Процесс воспитания и обучения математике в школе при исправительном учреждении в свете новых ФГОСов

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ФГОС


В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать.
Ф.М.Достоевский

Доброта, понимание, поддержка, должны быть положены в основу всей деятельности пенитенциарной школы. Преступник прежде всего человек. Выдающийся врач и философ Ф. П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающий жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.

Порядок получения образования осужденными к лишению свободы регламентирует статья 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой говорится, что “в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования”, а также “осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию”.

Важнейшей особенностью школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая.

Это отвечает и современным требованиям ФГОСов, где важной задачей является, прежде всего, воспитание человека, а не его знаниевое натаскивание по предметам.

Большая часть наших учеников, пришедших со свободы, имеет пробелы в образование (от 3 до 5 лет), педагогическую запущенность, частичную потерю здоровья в результате употребления наркотиков, алкоголя.

В чем же тогда должна заключаться работа педагога в такой ситуации?

Всю свою работу я разбил на ряд этапов, которые четко регламентируются по времени и по условиям их осуществления. На первых этапах выполняются те задачи, которые являются приоритетными в воспитательной и учебной работе. Не надо забывать, что мы действительно зависим от определенных условий: часть учеников нашей школы могут уйти по УДО (условно-досрочного освобождение); уйти по этапу в другую зону; быть отправленными в больницу на лечения, обследование.

I этап. Работа учителя в таких условиях, должна быть направлена на формирование ценностных установок ученика, на изменение его взглядов на жизненные ценности.

Толку-то будет от того, что он отличник по предметам, а его ценностные установки остаются прежними. Нам нужны грамотные бандиты? Конечно нет.

Для формирования у ученика новых ценностных установок я применяю различные педагогические технологии: как в проведении уроков, так и во внеклассной работе.

Важную роль в этом вопросе играет проблемное обучение. Каждый новый урок по математики строится по принципу «от простого к сложному». Каждый урок затрагивает одну или несколько тем из математики. Уроки разбиты на шаги. Начинаем изучение с первого шага, и так далее по возрастанию. Каждый изученный урок должен быть понятным. Поэтому, не поняв одного урока, нельзя переходить к следующему, поскольку каждый урок в математике основан на понимании предыдущего.

II этап. Важной работой педагога в ИК является составление психолого-педагогической характеристики на каждого ученика. Психолого-педагогическая характеристика активно используется при технологии личностно-ориентированного обучения. Каждый ученик на уроке получает дифференцированное задание. Такое задание, которое под силу только ему. Личносто-ориентированное обучение позволяет формировать и стимулировать субъектную позицию ученика, создает условия для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся, ориентирует на формирование учебной деятельности учеников (а не на передачу учебной информации), развивает мотивационную сферу учащихся, ориентирует на развитие внутренних мотивов учения; стимулирует на становление собственного (личностного) смысла учения.

Личносто-ориентированное обучение особенно важно для нашей школы, т.к. большинство учащихся – осужденных имеют далеко не положительный опыт дневной школы. Как правило, это бывшие двоечники, прогульщики и нарушители дисциплины, от которых в школе только хотели избавиться. Доброта и терпение важны для учителя, чтобы вернуть такого ученика в школу, научить учиться и полюбить этот процесс обучения.

Приятно смотреть, как некоторые ученики начинают раскрываться в процессе учебы. Для них и самих становится открытием, что он может хорошо учиться и ему это приятно. Самое важное, в этом процессе, преодолеть себя, свою лень, а это уже первый шаг к формированию воли, которая у большинства из них не развита.

Важным моментом этой сложной работы является выявление основных проблем со здоровьем ученика. Для нас не секрет, что преобладающим заболеванием осужденных в колонии является психопатия. Это сложное психическое заболевание, которое требует особой осторожности в работе с учеником, где учитель работает только по рекомендации медиков. Учитель обязательно должен знать, сколько в классе у него психопатов и вся учебная деятельность его должна строится по четко продуманной схеме, исключающей острых, травмирующие проблем. Торопливость, хаотичность в работе учителя полностью исключается и обязательно учитываются рекомендации медиков, а также психолога колонии.

