблюдения за поведением, успеваемостью, тестирования, опроса учителей и родителей. Цель - определить и устранить факторы, снижающие уровень школьной мотивации, предотвратить развитие проблем психологического характера.

Перед выходом ребят 6-11 классов с дистанционной формы обучения на очную форму психологи провели опрос на предмет их психоэмоционального самочувствия. Мнения учащихся разделились. 43% учеников ответили, что чувствовали себя дома лучше, чем когда посещали школу; 36% респондентов уставали дома сильнее; 17% опрошенных отметили, что всё осталось по-прежнему. Те ребята, которые выполняли задания качественно и в срок, испытывали сильное утомление на ДО по сравнению с очной формой, так как большую часть времени они оставались за компьютером. На вопрос об общении со сверстниками 57% учащихся ответили, что им не хватало реального общения, работы на уроках в группах и в парах. При этом у 35% опрошенных ребят настроение в период ДО было «подавленным», угнетённым. На вопрос об образовательных результатах по предметам 47% учащихся ответили, что результаты обучения ухудшились, и только 12% опрошенных ответили, что лучше усвоили материал. Остальные не отметили никаких изменений вообще.

Также было установлено, что 53% учащихся не желали бы использовать ДО в дальнейшнм. 36% опрошенных - напротив, хотели бы использовать дистанционную форму обучения для образовательных целей.

Результаты анкетирования учащихся 6-11 классов школы №1798 выявили проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья обучающихся в условиях «дистанцирования» как всей жизнедеятельности, так и образовательной деятельности. Мы можем с уверенностью утверждать, что ДО оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.

Сейчас детям больше всего необходима помощь специалистов, повсеместно психологическая поддержка детей и подростков, в том числе в школах.

Анализ результатов исследования.

В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода.

Дети буквально засыпают на уроках, им трудно сконцентрироваться и удержать внимание, педагоги рассказывают о случаях обмороков детей. Причин у этого много. Почти постоянное пребывание дома, снижение физической активности неизбежно привело к тому, что режим дня у детей нарушился.

Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, у некоторых детей возникают негативные переживания: тревога за отметки, за то, чтобы всё успеть на уроке, быстрая утомляемость от ранних подъёмов.

На уроках страдает концентрация внимания. Постоянное местонахождение дома, снижение физической активности, неизбежно привело к нарушению режима дня. Три месяца дети поздно ложились спать, отвыкли вставать рано, отвыкли себя контролировать. Некоторые параллельно занимались несколькими делами одновременно, причём не касающимися непосредственно учебных предметов.

В целях снижения стресса и риска сенсорной перегрузки,

Рекомендуемые меры помощи:

Установите временные правила поведения на уроках: к примеру, можно менять положение тела за партой чаще обычного (и без ваших замечаний), можно встать за конторку, можно выйти из класса ненадолго.

Одна из основных проблем «пост-карантинного синдрома» - боязнь снижения успеваемости. Ребята боятся получить плохие отметки.

Рекомендуемые меры помощи:

Важно осознать, что именно пугает ребёнка. Озвучить, проговорить свои опасения. Временно снизить уровень требований и контроля, поначалу не ставить плохих оценок. Важно определить границы этого отрезка времени и озвучить это детям.

Первое время дети могут бояться устных публичных ответов, особенно у доски. Буквально теряют «дар речи». Помните об этом и по возможности проводите проверочные работы по итогам удалённого обучения в письменной форме.

Эффективными будут такие формы работы, как творческие ответы и презентации в малых группах, работа на уроках в парах. Командная работа снизит страх устных ответов, желание выходить к доске также вернётся постепенно. Нередко за период ДО по возвращению в классные коллективы могут возникнуть новые конфликты либо обостриться прежние разногласия. Некоторым скромным, неуверенным в себе детям может показаться, что они вообще разучились общаться офлайн.

В стенах нашего образовательного комплекса наиболее уязвимыми оказались 8-е классы - 11% учащихся ликуют, что вернулись в классы, однако 89 % восьмиклассников грустят по «удалёнке». Здесь наиболее эффективным является способ общения индивидуально с каждым учащимся. В процессе общения необходимо стараться демонстрировать понимание и заботу о ребятах. В результате проведённого педагогического опроса учащихся 8 классов по психологическому состоянию на момент возвращения к очной форме обучения в целях профилактики было принято решение провести классный час на тему: «Минусы и плюсы удалёнки».

В 9-х классах школы некоторые ответы носили оттенок неудовольствия по поводу ранних подъёмов по утрам, невозможности перекусить и пообщаться в чатах, когда захочешь, и при этом параллельно основному обучению, с выключенной камерой. При этом 42% обучающихся не хотели уходить с дистанционной формы обучения.

При этом наиболее часто выбираемая тема классных часов в 9-х классах - это «Снова в школу», в рамках которых обсуждаются вопросы «мягкой» адаптации ребят к образовательному процессу. Классные руководители нашей школы освещают следующие проблемные вопросы:

  • «Чаты или офлайн? Плюсы и минус разных форм общения»;
  • «Мои ожидания от школы»;
  • «Аудитория или команда»;
  • «Как изменился мой класс после дистанта».

Некоторые старшие классы (10-е) воспользовались идеей проведения тимбилдинга. Проведение ролевых игр, динамических перемен, направленных на профилактику травли и конфликтов.

Чтобы преодолеть сложности, связанные с внеурочной деятельностью, вовлекайте ребят в проектную деятельность - это могут быть индивидуальные и командные проекты.

Одной из серьёзных психологических причин ДО является перестройка на индивидуальный ритм работы. По этой причине, некоторым ребятам мешает присутствие всего класса, раздражает, многие устают. Первоначально, надо быть готовым к тому, что дети будут работать в своём собственном темпе. Замедление темпа учебной деятельности отмечено у 31% старшеклассников школы № 1798. При этом 20% учащихся испытывали стресс в следствие форсирования учебной деятельности педагогами на уроках. А 11% учащихся адаптировались в течение 1 месяца, так как учителя на уроках постепенно и планомерно увеличивали долю совместных заданий. Учитывали индивидуальный темп деятельности каждого учащегося, добиваясь, скорее, качества выполняемого задания, нежели скорости и количества.

Требования опять подчиняться непривычным и сложным установкам вызывают внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:

  • гиперподвижностью, суетливостью;
  • стремлением привлечь больше внимания; скованностью;
  • рассеянностью; застенчивостью;
  • психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.

Адаптация - это перестройка организма и психики на работу в изменившихся условиях. Поэтому организм тоже должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация.

Со временем (2-3 недели) школьная обстановка, одноклассники и учителя становятся детям опять привычными, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию.

Школьникам будет необходим «переключатель режимов», постепенно привыкнуть, перейти с отдыха на работу. Такой процесс занимает около 15 дней и требует внешнего контроля со стороны учителей и родителей в семье. Родителям, в свою очередь, необходимо наладить контакт с собственным ребёнком, так как психологические проблемы рождаются из-за дефицита общения со сверстниками.

Список литературы

  1. Высшая школа экономики. Современная аналитика образования. № 4 (53) 2021. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн.
  2. Голованова Ю. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения. Актуальные задачи педагогики. Материалы 6 Международной научной конференции. Издательство «Молодой учёный», 2021, с. 163-167.
  3. Учительская газета. № 5, 2.02.2021. Дистант, прощай! Или учёба лежа в постели.
  4. Штыхно Д., Константинова Л., Гагиев Н. Переход ВУЗов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. Открытое образование. Т. 24, № 5, 2020.