Этапы урока |
Ход урока |
Методы,
Приемы,
Средства |
Прогнозируемые умения учащихся |
Организационный момент.
Формулировка задач урока |
Приветствие. Знакомство с классом.
Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок был уроком открытий, и я желаю вам успехов в их совершении!
Пожалуй, нет наглядней темы
Пищеварительной системы.
Здесь можем всё пронаблюдать:
Зачем жевать и чем кусать,
Как разрушается крахмал,
Когда ты пищу прожевал;
Действие соков на белки
В пробирке можно провести.
Потрогать можно, наблюдать, -
И даже что-то обонять..
Но главное – свои открытья
Уже не сможешь позабыть ты!
Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока, проанализировав это короткое стихотворение.
Цель:
Изучить процессы пищеварения с помощью опытов.
Задачи:
- Провести собственные исследования;
- Проанализировать результаты;
- Сделать и зафиксировать выводы.
|
Словесные методы (Поэтическое вступление) |
- постановка цели, прогнозирование учащимися основных способов взаимодействия, запланированных учителем |
Активизация познавательной деятельности перед изучением новой темы |
Давайте вспомним то, что вы уже знаете о пищеварении.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в определение:
Пищеварение это …… обработки пищи, в результате которого ……. вещества распадаются на простые, которые могут ……… организмом.
Задание 2. Выбрать (обвести кружком):
1 вариант – питательные вещества,
2 вариант – продукты питания.
Мороженое.
Творог.
Углеводы.
Хлеб.
Белки.
Картофель.
Колбаса.
Жиры.
Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы:
а) желудок,
б) толстая кишка,
в) ротовая полость,
г) тонкая кишка,
д) пищевод,
е) глотка.
Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок! Оцените свою работу на 5.
Химические преобразования этих веществ (Б, Ж, У) в разных отделах - РП, Жк, К мы будем сейчас исследовать. |
Эвристическая беседа, проверочная работа с элементами самооценки. |
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации.
Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление взаимосвязей между понятиями |
Открытие новых знаний в процессе выполнение лабораторной работы и анализа ее результатов |
Выполнение практических заданий по инструкционным карточкам, постановка эксперимента, формулирование выводов (Работа в парах.)
? Где происходит начальный этап переваривания пищи?
В ротовой полости.
? Можете ли вы назвать состав слюны?
Вода, бактерицидные вещества, ферменты (амилаза, мальтаза, лизоцим).
? Какие вещества расщепляются ферментами слюны? (углеводы)
?? Как это можно доказать? (выдвижение гипотез, отбор реально осуществимых)
Я предлагаю вам провести первое собственное исследование, поставить биологический эксперимент! и подтвердим наши предположения на практике.
Опыт №1. Возьмите кусочек хлеба и жуйте в течение двух - трех минут, не сглатывая слюну. Что вы почувствовали? Сладкий вкус, что это значит?
Под действием ферментов слюны крахмал (углеводы) разлагается до глюкозы.
! Проведём ещё один эксперимент.
Опыт №2. Перед вами – накрахмаленные фильтры и раствор йода. Что происходит с крахмалом в результате взаимодействия с йодом? (становится фиолетовым). Проверьте, так ли это.
!Нанесите на второй накрахмаленный фильтр слюной какой – то знак, погрейте его между ладонями, согрейте дыханием. !Мы снова повторяем опыт с углеводами, только теперь держим их не во рту, а между ладонями – моделируем процесс пищеварения. (Учащиеся выполняют лабораторную работу)
? Какие у вас есть предположения - гипотезы, относительно результата исследования?
! Теперь опускаем второй кусочек марли в раствор йода.
? Почему появились светлые пятна на синем фоне?
Крахмал относится к углеводам и при действии на него слюны он разрушается, а образовавшиеся продукты не изменяют окраску йода!
Учитель: На основании результатов этого мини – исследования сформулируйте вывод. Слюна содержит ферменты, расщепляющие углеводы (Запишите этот вывод в свои рабочие листы)
? А почему не у всех одинаково ярко проявился символ? Разное количество ферментов содержится в слюне. В слюне курильщиков, например, ферментов меньше, чем у некурящего.
От того, как качественно пережевана пища, зависит процесс пищеварения, поэтому говорят «Кто долго жует, тот долго живет», а плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов, потому что от этого зависит работа всего организма. А в каком состоянии ваши зубы?
Продолжим исследование.
Из ротовой полости, пища, обработанная слюной, поступает в желудок.
! Вспомним что такое желудок? С. 180. |
Словесно-наглядные методы, иллюстративный материал |
Общеучебные УД:
-планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей.
- постановка и решение проблемы:
формулирование выводов и умозаключений;
- фиксирование результатов.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи |
Изучение нового материала |
Просмотр фрагмента учебного фильма
Цель просмотра: Ваша задача внимательно посмотреть на процессы, происходящие в пищеварительной системе, послушать информацию, для того, чтобы использовать эту данные для своего исследования. |
Словесно-наглядные методы, иллюстративный материал |
- выделение необходимой информации;
- умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности;
- формулирование проблемы. |
Открытие новых знаний в процессе выполнение лабораторной работы и анализа ее результатов |
Как же происходят эти процессы?
Желудок – расширенная часть пищеварительной трубки. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно, тело и выходную часть, а так же 2 края – большая и малая кривизна.
Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л., но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются.
- У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);
- У высоких – удлинненый, имеет форму чулка;
- У лиц среднего телосложения – форму крючка.
Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.
Стенка желудка состоит из нескольких слоев: слизистой оболочки, подслизистого и мышечного слоя. Мышцы стенки желудка хорошо развиты и представлены тремя слоями волокон, с разной ориентацией: продольными, кольцевыми и косыми.
