Программа элективного курса для обучающихся 10-го класса «Искусство презентации»

Разделы: Иностранные языки

Класс: 10


Пояснительная записка

Необходимость совершенствования языковой подготовки обучающихся образовательных учреждений общего и среднего (полного) образования Министерства образования Российской Федерации предусматривает серьезное расширение возможностей по приобретению иноязычной языковой компетенции.

На всех этапах обучения учащиеся сталкиваются с потребностью презентации разного рода материала в связи с определённой учебной ситуацией, социальной ролью или профессиональными задачами. Фактически, требования, предъявляемые к нам "веком информации" таковы, что необходимость проводить презентации становится частью нашей повседневной жизни. Эффективная презентация требует от нас способности осуществлять коммуникацию и устанавливать отношения с другими людьми. Хотя эти навыки относятся к самым базовым, обучение им, как правило, не входит в программу традиционного образования и профессиональной подготовки.

Цель элективного курса «Искусство презентации»  - предложить учащимся важнейшие практические навыки коммуникации и отношений, необходимые для эффективной презентации, участие в ежегодном городском конкурсе проектов на иностранных языках “Lingua Project” на базе МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда».

Задачи элективного курса:

  • обучить основам построения презентации,
  • обучить приёмам эффективного представления материала,
  • расширить знания об основных техниках работы с представляемым материалом,
  • обучить основным стратегиям поведения в трудной языковой ситуации,
  • развить умения работы с аудиторией,
  • совершенствовать умения в устной речи согласно предложенной тематике.

Данный курс рекомендуется в качестве элективного для обучающихся 10 класса, изучающих английский язык по УМК «Starlight 10» (Звездный английский. 10 класс), Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др.

Изучение основного и элективного курсов по иностранному языку должно носить взаимосвязанный  и взаимодополняющий характер, что обеспечит более эффективное формирование  речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Пособие, которое предлагается для прохождения элективного курса «On Screen B1+/ Presentation Skills», Эванс В., Дули Д. содержит аналогичное с УМК Starlight 10 языковое наполнение и идентичную тематическую направленность. Так, первый модуль учебника «Спорт и развлечение», связан тематически с разделом элективного курса «Стиль жизни», второй модуль учебника «Еда, здоровье и безопасность» удачно дополняется разделом «Здоровое питание», третий модуль «Время путешествий» можно расширить интересным материалом из раздела элективного курса «Путешествия», четвёртый модуль «Вопросы окружающей среды» успешно соотносится с дискуссионным клубом в разделе «Протяни руку природе» и пятый модуль учебника «Современная жизнь» перекликается как с содержанием курса в целом, так и с отдельными темами «Язык жестов», «Умение держаться на публике», «Социальные роли» и другими.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по иностранным языкам. Английский язык: Сборник. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранным языкам.- М.: АСТ; Астрель, 2006.

В основу элективного курса положено учебное пособие “On Screen B1+/Presentation Skills” Express Publishing, Эванс В., Дули Д. предназначенное для подготовки старшеклассников к презентации творческих, исследовательских, практико-ориентированных и социальных проектов, также развивает умения самопрезентации при выполнении различных социальных задач. По мере прохождения курса совершенствуются навыки владения языком уровень В2 по общеевропейской шкале, что соответствует образовательному стандарту основного общего и среднего (полного) общего образования.

Программа реализует следующие функции:

  • информационно-методическую (позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании и о специфике предлагаемого курса);
  • организационно-планирующую (определяет количественные и качественные характеристики учебного материала);
  • контролирующую (задавая требования к содержанию, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов).

Срок реализации рабочей программы элективного курса – полугодие. Курс рассчитан на  17 часов и проводится в режиме 1 час в неделю.

Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате прохождения элективного курса ученик должен

знать/понимать:

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения,
  • языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем,
  • новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию,
  • лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;

уметь:

говорение

  • защищать проект, рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, описывать события, излагать факты, делать сообщения,
  • вести диалог с аудиторией (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию), используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

аудирование

  • понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на иностранном языке в различных ситуациях общения,
  • понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, выборочно извлекать из них необходимую информацию,
  • оценивать важность, новизну информации, определять свое отношение к ней;

чтение

  • читать аутентичные тексты разных стилей при поиске информации для презентации  (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

  • использовать грамотную и лексически насыщенную письменную речь при составлении текста слайдов презентации, текстов выступлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  • расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
  • расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
  • участия в профильно-ориентированных интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
  • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

Требуемый личностный результат:

  • формирование мотивации к изучению английского языка;
  • осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры.

Требуемый метапредметный результат:

  • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
  • развитие смыслового чтения;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, ролевая игра

Формы контроля: тестовые задания, проверочные работы, словарные диктанты, опрос диалогов, собеседование, дискуссия, письменные задания.

