На одном из уроков Искусства в восьмом классе ребята задали мне вопрос: «А зачем нам вообще нужно искусство?»
Что им ответить на такой, казалось бы, простой вопрос?
И я стала размышлять…
Мы живем в сложном и загадочном мире, ставящем перед нами почти каждый день множество вопросов, требующих ответов. Эти ответы иногда приходят к нам в результате познания и труда, а иногда в результате озарения…
Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное.
Для поиска ответа на вопрос моих учеников я обратилась к интернету, литературе, в том числе и к словарям (которых в моем кабинете ИЗО и МХК несколько) и к собственному (38-летнему) опыту педагогической деятельности. Чтобы выяснить «зачем нам нужно искусство?», нужно понять «что такое искусство?».
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты…Да-а-а, сложновато, пожалуй, для моих «недорослей».
Тогда я открыла Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Читаю ребятам: «Искусство» - 1).Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства. 2). Умение, мастерство, знание дела. Владение искусством шитья. 3). Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство.
Ну, вот, уже теплее… Уже понятнее. Тут и самые скептики встрепенулись, так сказать, включились в процесс: стали добавлять, перебивая друг друга, придумывать, сочинять…
Мы выяснили, что термин «искусство» может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение).
А если взять церковно-славянское «искусьство»? Так это – опыт, проба. А старо-славянское «искоусъ»? Опять – опыт.. Вот он – ответ на наш вопрос: искусство (наряду с наукой) – один из способов познания, мастерство, ремесло, творчество. Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим.
Я обращаю внимание ребят на тему «Искусство вокруг нас» в нашем учебнике по Искусству Сергеевой Г.П. и др. Читаем вместе: «Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство – это своеобразный учебник жизни».
Здорово сказано! Нельзя не согласиться!
А на «десерт», так сказать, цитирую отзыв об искусстве художника Валерия Рыбакова, члена Профессионального союза художников: «Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье».