НОД в рамках реализации ФГОС дошкольного образования для среднего дошкольного возраста (4–5 лет) по познавательному развитию. «Закаляем Чудика»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».

Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.

Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).

Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».

Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально-коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».

НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска.

Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.

Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую-либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.

Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).

Цель: Создание условий для развития у детей среднего возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признаков.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать умение составлять вопросы восполняющего типа.
  •  развивать умения детей осуществлять поиск имени признака температуры.

Развивающие:

  • обогащать и развивать словарный запас детей.
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;

Воспитательное:

  • Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Образовательные области:

  • Познавательное развитие,
  • Социально-коммуникативное развитие.

Активные виды деятельности:

  •  игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
  •  коммуникативная деятельность: беседа
  •  познавательно-исследовательская деятельность: исследование объекта.

Материалы и оборудование: Модульная тряпичная кукла «Чудик» (приложение 2), методическое пособие «Я познаю мир», картинки с изображением методов закаливания водой, интерактивная доска, морфологическая таблица и фломастеры различных цветов, 4 контейнера с водой холодной, прохладной, тёплой и горячей по температуре; индивидуальные полотенца, мячи для массажа «су-джок».

Предварительная работа: цикл занятий по ознакомлению с возможностями восприятия органов человека, работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака», постановка вопросов от имени признака к объекту. Цикл ОД «Здоровый образ жизни», НОД «Цвета и настроение».

Ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

Этап занятия (структурные компоненты деятельности)

Действия участников НОД

Деятельность педагога
(содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д)

Деятельность детей
(действия, примерные ответы)

Время

1

Вводная часть

4  мин.

1.1

Организационный момент

- Проходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями. Начнём занятие с нашего ритуала радости:
В круг широкий становись,
За руки скорей берись.

- Ритуал радости сработал - настроение у нас отличное!

 

 

Дети встают в круг, взявшись за руки:
- Настроение хорошее в маленькой стране подарит улыбочка и мне и тебе.
Мы большие, послушные, добрые….

 

 

1 мин.

1.2

Мотивация. Организация
направленного внимания.
Появление героя

Воспитатель вносит модульную куклу «Чудик» (приложение 2):
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

- Что мы дарили Чудику?

Чудик:
- Спасибо, вам ребята. Теперь, когда у меня есть «помощники умной головы», я могу получать информацию. АААпчи!!!!

 - Чудик ты заболел?
Чудик:
Да, я очень часто болею.  
Я слышал, что нужно закалятся. Закаливание делает организм стойким.

- К нам пришёл друг Чудик.

 

 

- Мы подарили Чудику «помощников умной головы»: уши, нос, руки, глаза, и язык.

1 мин.

1.3

Коммуникативная деятельность
Погружение в тему

 

 

Постановка цели.

Ребята, я принёс картинки. На них изображено, как люди закаляются.
- Поможем Чудику! Посмотрите на картинки и расскажите, как можно закаляться при помощи воды?

- Молодцы, ребята. Давайте, начнем закалять нашего Чудика.
А что нам для этого нужно?
- Какая по температуре нужна вода для закаливания Чудика?

Ответы с опорой на картинки:

- Принимать холодный душ;
- обливаться водой;
- купаться;
- обтираться мокрым полотенцем;
- ходить по мокрой дорожке.
- Для этого нам нужна вода!
- Для закаливания нам нужна прохладная вода.

2 мин.

2.

Основной этап

13 мин.

2.1

Составляем вопросы восполняющего типа с использованием
интерактивной игры
с карточкой «задаём вопрос»

- Зададим вопрос от имени признака температуры к «объекту» вода.
Обращает внимание на интерактивную доску:
Ой, посмотрите на экран.
На карточке «задаём вопрос» (приложение 3) все значки разбежались. Поставьте нужные значки на карточку.

- Прочитайте, пожалуйста ваш вопрос.
- Попробуйте поменять местами «значки». Прочитайте получивший вопрос.
- Вопросы вы составили отличные, будем задавать их к объекту вода. А перед этим можно немного размяться.

Работа с интерактивной доской.
Дети переносят на карточку «задаём вопрос» значки: «вопрос», «объект» и «признак» (приложение 3.1):
- Выбираем вопросное слово «какой».
-  Выбираем имя признака «температура».
- Выбираем «объект» – вода.

Формулируют вопрос от имени признака температуры к объекту вода:
- Какая вода по температуре?
- Вода, какая ты по температуре?
- По температуре какая вода?

4 мин.

2.2

Динамическая пауза
Физкультминутка
«Массаж пальцев рук»

Молодцы, а теперь сделаем приятное нашим ручкам и отдохнём.
- Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
Спасибо, молодцы, здорово у вас получилось.

Берут массажные мячики и садятся на ковер.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
(движения по пальцам)
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
 Кладут мячики на место.

1 мин.

2.2

Познавательно-
исследовательская
деятельность.

Работа с морфологической таблицей

- Узнаем значение признака температуры воды.
Что нужно нам сделать, чтобы узнать о температуре объекта?
Ребята, я вас приглашаю в центр экспериментирования.
Здесь стоят 4 контейнера с водой.

Найдем значение признака температуры воды, начиная с 1-го контейнера.

 

- Каким цветом можно обозначить холодную воду?

 

 - Каким цветом можно обозначить прохладную воду?

 

 

- Каким цветом можно обозначить тёплую воду?

 

- Каким цветом можно обозначить горячую воду?

 

- Потрогать руками воду - руки помощник умной головы и задать наш вопрос.

 Поиск детьми значения признака температуры воды в контейнерах:
1. - Вода, какая ты по температуре?
- Вода холодная по температуре.

- Обозначим её синим (голубым) и т.п. цветом.
Обозначают цветом температуру воды у каждого контейнера в морфологической таблице (приложение 4):

2. - Вода, какая ты по температуре?
- Вода прохладная по температуре.
- Отмечаем прохладную воду фиолетовым, (сиреневым) цветом.

3. - Вода, какая ты по температуре?
- Вода тёплая по температуре.
- Её обозначаем жёлтым (зелёным или оранжевым цветом).

4. - Какая вода по температуре?
- Вода горячая по температуре.
- Горячую воду обозначим красным (малиновым цветом).

6 мин.

2.3

Коммуникативная деятельность

- Посмотрите на заполненную таблицу (приложение 4.1).
Ребята, а из какого контейнера мы возьмём воду для закаливания?

 

 

Чудик:
- Пора закаляться.
Чудик приступает к закаливающим процедурам и ребята ему помогают

- Из второго контейнера (фиолетового) мы возьмём воду для закаливания Чудика.  Прохладная вода подходит для закаливания.
- Холодной водой сразу нельзя закаляться, можно простудиться.
- Вода тёплая полдходит для умывания для для умывания, мытья рук.
- Горячая вода уничтожает микробы, но можно обжеться.

Ребята помогают Чудику провести процедуру закаливания.

2 мин.

3.

Заключительный этап

3 мин.

3.1

Рефлексия

Чудик:
- Спасибо большое, ребята, теперь я перестану болеть.

- Что вы сегодня делали?
- Для чего мы это делали?

 

- Закаливали Чудика. Чтобы он не болел.
- Искали признак температуры воды. Чтобы выбрать нужную для Чудика.
И т.п.

3 мин.

 

20 мин.

Список источников

  1. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Т.В.Владимирова ; Муницип. дошк. образов. учреждение "Центр развития ребенка" дет. сад № 178 "Облачко", Каф. пед. технологий Ульян. пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. – 106 с.
  2. Сидорчук Т.А., «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 248 с.
  3. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания». – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136 с.