Цели урока:
- продолжить знакомство с повестью В.О.Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
- познакомить учащихся с профессиями, которые были популярны в годы ВОВ;
- подвести учеников к осознанию того, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятия несовместимые и противоестественные;
- повторить на английском языке лексический материал по теме «Профессии», повторить грамматику языка;
- привить учащимся чувство любви и уважения к культурным ценностям мира, развить эстетический вкус;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
- развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию;
- совершенствовать навык использования в устной речи ранее изученных грамматических конструкций.
Оборудование: портрет В.О.Богомолова, работы учащихся, презентация, видеофрагмент из программы «Что? Где? Когда?», иллюстрации по теме «Детство и война», раздаточный материал.
Ход урока
I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой на урок
О.А. Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Л.И. Are you ready to work hard and show your knowledge? I see you are! It’s great! (Вы готовы работать усердно и показать свои знания? Я вижу, что да! Прекрасно!)
О.А. Добрый день, участники семинара! Рады вас приветствовать на бинарном уроке родной литературы и английского языка!
Л.И. Good day, our gests and pupils! We hope that our lesson will be interesting and useful for all of you. (Добрый день, наши гости и ученики! Мы надеемся, что наш урок будет интересным и полезным для всех вас.)
II. Формулирование темы урока
О.А. У нас сегодня необычное занятие. О чем же мы будем на нем говорить? Сформулировать тему урока могут только настоящие знатоки. Побудем и мы знатоками.
Л.И. I offer you to visit the intellectual club “What?Where?When?”.( И сейчас мы отправимся в интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»).
Watch the video and try to answer the host’s guestion: “Whom is this monument dedicated to?|” (Посмотрите видеофрагмент и попробуйте ответить на вопрос ведущего.)
(We think, this monument is dedicated to… - начало ответа, можно разместить на доске, чтобы детям легче было отвечать)
- Now, attention, please, let’s listen to the correct answer. Look at the screen, please. (ученики смотрят конец видеофрагмента)
The correct answer is that this monument in London is dedicated to the women of the Second World War.
Л.И. I think, now you know,what will we talk at our lesson about? (About Professions) – These professions were very popular during the Second World War and they are very actual nowadays. (Так о чем же мы будем говорить на нашем уроке? (1) О профессиях. Эти профессии были очень популярны в годы Второй мировой войны, и они актуальны в наши дни. (2) About the Second World War - О Второй мировой войне.
О.А. Да. Много разных профессий было освоено не только женщинами, но и детьми того времени. Я думаю, что вы убедились в этом, читая повесть В.О Богомолова «Иван». Война изменила судьбы не только взрослых людей, но и обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. Пусть наше размышление на тему: «Человек есть то, что он помнит» станет выражением нашей благодарности всем тем, кто когда-то воевал и воюет сегодня за мирное небо над головой.
III. Работа по теме урока
1. Л.И. First of all, let's found out, what professions were popular during the Second World War. Look at the picture and try to guess a profession. (Прежде всего, давайте узнаем, какие профессии были популярны в годы второй мировой войны. Показываю картинки, дети угадывают профессию, называют ее.)
A doctor - врач
a sailor- моряк
a fireman- пожарный
a driver - водитель
a policeman - полицейский
a pilot-пилот
a photographer-фотограф
a postman - почтальон
a seamstress, a tailor – швея, портной
a nurse - медсестра
a cameraman - кинооператор
a welder - сварщик
a cook – повар
- Most of them are professions for men. But they were mastered by women and children. (Многие из них – мужские профессии. Но они были освоены женщинами и детьми)
2. О.А. Да, сложно было в военное время. Особенно тяжело было детям. Дети и война…
Что такое «война» и каково было детям во время войны…
Л.И. What are your associations with WAR and CHILHOOD? (Каковы ваши ассоциации с ВОЙНОЙ и с ДЕТСТВОМ?)
«Детство» - «CHILHOOD» | «Война» - «WAR» |
Солнце – sun |
Холод – cold, frost |
Cемья – family |
Страх - fear |
Родной дом – home |
Огонь, пожар - fire |
Игрушки – toys |
Плен, тюрьма - prison |
Школа - school |
Слезы - tears |
Сладости – sweets |
Гибель - death |
Друзья – friends |
Враг - enemy |
Веселье – fun |
Кровь - blood |
Мультфильмы – cartoons |
Горе, страдание - sorrow |
О.А. Детство, каким бы оно ни было, - это время, к которому не раз мысленно возвращается человек. А как быть, если детство пришлось на военные годы? Что довелось пережить? Какой след оставила война в душах?
На эту тему в нашей литературе много замечательных произведений.