На занятиях элективного курса предлагается использовать элементы следующих педагогических технологий:

  1. Технология развивающего обучения.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Технология обучения в сотрудничестве.
  4. Технология интенсивного обучения.
  5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Учебно-тематический план

Тема

Контроль

1

Введение. Типы презентаций

диагностический

2

Язык тела

текущий

3

Возможности информационно-коммуникационных технологий

текущий

4

Стиль жизни

текущий

5

Исследование: Выживание в космосе

текущий

 

Обобщение. Проект «Моя вселенная»

промежуточный

6

Карьера знаменитых людей

диагностический

7

Известные художники

текущий

8

Клуб по защите окружающей среды

текущий

9

Протяни руку природе

текущий

10

Церемония награждения. Особенности организации

текущий

 

Обобщение. Проект «Пределы возможного»

промежуточный

11

Публичное выступление

диагностический

12

Техники поведения перед аудиторией

текущий

13

Работа с аудиторией

текущий

 

Обобщение. Проект «Самопрезентация»

промежуточный

14

Здоровый образ жизни

текущий

15

Здоровое питание

текущий

 

Обобщение. Проект «Мой выбор»

промежуточный

16

Речь на торжественных церемониях. Виды, особенности

текущий

17

Виды и уместность тостов и торжественных пожеланий.

текущий

 

Подведение итогов. Конкурс проектов на иностранных языках.

итоговый

Содержание элективного курса

Занятие 1. Введение. Что такое презентация. Виды презентаций. Структура и особенности представления материала.

Занятие 2. Особенности передачи информации. Невербальное общение. Как расположить к себе собеседника.

Занятие 3. Возможности ИКТ в представлении информации. Культура оформления сообщения. Эстетические и художественные приёмы. Структура презентации.

Занятие 4. Тема. Стиль жизни. Чтение аутентичного текста. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.

Занятие 5. Исследование. Выживание в условиях космического полёта. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией. Обобщение. Создание группового проекта «Моя вселенная».

Занятие 6. Тема. Карьера знаменитых людей. Выбор персонажа для индивидуального исследования. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.

Занятие 7. Тема. Известные художники. Выбор художника для индивидуального исследования. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.

Занятия 8, 9. Клуб по защите окружающей среды. Управляемая дискуссия по теме. Круглый стол «Мы в ответе за будущее».

Занятие 10. Тема. Церемония награждения. Особенности организации и структура торжественной речи. Организация церемонии награждения победителей и призёров одного из текущих конкурсов в гимназии.

Занятие 11. Тема. Публичное выступление. Виды публичных выступлений. Самопрезентация. Содержание выступления и психологическая подготовка. Обобщение. Проект «Пределы возможного».

Занятие 12. Техники поведения перед аудиторией. Что такое НЛП?

Занятие 13. Работа с аудиторией. Если хочешь получить ответ, задай правильно вопрос. Виды вопросов. Возможности риторического вопроса. Ритм речи. Интонация. Обобщение. Проект «Самопрезентация».

Занятие 14. Тема. Здоровый образ жизни. Чтение аутентичного текста. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.

Занятие 15. Здоровое питание – залог здоровья или путь к анорексии? Управляемая дискуссия по теме. Круглый стол. Обобщение. Проект «Мой выбор».

Занятие 16.  Речь на торжественных церемониях. Виды, особенности.

Занятие 17. Виды и уместность тостов и торжественных пожеланий. Подведение итогов. Выбор темы индивидуального или группового проекта. Подготовка к городскому конкурсу проектов на иностранных языках “Lingua Project”.

Литература для обучающихся

  1. Эванс В., Дули Д. On Screen B1+/Presentation Skills. - Express Publishing, 2015.

Литература (источники) для учителя

  1. Книга для учителя Эванс В., Дули Д. On Screen B1+/Presentation Skills. - Express Publishing, 2015.
  2. Разножанровые серии обучающих подкастов.
    1. http://www.bbc.co.uk/russian/;
    2. http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english/;
    3. http://www.098880.com/2006/10/university_podc.html;
    4. http://www.biblioclub.ru/podcast.php;
    5. http:/m.7ya.ru/podcast/)

3. Обучающие видео ролики

  1. http://englishgu.ru/tag/audirovanie/
  2. http://englishgu.ru/learn-english-video-subtitles/
  3. http://www.bbc.co.uk/nature/collections
  4. http://russian-crafts.com/russian-folk-tales.html
  5. http://www.magickeys.com/books/index.html
  6. http://englishmylife.ucoz.ru/index/audirovanie/0-29
  7. коллекция Extra English http://video.yandex.ru/users/knight9393/collection/3/

Дополнительная литература

  1. Бельская И.Л. Англо-русский  словарь с грамматическим справочником. – М.: Юнипресс, 2008 – 5 шт.
  2. Дубровин М.И. Современный англо-русский словарь. – М.: Цитадель, 2010 – 3 шт.
  3. Жданова И.Ф. Орфографический словарь английского языка. М.: Диалог, 2000 – 3 шт.