Физминутка. Давайте сейчас мы разомнём свои продольные и косые мышцы – потянемся, сделаем скручивания, изогнёмся как желудок полного человека, вытянемся – как желудок худого и высокого человека, надуемся, как наполненный желудок, и втянем живот как стенки пустого желудка. Хорошо. Продолжим.
Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием и образует складки, увеличивающие ее поверхность. В толще слизистой оболочки содержится большое количество желез. Сколько их? (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу, вырабатывающих желудочный сок. Что это?
С. 180 Желудочный сок – бесцветная прозрачная жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка, содержащая соляную кислоту и имеющую кислую реакцию. За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.
Желудочный сок = соляная кислота + слизь + ферменты.
? Что произойдёт если желудочным соком подействовать на кусочек слизистой оболочки «чужого» желудка? Он его переварит. Почему же не происходит переваривание собственных стенок желудка?
Ученые считают, что этому препятствует слизь, не только обволакивающая стенки желудка, но и содержащее особое защитное вещество – антипепесин.
! Давайте проверим, что происходит с питательными веществами в желудке. Какие вещества осуществляют пищеварение в желудке? Ферменты и кислота
При этом ферменты слюны в кислой среде желудка недеятельны, хотя в глубине пищевого комка, попавшего в желудок, они еще продолжают пищеварение в течение 20 минут!
! Проведём опыт. Действие ферментов на белок.
? А где же мы возьмём необходимые для переваривания пищи ферменты?
Опыт №3. Белок куриного яйца + ферменты + раствор кислоты + t
Пока греют: Желудочная (соляная) кислота и ферменты (Главным ферментом желудочного сока является пепсин, который активизируется в присутствии соляной кислоты и расщепляет белки. Кроме пепсина содержит химозин (ренин), расщепляющий белок молока и липаза - расщепляющая жиры молока.).
На основании результатов этого мини – исследования сформулируйте вывод.
В желудке под действием кислоты и ферментов расщепляются белки.
Из желудка пищевая кашица небольшими порциями поступает в тонкий кишечник, длиной 5–7 м. Начальный и самый короткий отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстная кишка длиной до 30 см и диаметром до 5 см. В полость этой кишки, открываются протоки двух самых больших пищеварительных желез - печени и поджелудочной железы.
Какую роль выполняют эти ферменты? (желчь участвует в расщеплении жиров)
У вас на столах – пробирки с маслом и водой. Если вы хорошо встряхнёте их, то масло в виде капель перемешается с водой, но потом снова отделится. Но из курса химии вы уже знаете, что чем мельче вещество и больше площадь соприкосновения, тем быстрее протекают химические процессы. Значит, для пищеварения важно превратить жиры в мельчайшие капельки (эмульгирование).
Опыт №4. Именно это и осуществляет желчь. Смоделируем этот процесс.
На основании результатов этого мини – исследования сформулируйте вывод – желчь ускоряет процесс пищеварения, расщепляет жиры.
Мы исследовали действия нескольких ферментов, а в слизистой оболочке тонкого кишечника расположены многочисленные железы, вырабатывающие ежесуточно до 2 л кишечного сока, содержащего более 20 ферментов, расщепляющих молекулы белков, жиров и углеводов до низкомолекулярных соединений, способных всосаться, т. е. проникнуть из пищеварительного канала в кровь или лимфу. Ферменты постоянно разрушают клетки слизистой оболочки кишки, поэтому в ней происходит самое быстрое деление клеток. Они обновляются каждые 3 дня.
|
Методы практической деятельности, работы в парах; проблемно-поисковый; |
- выделение необходимой информации;
- умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности;
- формулирование проблемы. |
Выводы.
Учащиеся на основании проделанной работы и практических исследований формулируют основные выводы урока |
После проделанной на уроке работы мы пришли к следующим выводам.
- Пища начинает перевариваться в ротовой полости, где расщепляются углеводы.
- Процесс расщепления осуществляется ферментами, проявляющими активность в слабощелочной среде при температуре тела.
- В каждом отделе пищеварительной системы происходят сложные и взаимосвязанные химические процессы.
|
Эвристическая беседа. |
Общеучебные УД:
Умение точно выражать свои мысли;
кратко и логично излагать свои выводы;
Коммуникативные УУД:
формировать умение конструктивно строить диалог; |
Проблемные задания для каждой группы.
Учащиеся, опираясь на полученные знания решают биологические задачи |
Для закрепления изученного материала разрешите проблемные задания, которые у вас на листках.
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель и другие овощи, входящие в состав винегрета? ?А хорошо ли переваривается пища, которую вы запиваете кислыми напитками и газировками? |
Преобразовательные |
Общеучебные УД:
- выделение проблемы,
- поиск путей решений проблемных заданий;
- поиск необходимой информации;
- умение структурировать знания;
Логические УД:
- анализ заданий с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи. |
Рефлексия.
Учащиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке |
Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест (в презентации).
Берегите свое здоровье! И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли и мази от кожных проблем, смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, что бы вы ни боялись показать свои ухоженные красивые зубы!
Сделали ли вы для себя сегодня открытия?
Для этого необходимо заполнить лист самооценки. (В это время учителем вручаются свидетельства о совершении собственного открытия).
- Мне было интересно узнать что…
- Мне было трудно понять, что …
- Свою работу я оцениваю на _____
|
|
|
Домашнее задание |
Учебник параграф «Пищеварение в желудке и кишечнике» - с.180-183, задания после рабочей тетради – на с.104-105.
Практическое задание: осмотрите свои зубы и посетите стоматолога, так как сложный процесс пищеварения начинается с ротовой полости и с зубов. |
|
|