Вот и мы с вами вновь обращаемся к повести В.О.Богомолова «Иван».
3. Вспомните, что мы знаем о писателе.
Ученики. Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
4. Беседа по содержанию.
О.А.: О чем рассказывается в повести В.Богомолова «Иван»?
(На экране краткая сюжетная линия произведения на английском, данная в неправильном порядке.)
Л.И.: Look at the screen, please, here is a plot of this story. But it isn’t correct. You need arrange the sentences in the right order. (Посмотрите на экран, пожалуйста, перед вами сюжетная линия повести “Иван». Но она ошибочна. Вам необходимо расположить предложения в правильном порядке.)
План
- Появление грязного мальчика. – Appearing of a dirty boy in the staff.
- Подготовка к важному делу. – Preparation for important business.
- Мальчик ждет Катасоныча. – The boy is waiting for Katasonych.
- На другой стороне Днепра. – On the other side of Dnieper river.
- Тревога за Ивана. – Trouble for Ivan.
- Встреча больших друзей. – Meeting of great friends.
- Гальцев в Германии. – Galtsev is in Berlin.
- Назовите главных героев повести. Какие военные профессии в ней описаны?
(Мальчик - разведчик Иван, офицеры, его боевые соратники, рассказчик, от лица которого ведется повествование). Холин, офицер разведотряда штаба армии, Гальцев, исполняющий обязанности командира батальона, сержанты Ляхов и Мороз из разведроты, командир взвода из разведроты дивизии Катасоныч.
Какая профессия наиболее полно освещается в повести? (профессия разведчика)
Какой он, настоящий разведчик?
Кто соответствует этим требованиям? (Иван)
- Мы познакомились с героем повести – мальчиком Иваном. В повести дано несколько портретных характеристик героя. Какие и почему? Подтвердите примерами из текста.
В повести проницательный читатель «видит» двух мальчиков - двух Иванов - ребенка и солдата - разведчика.
5. Исследовательская работа.
Найдите сходство и различие Ивана-ребенка и Ивана-солдата (разведчика).
В результате исследования появляются следующие записи на экране:
Иван-солдат (разведчик) |
|
Портрет «Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший от холода и дрожавший; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны», «маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи». «Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь». «Грязная рубашка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города». «Он стянул рубашку, обнажив худенькое с проступающими ребрами тельце, темное от грязи». |
Внешний облик «На нем была маленькая, сшитая, как видно специально для него, шерстяная гимнастерка с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком, темно-синие шаровары и аккуратные яловые сапожки». «На нарах лежал дубленый мальчиковый полушубок, новенький, очень нарядный, и офицерская шапка-ушанка». «Из большого немецкого чемодана уже извлечены порыжелый изодранный мальчиковый пиджак на вате и темно-серые, с заплатами штаны, потертая шапка-ушанка и невзрачные на вид подростковые сапоги. На краю нар расположены холщовое исподнее белье, старенькие - все штопанные - фуфайка и шерстяные носки, маленькая засаленная заплечная котомка, портянки и какие-то тряпки». |
Вывод: Таким образом, автор очень скрупулезно работает над портретом мальчика. Читатель может понять весь трагизм положения: ребенок на войне; мальчик, играющий в очень серьезные мужские игры.
- В народе говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Первое впечатление порой бывает очень важным.
- Какое же впечатление оставила у вас первая встреча с мальчиком?
- Как он держится?
Мы понимаем, что мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.
- Как вы думаете, случайно ли автор представляет главного героя маленьким щуплым мальчиком? (не случайно, таким образом, Богомолов, пользуясь приемом контраста, хотел подчеркнуть его сильный характер)
- Почему люди, знавшие Ивана, говорили, что характер у него непростой – «парень с норовом». (Иван держался очень уверенно, даже вызывающе для своего возраста: «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление; его утверждение, будто он с того берега, казалось мне явной ложью»)
- С чем связано такое поведение? (он служил в разведке, возвратился с «другой стороны», переплыв Днепр, выполнив опасное задание; он не считал нужным объяснять свое появление – был недоверчив и осторожен).
- Почему «никак не верилось» старшему лейтенанту Гальцеву и бойцам из охранения, «что маленький Бондарев с того берега»?
- Потому что берег, на котором находились сёла Диковка и Сосновка, где были немцы, и противоположный берег, на котором закрепилась наша дивизия, разделял Днепр.
- Накануне Гальцев получил инструкцию, в которой говорилось, если температура воды ниже +15, то переправа вплавь исключительно трудна, а через широкие реки просто невозможна для здоровых мужчин.
