В современных условиях внедрения инновационных технологий в общеобразовательную школу, педагогическая наука выявила разрыв между возможностями старшеклассников и новейшими образовательными технологиями. Между этими современными инновационными технологиями, внедряемых в общеобразовательную школу, отсутствует надежное связующее звено, которое помогло бы научить каждого отдельного ученика (в первую очередь старшеклассника) к усвоению школьной программы.
Кроме этого, федеральный базисный учебный план ограничил максимально допустимую нагрузку учащихся, став тем самым на защиту его физико-психологического здоровья, а сокращение учебных часов придает актуальность вопросу углубляющегося несоответствия объёмов знаний к количеству времени, предусмотренному для их усвоения. Как известно, учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание» [3].
Таким связующим звеном между внедряемыми инновационными технологиями должно стать, мы считаем, школьное самообучение.
Самообучение (англ. self-instruction) - направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта [4]. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения лучше запоминаются, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим учеником.
Под школьным самообучением мы понимаем - самостоятельную познавательную, систематическую учебную деятельность, управляемую самим обучающимся (т.е. старшеклассником), которая направлена на совершенствование его образования. Роль учителя при этом заключается в том, что он должен помочь старшекласснику овладеть технологией самообучения и рационально использовать свое учебное и внеучебное время, иначе ученик вынужден будет получать новые знания и умения стихийным образом, в котором велик удельный вес проб и ошибок.
В научно-методических источниках очень хорошо описаны новейшие педагогические технологии (дифференцированное, развивающее, проблемное, модульное, опережающее, дистанционное обучения и др.), которые призваны решать различные учебные задачи, стоящие перед современной школой [1]. Многие из них апробированы в лицеях, колледжах, гимназиях, но в массовой общеобразовательной школе такие технологии еще в полной мере не «прижились».
Сегодня большинство педагогов согласны с тем, что цель школьного образования – не передача готового культурного и социального опыта (пусть даже в «хороших» технологиях), а формирование способов, умений и навыков самостоятельной образовательной учебной деятельности.
Поэтому создание технологии самообучения для старшеклассников могло бы решить многие педагогические проблемы, в числе которых мы выделяем следующие:
1. Создание модели непрерывного образования (о котором много говорят и пишут в научно-методической и популярной литературе), для которой технология самообучения станет основой в цепочке «детский сад – школа – вуз»;
2. Обеспечение качественной подготовки выпускников школ к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях, где самообучение и самообразование является необходимым компонентом обучения;
3. Увеличение объёмов учебных школьных знаний, без увеличения времени на их изучение;
4. Реализация принципа индивидуальности, позволяя каждому ученику изучать учебный материал в подходящем для него темпе обучения.
Возможности выдвигаемой технологии самообучения старшеклассников ещё полностью не раскрыты, что дает основание педагогам-исследователям активно заниматься изучением этой тематики.
Эффективное достижение указанных проблем возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [3].
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, необходимо учить старшеклассников учиться самостоятельно. Процесс обучения должен рассматриваться с точки зрения того, насколько он их готовит к самообучению, а в дальнейшем и самообразованию.
Использованные источники информации
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Яковлев Н.А. Система самообразования школьников в обучении экономической и социальной географии мира в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия): диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2004. - 152 с. - https://dlib.rsl.ru/01002626971
- сайт Министерства образования и науки РФ - https://минобрнауки.рф
- сайт «Словари и энциклопедии» - https://dic.academic.ru