Цель: расширять знания детей о войне; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну и свою малую родину.
Задачи:
- совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о защитниках Родины и их подвигах;
- воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края;
- исследовать историю своей семьи, вклад родных в Великую Победу.
Оборудование: плакаты о войне, аудиозаписи, детские открытки, презентации, фотографии, видеоролик.
Ход мероприятия
Фонограмма перезвона Кремлёвских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора.
Диктор. Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!
Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Ведущий 1. Год 1941. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Гитлеровская клика совершила чудовищный акт вероломства, разорвав пакет о ненападении на нашу страну. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной Войны. Смоленская область одной из первых встала на пути фашистской армии.
Ведущий 2. Сегодня мы на нашем классном часе будем говорить о борьбе советских людей с фашистскими захватчиками на территории Смоленщины и нашего родного города.
В направлении Смоленск—Москва наступала центральная группа немецко-фашистских армий в составе 51 дивизии. Эта группа была значительно усилена артиллерией, танками и самолетами. Неся большие потери в людях и технике, немецко-фашистские войска, после упорных кровопролитных боев, 15 июля ворвались в Смоленск. Здесь, в районе Смоленска, они были задержаны почти на три месяца. В боях под Смоленском, у Ярцева и Ельни нашли себе могилу многие тысячи немецких солдат и офицеров.
Ведущий 1. Вместе со всеми смолянами стремились внести свой вклад в разгром врага трудящиеся Гжатска и Гжатского района. С первых же дней войны на фронт ушла мужская часть населения, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Гжатчане выделили для фронта большое количество лошадей и повозок, автомашин и тракторов. Колхозы и трудящиеся района сдали для госпиталей много домашней птицы, масла, сыра, яиц, молока и других продуктов. Население города и района принимало участие в строительстве оборонительных сооружений — противотанковых рвов, завалов и т.д.
Ведущий 2. Лишь в октябре, сосредоточив дополнительные мощные силы, гитлеровцы сумели предпринять новое «генеральное» наступление на Москву, которое, как известно, закончилось для них провалом. Немецкие захватчики были задержаны на рубеже Калинин — Волоколамск — Наро-Фоминск. Однако для смолян октябрьское наступление немцев имело тяжелейшие последствия — к 12 октября Смоленская область была полностью оккупирована. 8 октября гитлеровцы захватили город Гжатск и Гжатский район.
Ученик
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский
Ведущий 1. На Смоленской улице фашисты устроили лагерь для военнопленных. Лагерь был обнесен колючей проволокой в 10 рядов. Брошенным туда пленным выдавали в день 50 граммов хлеба и кружку воды. Раненым и больным пленным не оказывалось никакой медицинской помощи. Под видом пленных фашисты содержали многих местных жителей. Из деревни Сноски 4 февраля 1942 года мужчины в возрасте от 16 до 55 лет были взяты в лагерь военнопленных.
Ведущий 2. Около 6 тысяч трудящихся Гжатского района были угнаны на каторгу в фашистскую Германию, в том числе более 600 детей в возрасте до 14 лет. Вначале гитлеровцы пытались придать этому вид вербовки, а потом просто хватали молодежь и насильно увозили ее. 900 жителей Гжатска, главным образом 15—16-летние подростки, также насильно были оторваны от своих семей и угнаны в фашистское рабство. Численность населения вследствие этого резко сократилась.
Ведущий 1. Город Гжатск (Гагарин) находился в оккупации с октября 1941 до марта 1943 года. «Нет зверей, способных совершить то, что совершили гитлеровцы в Вязьме и Гжатске, - писал в газете «Правда» Илья Эренбург. - Только машины, автоматы и роботы способны на столь бесчеловечные действия». Пока город был захвачен нацистами, около 12.000 жителей Гжатска были угнаны в плен на территорию Европы. Жителям было запрещено передвигаться из одной деревни в другую, сельские жители носили бирки с названием деревни и своим личным номером.
Ведущий 2. Однако местные жители активно оказывали сопротивление врагу. В мае 1942 года в Гжатском районе был создан комсомольско-молодежный партизанский отряд «Победа». Командиром его был Кирилл Новиков, комиссаром – Азар Дроздов. Юные бойцы сопротивления пустили под откос 70 железнодорожных эшелонов врага, уничтожили в боях порядка 1500 фашистских солдат и офицеров. В марте 1943 года отряд вошел в состав партизанского соединения «Тринадцать», которым командовал Герой Советского Союза С.В. Гришин Вместе с этим полком подрывники шли боевыми дорогами до лета 1944 года, когда на белорусской земле соединились с частями Красной Армии.
Ученик читает стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Ведущий 1. В 1973 году в парке был установлен памятник молодежному отряду. Он представляет собой бетонную стену, в верхней части которого на черном фоне видны лица мужчины и женщины. В нижней части постамента в минималистичном стиле изображены леса Гагаринского района, где сражались бойцы отряда.
Ведущий 2. В апреле 2015 года в парке Солнцева на аллее Партизан установили памятный камень Партизанскому отряду «Победа». 13 тонный камень установили на месте старой и обветшалой памятной плиты. На камне установлены таблички с указанием пути партизанского отряда «Победа» в составе соединения «тринадцать».
Юрий Гагарин в годы войны
Ученик
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -
Родина.
Ученик
А мы не стали памяти перечить,
Вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Ученик
Была зима и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Ученик
В годы войны было горя много.
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ведущий 1. 1 сентября 1941 года Юра Гагарин пошёл в местную школу. Но 12 октября в Клушино вошли немецкие части. Школа закрылась…
Ведущий 2. А времена были ужасные. Оккупанты присмотрели дом Гагариных под мастерскую и выгнали хозяев. Отец выкопал в огороде землянку, где и пришлось прожить почти три года.
Ведущий 1. А потом едва не случилась беда. Один из немецких офицеров ради забавы повесил малолетнего Борю Гагарина на шарфе. Решил сфотографировать – отправился за фотоаппаратом. В этот момент мать вытащила задыхавшегося посиневшего малыша из петли и убежала с ним из дома…
Ведущий 2. В другой раз немцами был избит Алексей Иванович, отец Юры, работавший на мельнице. Он отказался вне очереди смолоть зерно женщине, направленной немецкой комендатурой.
Ведущий 1. В марте 1943 года семью Гагариных постигла беда – угнали на работу в Германию Валентина и Зою. Но беде часто сопутствует и удача. Началось наступление советских войск, немецкие части в спешке отступали. В неразберихе Гагариным удалось бежать. Правда, домой они не вернулись – брат и сестра остались служить в армии. Валентин стал танкистом, Зоя устроилась в ветеринарную клинику при кавалерийской части. Позже они сообщили родителям, что с ними всё нормально. У Алексея Ивановича и Анны Тимофеевны отлегло от сердца.
Ведущий 2. 9 апреля 1943 года советские войска вошли в Клушино. Для сельчан тяжёлые времена закончились. И 1 сентября 1943 года Юра снова пошёл в школу – и снова в первый класс. Ему было уже 9 лет.
Учитель. Мы с вами ходили в музей на экскурсию «Военные уроки Юрия Гагарина», где племянница Юрия Алексеевича Филатова Тамара рассказала о том, как пережила семья Гагариных оккупацию, как дети в школе писали на газете чернилами из свекольного сока, и сами написали письмо своему прадедушке с помощью пера и свекольного сока.
Ведущий 1. Жизнь Гагариных постепенно входила в нормальное русло. Отгремела война. Валентин и Зоя вернулись в родные места и обзавелись собственными семьями. Юра и Боря подросли. Денег в семье стало больше – Алексей Иванович был отличным плотником. Заказов поступало много – Смоленщина отстраивалась после фашистского нашествия.
След моей семьи в Великой Отечественной войне
Ученик
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
Спасибо Армии России,
Нашим дедам и отцам!
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ПРАДЕДУШКАХ
Учащиеся исполняют песню «Прадедушка» (музыка А. Ермолова, слова М. Загота)
(Приложение №1 и Приложение №2)
Ведущий 1. Майский день 1945 года… знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах.
Ведущий 2. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни.
Ведущий 1. 1418 дней борьбы за Победу, ожидания Победы, неугасимой веры в то, что она настанет. Да, то майское утро было пронизано ликованием.
Ведущий 2. Но сквозь него проступала горечь скорби. Люди вспоминали тех, кого они потеряли. Это ликование и эта скорбь… теперь эти чувства с нами в День Победы…
Ученик
Победа сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной привкус –
Пот, и слёзы,
И кровь – солёные:
У победы солёный вкус.
Звучит праздничный салют, посвященный 9 мая – Празднику Победы.
Ведущий 1. Дорогие дети! Наш классный час, посвященный Великой Отечественной войне, окончен.
Литература
1. Орлов В.С., Чернобаев А.В. «Гжатск», Смоленское книжное издательство, 1957.