Пояснительная записка
Необходимость совершенствования языковой подготовки обучающихся образовательных учреждений общего и среднего (полного) образования Министерства образования Российской Федерации предусматривает серьезное расширение возможностей по приобретению иноязычной языковой компетенции.
На всех этапах обучения учащиеся сталкиваются с потребностью презентации разного рода материала в связи с определённой учебной ситуацией, социальной ролью или профессиональными задачами. Фактически, требования, предъявляемые к нам "веком информации" таковы, что необходимость проводить презентации становится частью нашей повседневной жизни. Эффективная презентация требует от нас способности осуществлять коммуникацию и устанавливать отношения с другими людьми. Хотя эти навыки относятся к самым базовым, обучение им, как правило, не входит в программу традиционного образования и профессиональной подготовки.
Цель элективного курса «Искусство презентации» - предложить учащимся важнейшие практические навыки коммуникации и отношений, необходимые для эффективной презентации, участие в ежегодном городском конкурсе проектов на иностранных языках “Lingua Project” на базе МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда».
Задачи элективного курса:
- обучить основам построения презентации,
- обучить приёмам эффективного представления материала,
- расширить знания об основных техниках работы с представляемым материалом,
- обучить основным стратегиям поведения в трудной языковой ситуации,
- развить умения работы с аудиторией,
- совершенствовать умения в устной речи согласно предложенной тематике.
Данный курс рекомендуется в качестве элективного для обучающихся 10 класса, изучающих английский язык по УМК «Starlight 10» (Звездный английский. 10 класс), Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др.
Изучение основного и элективного курсов по иностранному языку должно носить взаимосвязанный и взаимодополняющий характер, что обеспечит более эффективное формирование речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Пособие, которое предлагается для прохождения элективного курса «On Screen B1+/ Presentation Skills», Эванс В., Дули Д. содержит аналогичное с УМК Starlight 10 языковое наполнение и идентичную тематическую направленность. Так, первый модуль учебника «Спорт и развлечение», связан тематически с разделом элективного курса «Стиль жизни», второй модуль учебника «Еда, здоровье и безопасность» удачно дополняется разделом «Здоровое питание», третий модуль «Время путешествий» можно расширить интересным материалом из раздела элективного курса «Путешествия», четвёртый модуль «Вопросы окружающей среды» успешно соотносится с дискуссионным клубом в разделе «Протяни руку природе» и пятый модуль учебника «Современная жизнь» перекликается как с содержанием курса в целом, так и с отдельными темами «Язык жестов», «Умение держаться на публике», «Социальные роли» и другими.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по иностранным языкам. Английский язык: Сборник. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранным языкам.- М.: АСТ; Астрель, 2006.
В основу элективного курса положено учебное пособие “On Screen B1+/Presentation Skills” Express Publishing, Эванс В., Дули Д. предназначенное для подготовки старшеклассников к презентации творческих, исследовательских, практико-ориентированных и социальных проектов, также развивает умения самопрезентации при выполнении различных социальных задач. По мере прохождения курса совершенствуются навыки владения языком уровень В2 по общеевропейской шкале, что соответствует образовательному стандарту основного общего и среднего (полного) общего образования.
Программа реализует следующие функции:
- информационно-методическую (позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании и о специфике предлагаемого курса);
- организационно-планирующую (определяет количественные и качественные характеристики учебного материала);
- контролирующую (задавая требования к содержанию, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов).
Срок реализации рабочей программы элективного курса – полугодие. Курс рассчитан на 17 часов и проводится в режиме 1 час в неделю.
Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате прохождения элективного курса ученик должен
знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения,
- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем,
- новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию,
- лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
уметь:
говорение
- защищать проект, рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, описывать события, излагать факты, делать сообщения,
- вести диалог с аудиторией (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию), используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
аудирование
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на иностранном языке в различных ситуациях общения,
- понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, выборочно извлекать из них необходимую информацию,
- оценивать важность, новизну информации, определять свое отношение к ней;
чтение
- читать аутентичные тексты разных стилей при поиске информации для презентации (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
- использовать грамотную и лексически насыщенную письменную речь при составлении текста слайдов презентации, текстов выступлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
- расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
- расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
- участия в профильно-ориентированных интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
- обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Требуемый личностный результат:
- формирование мотивации к изучению английского языка;
- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры.
Требуемый метапредметный результат:
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, ролевая игра
Формы контроля: тестовые задания, проверочные работы, словарные диктанты, опрос диалогов, собеседование, дискуссия, письменные задания.
На занятиях элективного курса предлагается использовать элементы следующих педагогических технологий:
- Технология развивающего обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология интенсивного обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Контроль |
1 |
Введение. Типы презентаций |
диагностический |
2 |
Язык тела |
текущий |
3 |
Возможности информационно-коммуникационных технологий |
текущий |
4 |
Стиль жизни |
текущий |
5 |
Исследование: Выживание в космосе |
текущий |
|
Обобщение. Проект «Моя вселенная» |
промежуточный |
6 |
Карьера знаменитых людей |
диагностический |
7 |
Известные художники |
текущий |
8 |
Клуб по защите окружающей среды |
текущий |
9 |
Протяни руку природе |
текущий |
10 |
Церемония награждения. Особенности организации |
текущий |
|
Обобщение. Проект «Пределы возможного» |
промежуточный |
11 |
Публичное выступление |
диагностический |
12 |
Техники поведения перед аудиторией |
текущий |
13 |
Работа с аудиторией |
текущий |
|
Обобщение. Проект «Самопрезентация» |
промежуточный |
14 |
Здоровый образ жизни |
текущий |
15 |
Здоровое питание |
текущий |
|
Обобщение. Проект «Мой выбор» |
промежуточный |
16 |
Речь на торжественных церемониях. Виды, особенности |
текущий |
17 |
Виды и уместность тостов и торжественных пожеланий. |
текущий |
|
Подведение итогов. Конкурс проектов на иностранных языках. |
итоговый |
Содержание элективного курса
Занятие 1. Введение. Что такое презентация. Виды презентаций. Структура и особенности представления материала.
Занятие 2. Особенности передачи информации. Невербальное общение. Как расположить к себе собеседника.
Занятие 3. Возможности ИКТ в представлении информации. Культура оформления сообщения. Эстетические и художественные приёмы. Структура презентации.
Занятие 4. Тема. Стиль жизни. Чтение аутентичного текста. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.
Занятие 5. Исследование. Выживание в условиях космического полёта. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией. Обобщение. Создание группового проекта «Моя вселенная».
Занятие 6. Тема. Карьера знаменитых людей. Выбор персонажа для индивидуального исследования. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.
Занятие 7. Тема. Известные художники. Выбор художника для индивидуального исследования. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.
Занятия 8, 9. Клуб по защите окружающей среды. Управляемая дискуссия по теме. Круглый стол «Мы в ответе за будущее».
Занятие 10. Тема. Церемония награждения. Особенности организации и структура торжественной речи. Организация церемонии награждения победителей и призёров одного из текущих конкурсов в гимназии.
Занятие 11. Тема. Публичное выступление. Виды публичных выступлений. Самопрезентация. Содержание выступления и психологическая подготовка. Обобщение. Проект «Пределы возможного».
Занятие 12. Техники поведения перед аудиторией. Что такое НЛП?
Занятие 13. Работа с аудиторией. Если хочешь получить ответ, задай правильно вопрос. Виды вопросов. Возможности риторического вопроса. Ритм речи. Интонация. Обобщение. Проект «Самопрезентация».
Занятие 14. Тема. Здоровый образ жизни. Чтение аутентичного текста. Представление полученной информации в соответствие с требованиями по оформлению презентации и работе с аудиторией.
Занятие 15. Здоровое питание – залог здоровья или путь к анорексии? Управляемая дискуссия по теме. Круглый стол. Обобщение. Проект «Мой выбор».
Занятие 16. Речь на торжественных церемониях. Виды, особенности.
Занятие 17. Виды и уместность тостов и торжественных пожеланий. Подведение итогов. Выбор темы индивидуального или группового проекта. Подготовка к городскому конкурсу проектов на иностранных языках “Lingua Project”.
Литература для обучающихся
- Эванс В., Дули Д. On Screen B1+/Presentation Skills. - Express Publishing, 2015.
Литература (источники) для учителя
- Книга для учителя Эванс В., Дули Д. On Screen B1+/Presentation Skills. - Express Publishing, 2015.
- Разножанровые серии обучающих подкастов.
3. Обучающие видео ролики
- http://englishgu.ru/tag/audirovanie/
- http://englishgu.ru/learn-english-video-subtitles/
- http://www.bbc.co.uk/nature/collections
- http://russian-crafts.com/russian-folk-tales.html
- http://www.magickeys.com/books/index.html
- http://englishmylife.ucoz.ru/index/audirovanie/0-29
- коллекция Extra English http://video.yandex.ru/users/knight9393/collection/3/
Дополнительная литература
- Бельская И.Л. Англо-русский словарь с грамматическим справочником. – М.: Юнипресс, 2008 – 5 шт.
- Дубровин М.И. Современный англо-русский словарь. – М.: Цитадель, 2010 – 3 шт.
- Жданова И.Ф. Орфографический словарь английского языка. М.: Диалог, 2000 – 3 шт.