Пояснительная записка
Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».
Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.
Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).
Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».
Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально-коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».
НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска.
Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.
Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую-либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.
Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).
Цель: Создание условий для развития у детей среднего возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признаков.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение составлять вопросы восполняющего типа.
- развивать умения детей осуществлять поиск имени признака температуры.
Развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей.
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
Воспитательное:
- Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Образовательные области:
- Познавательное развитие,
- Социально-коммуникативное развитие.
Активные виды деятельности:
- игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
- коммуникативная деятельность: беседа
- познавательно-исследовательская деятельность: исследование объекта.
Материалы и оборудование: Модульная тряпичная кукла «Чудик» (приложение 2), методическое пособие «Я познаю мир», картинки с изображением методов закаливания водой, интерактивная доска, морфологическая таблица и фломастеры различных цветов, 4 контейнера с водой холодной, прохладной, тёплой и горячей по температуре; индивидуальные полотенца, мячи для массажа «су-джок».
Предварительная работа: цикл занятий по ознакомлению с возможностями восприятия органов человека, работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака», постановка вопросов от имени признака к объекту. Цикл ОД «Здоровый образ жизни», НОД «Цвета и настроение».
Ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
№ |
Этап занятия (структурные компоненты деятельности) |
Действия участников НОД |
||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
1 |
Вводная часть |
4 мин. |
||
1.1 |
Организационный момент |
- Проходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями. Начнём занятие с нашего ритуала радости: - Ритуал радости сработал - настроение у нас отличное! |
Дети встают в круг, взявшись за руки: |
1 мин. |
1.2 |
Мотивация. Организация |
Воспитатель вносит модульную куклу «Чудик» (приложение 2): - Что мы дарили Чудику? Чудик: - Чудик ты заболел? |
- К нам пришёл друг Чудик.
- Мы подарили Чудику «помощников умной головы»: уши, нос, руки, глаза, и язык. |
1 мин. |
1.3 |
Коммуникативная деятельность
Постановка цели. |
Ребята, я принёс картинки. На них изображено, как люди закаляются. - Молодцы, ребята. Давайте, начнем закалять нашего Чудика. |
Ответы с опорой на картинки: - Принимать холодный душ; |
2 мин. |
2. |
Основной этап |
13 мин. |
||
2.1 |
Составляем вопросы восполняющего типа с использованием |
- Зададим вопрос от имени признака температуры к «объекту» вода. - Прочитайте, пожалуйста ваш вопрос. |
Работа с интерактивной доской. Формулируют вопрос от имени признака температуры к объекту вода: |
4 мин. |
2.2 |
Динамическая пауза |
Молодцы, а теперь сделаем приятное нашим ручкам и отдохнём. |
Берут массажные мячики и садятся на ковер. |
1 мин. |
2.2 |
Познавательно- Работа с морфологической таблицей |
- Узнаем значение признака температуры воды. Найдем значение признака температуры воды, начиная с 1-го контейнера.
- Каким цветом можно обозначить холодную воду?
- Каким цветом можно обозначить прохладную воду?
- Каким цветом можно обозначить тёплую воду?
- Каким цветом можно обозначить горячую воду? |
- Потрогать руками воду - руки помощник умной головы и задать наш вопрос. Поиск детьми значения признака температуры воды в контейнерах: - Обозначим её синим (голубым) и т.п. цветом. 2. - Вода, какая ты по температуре? 3. - Вода, какая ты по температуре? 4. - Какая вода по температуре? |
6 мин. |
2.3 |
Коммуникативная деятельность |
- Посмотрите на заполненную таблицу (приложение 4.1).
Чудик: |
- Из второго контейнера (фиолетового) мы возьмём воду для закаливания Чудика. Прохладная вода подходит для закаливания. Ребята помогают Чудику провести процедуру закаливания. |
2 мин. |
3. |
Заключительный этап |
3 мин. |
||
3.1 |
Рефлексия |
Чудик: - Что вы сегодня делали? |
- Закаливали Чудика. Чтобы он не болел. |
3 мин. |
|
20 мин. |
Список источников
- Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Т.В.Владимирова ; Муницип. дошк. образов. учреждение "Центр развития ребенка" дет. сад № 178 "Облачко", Каф. пед. технологий Ульян. пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. – 106 с.
- Сидорчук Т.А., «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 248 с.
- Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания». – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136 с.