В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является проблема развития эстетического восприятия. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сформированность эстетического восприятия является необходимым условием развития человека высокой культуры. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии на него органов чувств. Восприятие как ощущение, связано, прежде всего, с анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека, восприятие - совокупность ощущений.
Современная педагогика определяет эстетическое восприятие, как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое восприятие связано с чувственным восприятием окружающего мира. Эстетическое восприятие ребенком окружающего мира являет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Оно включает эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию произведений искусства.
По мнению В.А.Сухомлинского, развитие эстетического восприятия предполагает «организацию жизни и деятельности детей, способствующих развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает». Основной задачей развития эстетического восприятия у дошкольников является «приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов». Развитие эстетического восприятия является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Путь развития эстетического восприятия начинается для ребенка, прежде всего, с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно – зрительных, осязательных и слуховых. «Эстетическое восприятие предполагает широкое использование прошлого опыта, который складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения. Ребенок учится оценивать красоту окружающей действительности, давать эстетическую оценку тем или иным выразительным свойствам, деталям». На основе такой оценивающей активности и формируются способности, помогающие овладевать законами красоты во всех областях жизни.
Трудно представить себе формирование эстетического восприятия детей без природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения». Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках, запахах и звуках. В.А.Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Природа - важнейшее средство воспитания и развития ребенка. Сколько нового узнает ребенок, сколько открытий делает он, общаясь с природой! Дети, контактируя с природой в разные сезонные периоды, с помощью органов чувств (в процесс наблюдения у ребенка включены все анализаторы): воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звук, цвет, пространственное положение и многое другое. У них формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понимать связи и отношения природных явлений, усваивать новые знания и понятия. Общение детей с природой имеет и идейно- мировоззренческое значение, накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать занимательную, интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами, качествами природных объектов и явлений, учатся замечать их изменение и развитие, осваивают правила взаимодействия. В процессе таких контактов у ребенка развивается любознательность, закладываются основы экологического сознания и поведения. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически чувствовать и воспринимать её, то есть уметь видеть красоту природы сопереживать ей. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы должно вызывать у детей чувство бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
Особенно страдают от нехватки контактов с природой дети, живущие в крупных мегаполисах. Процесс урбанизации ограничивает непосредственное общение с природой в условиях города. В таких условия, воспитатель тем более должен использовать любую возможность привлекать детей к наблюдениям и труду в природе на участках детского сада, в природных уголках группы, на прогулках и экскурсиях.
Эстетическое восприятие, сформированное в различных образах, отражается потом в художественном творчестве ребенка. Природа во все времена служила содержанием творчества, в том числе и детского. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения. Различные виды изобразительной деятельности детей в ДОУ помогают закреплять, систематизировать и углублять элементарные знания о природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве. Поэтому наблюдение с детьми объектов природы должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс нужно так, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания, это повышает интерес к окружающему и вызывает желание отражать явления окружающего мира в своем творчестве.
Изображая природу, работая с природным материалом, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Способность открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой - родовое свойство человечества. Невосприимчивость к красоте природы, «глухоту» к ней следует рассматривать как изъян, который, в последствии, может привести к атрофии ценностного отношения к природе и потребительской ориентации сознания.
«Конечная цель эстетического восприятия - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицын). Эта цель также отражает и формирование эстетического восприятия детей, как части всего педагогического процесса в ДОУ. Природа и общение с ней играет в этом процессе главнейшую роль.