В своей работе с такими ученикам я использую технологию развивающего обучения.

Как сказал Сенека «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Это новый, субъектно-деятельностный тип обучения, идущий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека. Это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование. Переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливаться к уровню и особенностям индивидума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Важным в это ситуации становится создания для каждого ученика своеобразного "банка ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем.

При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оцениваются не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности. Позитивный настрой ученика – это не только показатель его успешной учебной деятельности, но и та самая почва для формирования уверенности в себе, своих силах и возможном выздоровлении и хорошего будущего. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников

Для этого подбираются и определенные типы уроков: проблемно-поисковый, интегрированный, творчески-реализационный (нетрадиционный)

III этап. Все эти моменты учитываются при составлении личной персональной карты наблюдения за успехами и развитием ученика пенитенциарной школы. Конечно, это серьезно осложняет работу классного руководителя, да и педагога тоже, но результат дает хороший.

Работа педагога в школах при ИУ радикально отличается от таковой в дневных школах. Администрация ИУ предъявляет особые требования к учителям и сотрудникам школы: высокий профессионализм учителя, способного работать с педагогически запущенными учениками; с учащимися, имеющими большой перерыв в обучении. Не каждый учитель может выдержать условия работы в такой школе. Только педагог, обладающий чувством такта, умениями проявлять сочувствие, поддержать морально и советом в трудных жизненных ситуациях, сдерживать негативные эмоции, с волевыми личностными качествами, может реализовать себя как педагог, достичь положительных результатов в обучении и воспитании “проблемных” учащихся.

Анализируя предварительные итоги работы в школе при ИУ, я пришел к выводу, что необходимо искать иные формы общения и обучения заключенных под стражу. Важно „пробить“ в них стену равнодушия к себе и окружающему миру.

На уроках математики мною используются активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока математики становится обучение приёмам поиска моделирования. А что это? Как его описать, разложить по составу умственных действий? В самом грубом приближении это формализация - работа с моделью (поиск связей, отношений и алгоритмов) - испытание (в компьютерной модели) - интерпретация.

В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий так, чтобы ученикам было интересно. Чтобы сюжеты задач были для них актуальны, выглядели “живым материалом”, а не сразу - непонятной абстракцией. Для этого нужно научиться находить на уроке место небольшим проектам!

Так, чтобы были задействованы навыки вычислений и преобразований. Но развивались бы также навыки формализации, схематизации, алгоритмизации.

Так, чтобы можно было не только записывать решение на бумаге, но также строить простейшие и более сложные модели на компьютере и проверять, работает ли модель, все ли мы верно учли, когда строили модель?

Так, чтобы на уроке, кроме тренингов и отработки типовых алгоритмов, было место обсуждению решений и поиску альтернативных.

Так, чтобы ученики могли сами создавать цифровые объекты с использованием математических инструментов: сначала простые, потом все более сложные...

Условий много! Но выход есть…

Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения становится проектная и исследовательская деятельность учащихся. Охват учащихся, занимающихся проектной деятельностью, растет, на сегодня это 30% от общего числа учащихся.

Учащиеся, уже имеющие исследовательский опыт, активно выступают с сообщениями о своей работе, демонстрируют презентации, проекты.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный. Работа начинается с подготовки эмоциональной составляющей. Чтобы увести учеников от однообразной работы на уроке, можно составить урок-игру, и вовлечь ребят в соревнование по решению стандартных заданий.

Требования общества, такие как долг, совесть, достоинство, стали внутренними стимулами личности. Осуществление этого процесса возможно и на уроках математики: содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, таблицы, графики, стихи и т.д. Воспитание средствами математики возможно через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Обучение математики призвано содействовать расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря ее содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы вернуть обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки. Чтобы учащийся, выйдя на свободу, мог принести пользу государству и обществу. Мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д.

Очень приятно учителю школы читать письма бывших осужденных, в которых есть такие строки: “Не могу не сказать слов благодарности моим учителям, которые всегда хотели, чтобы я получил образование и быстрее освободился, эти учителя научили меня трезво глядеть на мир. Большое спасибо за благородный и тяжелый труд, который научил меня уму – разуму”.