- Как мы знаем, на дворе был октябрь, а температура воды была +5. Поэтому и терялся в догадках старший лейтенант Гальцев: как же оказался мальчик на этом берегу.
- Как сам мальчик объясняет, почему он оказался не в Диковке, где с лодкой ждал Катасоныч, а здесь.
Ученик. (зачитывает) В Диковке немцев - к берегу не подойдёшь-, сказал мальчик, виновато улыбаясь. - Я плыл от Сосновки (далее см. по тексту).
Мальчик совершил то, что и не всякому взрослому под силу.Это настоящий подвиг. Итак, это была наша первая встреча с маленьким разведчиком, которая, уверена, осталась в памяти не только у Гальцева, но и у нас вами. Мы ещё раз встретимся с Иваном. Он выполняет «взрослое» дело, но ведь по сути он ещё со всем ребёнок.
- Почему мальчик оказался в самом центре очага военных действий?
Ответить на этот вопрос помогут слова героя повести Холина: «У него на уме одно: мстить до последнего! Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!»
- Почему Иван на войне?
(«То, что он делает, и взрослым редко удается. Он один делает больше, чем ваша разведрота»). Он чувствует себя нужным, необходимым; каждый раз отправляясь на операцию, мальчик знает, что от него зависят жизни многих людей, выполнение боевой задачи.
- Что чувствуют офицеры, находящиеся рядом с Иваном, отправляющие его в разведку?
(Чувство двойственное: «понимаю, что по законам военного времени деятельность Ивана просто необходима», с другой - чувство вины, «необычайно теплое чувство».)
- Вспомним эпизоды, в которых он просто мальчишка, ваш ровесник.
Грызёт леденцы, читает журналы, мечтает о ноже, играет в землянке.
Война - состояние перевернутой нравственности. Она своим черным крылом задела Ивана, коренным образом изменила его жизнь, превратила ребенка в солдата, который, уходя на задание, каждый раз рискует собственной жизнью.
Война лишила Ивана семьи, Дома. Землянка стала его Домом, а офицеры, бойцы - его самыми близкими людьми. (Хотя в произведении открыто об этом не говорится, мы можем предложить и такой вариант).
- А Ивана взрослые оберегали?
Да, оберегали. Его уговаривали поехать учиться в суворовское училище. Сам командир убеждал его: и по- хорошему, и грозился. И Гальцев, и Холин, и Катасоныч заботятся о нём. Они очень тщательно готовят отправку Ивана в тыл врага во второй раз: если мальчика заметят, то Гальцев с Холиным должны отвлечь внимание немцев и любой ценой прикрыть отход мальчика к лодке, а батареи с берега огнём должны ошеломить противника, чтобы дать Ивану возможность уйти.
- Почему же Иван не слушает взрослых?
- Как вы понимаете слова «Ненависть ему душу жгла».
Иван Бондарев (Буслаев) из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Родственников у него нет. Одна мать, но где она сейчас – неизвестно. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере смерти. И вот он разведчик. Он не слушает взрослых, потому что хочет мстить. Ивану столько пришлось пережить, что теперь в душе его лютая ненависть к фашистам.
- Как вы понимаете эти слова?
Иван приносит большую пользу. «Он один даёт больше, чем ваша разведка,» - говорит Холин.
- Иван имеет награды: медаль «За отвагу», Орден Отечественной войны.
IV. Обобщение. Работа с литературоведческими терминами
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Тема – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей.
Дети и война понятия несовместимые.
Почему же спустя годы после войны писатели обращаются к данной теме?
Какими мыслями хотел поделиться с нами писатель?
Он против сочетания слов «война» и «дети». Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Вам я желаю совершать подвиги, но только в мирное время – пусть это будут трудовые подвиги., но с памятью о прошлом. Нужно обязательно не забывать: «Человек есть то, что он помнит».
V. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке по «Лесенке успеха» (на картинке выделить ту ступеньку, на которой они находятся)
Вам нужно дописать предложения (на карточках на англ. и рус.яз) – на выбор.
- Сегодня на уроке я вспомнил…. Today at the lesson I reminded… (the professions)
- На уроке я узнал… At the lesson I found out…(what professions were popular during the Second World War)
- Больше всего мне запомнилось… The most remembered thing of the lesson was…(its bilingualism)
- Мне было интересно… It was interesting to …(guess the professions)
- Мне было трудно… It was difficult to…(guess the name of the monument)
VI. Итог урока. Домашнее задание. Оценки за урок
- Родн. литер. - Написать сочинение-рассуждение на тему «Человек есть то, что он помнит».
- Англ. Яз. – Составить кроссворд по теме «Профессии».